Найти в Дзене
Кресель LIFE

Базис бытия. ЯМА и НИЯМА.

ЯМА.

Давайте попробуем представить себе объект.

Пусть это будет некий венец нашего творения, который мы создали по образу и подобию своему с целью помогать нам в трудах наших. Мы наделили его манипуляторами, с помощью которых он может ходить (они очень напоминают человеческие ноги, и части этих ног можно заменять так же, как при лечении проблем с суставами человека). У него есть манипуляторы, которыми он может брать что угодно и делать ими мелкую работу. У него есть некий закрытый объем, в который мы поместили системы обеспечения работоспособности данного объекта. Центральный процессор с камерами, микрофонами и динамиками мы приподняли над всей конструкцией, и все это завязали на центральный процессор, видеокарту и огромный объем памяти. Есть и оперативная память, и, само собой, жесткий диск на какой-нибудь очень большой объем информации. Это создание очень сильно похоже на нас внешне...

После того, как наш "робот" собран, его нужно «оживить»: создать условия, в которых все системы будут активированы с помощью некого программного обеспечения. И тут мы сталкиваемся с несколькими разными системами такого софта: например Майкрософт, Андроид или iOS. Что выбрать?

Если структурно представить себе человека как некую компьютеризированную модель, робота, наподобие созданного нами, то мы имеем "железо", "софт" и "оператора" этой системы. "Железо"- это наше тело, которое делится на три основные части: систему управления (ЦНС), систему манипуляторов и систему жизнеобеспечения. Понятное дело, что "софт" располагается и прилагается в ЦНС, и обеспечивает корректную работу "железа", системы манипуляторов и системы жизнеобеспечения. А "оператором", или контролером, является наше сознание. "Софт" делится на "системные" – закрытые – файлы, или вегетативную часть, и приобретённые программы, или соматическую часть.

Вегетативная часть НС закрыта для вмешательства и воздействия нашим сознанием. Базовые постулаты её работы обеспечивают нашу жизнедеятельность (т.е. работоспособность "железа").

Приобретённые программы - то программирование, которое закладывается в нас родителями и потом обществом, тоже делится на две части: базовые программы и программы временно-постоянные. Базовые программы - это то, что создаётся обществом для существования общества. Можно назвать их морально-этическими принципами и нормами, или законами социума. А ещё их можно назвать «ЯМА».

А теперь задумайтесь о том, что каждое отдельно взятое общество создаёт свою «ЯМУ», немногим отличную от таких же морально-этических норм другого общества. Говоря языком аналогий, одно работает на iOS, а другое на Андроиде. То, что норма для одних, - смерть для других. Качественным примером является столкновение культур аборигенов маори и приплывших европейцев. Маори жили, не тужили, друг друга ели, а тут европейцы со своим «программным обеспечением»...

По моему глубокому убеждению, любой человек - сложная программируемая система, которую можно изменять путём ряда манипуляций с сознанием. Все общества построены именно с учетом таких возможностей и очень активно их внедряют в жизнь социума. Чаще всего сам человек не способен к таким манипуляциям с глубокими слоями программы, и ему нужен специально обученный человек, который мог бы изменить условия функционирования программ, заменив их на более новые, качественно подходящие к новым условиям существования социума и этого человека в нем.

Если погружаться в термины и рассматривать основные мировые религии с их морально-этическими нормами и правилами, то в основных документах можно увидеть описание основных законов того или иного общества, или, проще говоря, заповеди. Я не являюсь приверженцем какого-либо религиозного течения, но отношусь к категории ищущих, и поэтому все приведенные ниже выжимки привожу с целью ознакомления и с попыткой привлечь читателя на свою сторону силы.

Начну с классического описания в Индуизме.

В Яму входят следующие принципы:

Ахимса – не причинение вреда (очень похоже на "Не убий" у христиан)

Сатья - правдивость (полная, и, в первооснове, к себе, и к своим мыслям)

Астея - отсутствие стремления к обладанию чужим (ВСЁ ЧУЖОЕ - ТАБУ)

Апариграха - неприятие даров, или свобода от ненужных вещей (аскетизм)

Брахмачарья - контроль над половым влечением (скорее, контроль над любым влечением)

 

Будда или Бодхидкарма, непалец по рождению, все свои мысли воплотил в концепциях Буддизма:

  1. Не убивать.
  2. Не красть.
  3. Не прелюбодействовать.
  4. Не лгать и не клеветать.
  5. Не использовать дурманящих веществ.
  6. Не сплетничать о других буддистах(о не буддистах можно).
  7. Не превозносить себя и не унижать других.
  8. Не скупиться к нуждающимся.
  9. Не держать зла и не побуждать ко злу.
  10. Не клеветать на Будду, Дхарму и Сангху.

По факту, мы можем увидеть ярко выраженное объяснение индуистской Ямы с попыткой «упростить» интерпретацию изначальных терминов. Создать, так сказать, более широкую и простую версию. 

 Иудаизм, христианство и ислам имеют общие корни. Самое любопытное, что на просторах инета я встречал версию того, что во время своего уединения Иисус (случайно или специально) столкнулся с буддизмом и индуизмом, и уже в том числе и под влиянием этих течений вынес в свет свои мысли. Так это или не так, судить не нам. Никто из ныне живущих не был свидетелем тех событий, и поэтому всё из написанного является своего рода домыслом или интерпретированными словами. 

Так как Веды вроде бы как более древний документ, чем Библия (хотя записи начали вести примерно в одно и то же время), первыми в свет появились 10 заповедей Иеговы, принесённые Моисеем, и я помещу их здесь:

1. Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.

5.  Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Коран появился примерно через 600 лет после Иисуса Христа и пророк Мухаммед, проповедуя волю Аллаха привнес в мир Ислам. В Священном Коране есть аяты, которые некоторыми учеными названы как «Десять заповедей», так как они охватывают десять великих заповедей Всевышнего Аллаха человечеству. Эти аяты находятся в двух местах Корана:

Первое место – это аяты в суре «Скот» в словах Аллаха:

«151. Скажи: «Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь». Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи, делайте добро родителям. Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием вас вместе с ними. Не приближайтесь к мерзким поступкам – ни к очевидным, ни к сокрытым. Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права. Это заповедал вам Аллах, – быть может, вы уразумеете.

152. Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет зрелого возраста. Наполняйте меру и весы по справедливости. Мы не возлагаем на человека сверх его возможностей. Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника. Будьте верны договору с Аллахом. Это заповедал вам Аллах, – быть может, вы помяните назидание.

153. Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, – быть может, вы устрашитесь»

(Сура «Скот», аяты 151-153).

Второе место – это аяты в суре «Перенос ночью», которые являются некоторым толкованием первых аят:

«29. Не позволяй своей руке быть прикованной к шее (не будь скуп), и не раскрывай ее во всю длину (не расточительствуй), а не то сядешь порицаемым и опечаленным.

30. Воистину, твой Господь увеличивает или ограничивает удел тому, кому пожелает. Он видит и знает Cвоих рабов.

31. Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами. Воистину, убивать детей – тяжкий грех.

32. Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путем.

33. Не убивайте душу, убивать которую Аллах запретил, если только у вас нет на это права. Если кто-либо убит несправедливо, то Мы уже предоставили его правопреемнику полную власть, но пусть он не излишествует в отмщении за убийство. Воистину, ему будет оказана помощь.

34. Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет совершеннолетия. И будьте верны своим обещаниям, ибо за обещания вас призовут к ответу.

35. Наполняйте меру сполна, когда вы отпускаете мерой, и взвешивайте на точных весах. Так будет лучше и прекраснее по исходу (или по вознаграждению).

36. Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу.

37. Не ступай по земле горделиво, ведь ты не пробуришь землю и не достигнешь гор высотой!

38. Все это зло ненавистно твоему Господу.

39. Такова часть мудрости, которая внушена тебе в откровении от твоего Господа. Не поклоняйся наряду с Аллахом никакому другому богу, а не то будешь брошен в Геенну порицаемым и отверженным» (Сура «Перенос ночью», аяты 29-39).

К чему всё это? Мне хотелось бы, чтобы Вы задались мыслью, что заповеди во всех основных религиях различаются совсем чуть-чуть, но вот это «чуть-чуть» и является основой всех разногласий. Все догматы имеют общую основу и различия, как и Андроид, iOS или Майкрософт. Разница в интерпретациях завязывается на тонкостях трактовки и восприятия, а это уже уводит нас во вторую ступень - НИЯМУ.

 

 

НИЯМА.

Любой производитель сотового телефона или планшета, устанавливая на свой продукт операционную систему, не оставляет его "голым", а стремится установить на него дополнительные программы, способные улучшить пользование устройством и его удобство. Производитель устанавливает избранные им программное обеспечение и предлагает приобрести ещё через аффилированные магазины. Возникает вопрос: " С какой целью я проговариваю прописные истины?"

 Описание данного процесса должно привести нас к попытке понять, что по своей сути человек и есть объект с операционной системой (Ямой), заданной по месту рождения. В процессе жизни он начинает пользоваться обществом как магазином по приобретению дополнительных программ или установок. Часть из них насильно устанавливается "производителями" и родственным им социумом. Чем человек становится старше, тем более выборочно он начинает относится к приобретаемым программам, но регуляция этого процесса обусловлена предустановленными и уже приобретёнными программами. 

 В индуизме НИЯМА - это духовные принципы или добродетели. 

В «Йога-сутрах» Патанджали приводит пять ниям:

1. Шауча — чистота, как внешняя (чистоплотность), так и внутренняя (чистота ума).

2. Сантоша — скромность, удовлетворённость настоящим, оптимизм.

3. Тапас — самодисциплина, усердие в достижении целей (духовных целей).

4. Свадхьяя— познание, изучение духовной и научной литературы, формирование культуры мышления.

5. Ишвара - принятие Ишвары (Бога) в качестве своей цели, единственного идеала в жизни.

Не нужно забывать, что Патанджали, как и большинство грамотнейших людей того времени, являлся религиозным служителем, и понятно, что все процессы он видел через призму религиозного служения.

В «Шандилья-упанишаде», «Вараха-упанишаде», «Сиддха-сиддханта паддхати», «Хатха-йога-прадипике» и «Тирумантирам» приводится список из 10 ниям:

1. Хри — раскаяние  

2. Сантоша — скромность, удовлетворённость настоящим, оптимизм

3. Дана — благотворительность

4. Астикья — твёрдая вера.

5. Ишварапуджана — поклонение Богу

6. Сиддханта-шравана — изучение священных текстов.

7. Мати — познание, развитие духовного разума под руководством гуру.

8. Врата — священные обеты.

9. Джапа— повторение мантр.

10. Тапас — самодисциплина, аскеза, усердие в достижении духовной цели.

  При устной передаче знаний в традиции Йоги ниямы даются ученикам их Гуру лично и являются строго индивидуальными, учитывающими особенности каждого ученика. 

Если попытаться убрать религиозность из всего вышесказанного, то по своей сути ниямы являются ничем иным, как индивидуальными установками, корректирующими изначальные программы, которыми наделили ученика его родственники и то общество в котором он проживал до встречи с учителем. Логично вытекает, что учитель исправлял тот некорректный софт, который не позволял ученику постичь объём знаний, необходимый для достижения цели (на тот момент целью было познание Бога). То есть нияма - это программные установки, корректирующие работу всего устройства в целом. В современной экономике есть закон Парето "20/80": 20 процентов людей в компании совершают 80 процентов основной работы, а остальные 80 - только 20 процентов. Этот закон можно применять и в социологии. Интерпретация этого закона будет выглядеть примерно так: только 20 процентов людей способны к манипуляциям с собой и своим сознанием, а остальные 80 являются априори ведомыми первыми 20 процентами. 

Если представить все программы, которые имеет человек, то их деление будет выглядеть следующим образом: 

1. Нейтральные программы - присутствуют, но ни на что не влияют.

2. Корректные программы - позволяют повысить производительность работы (оптимизм, уверенность в себе)

3. Некорректные программы - мешают корректной работе и понижают производительность работы (пессимизм, сомнение в собственных силах и другие подобные)

4. Программы, которые помогают сгладить некорректные программы и подправить скорость работы всей системы в целом. 

Очень любопытен пример ВОВ, когда, дабы избежать проблем с одной из заповедей, были введены в обиход большое количество корректирующих установок. Я имею ввиду заповедь " Не убий". В качестве установок были использованы подмененные понятия, когда врагов  называли Зверями, а общество в целом ввело индульгенцию на убийство. Если мы поднимем на поверхность статистику всех войн, то получим термин "небоевые потери". Этот термин подразумевает под собой всех сошедших с ума на фоне нарушения основополагающих законов социума. Во время боя стреляют и убивают всего 5 процентов личного состава, а все остальные стреляют как придется и чаще всего поверх голов. И вот тогда, в момент нужды, возможен обход принципов Ямы с сохранением рассудка большей части индивидуумов, но только через сито корректирующих и исправляющих программ.

Читатель скорее всего сможет назвать еще ряд программ, но моя цель не впадать в тонкости, а попытаться направить мысль к пониманию того, что все мы в общем являемся "роботами " и живем в некоем программном русле. Это всё в целом должно привести нас к мысли о том, что все процессы в жизни человека не постоянны, и их можно и нужно исправлять и корректировать, дабы повысить качество жизни. 

 На этом принципе построено целое течение в психологии, которое называется Нейролингвистическое Программирование (НЛП). Здесь в основе лежит утверждение, что все люди после рождения приобретают одну из четырёх макрокарт судьбы:

1. Удачник - человек, который считает, что если у него все хорошо, то и у всех тоже все будет хорошо. И наоборот. 

2. Бандит - у меня все хорошо, а на остальных мне всё равно.

3. Простак - у всех всё хорошо, а у меня нет.

4. Неудачник - у меня всё плохо и у всех тоже всё плохо.

 Понятно, что большая часть проблем у большинства всегда надумана, ибо обусловлена теми программами, которые человек накопил с течением жизни. И теперь, исходя из всего вышесказанного, можно с уверенностью утверждать, что любую программу можно переписать, если сам человек будет иметь такое желание. Проблема в том, что большинство людей живут в своей парадигме и в принципе не понимают, что проблемы у них есть, и проблемы эти вытекают из того самого накопленного неимоверно большого количества некорректного софта. 

 Теперь ВАЖНОЕ: в какой последовательности использовать Ступени описанные Патанджали? Вопрос очень сложный и неоднозначный... Как мне кажется, есть два пути, но один из них фантастически нереальный и возможен только для очень узкого круга людей. Это постижение всего в классическом порядке по Патанджали: яма, нияма, асана и так далее... Если честно, то я ни разу не видел человека, который бы смог исправить свою Яму и Нияму сам сразу. Осознание наличия ошибок и некорректной работы организма возможны только при росте личного объёма осознанности. Осознавать проблемы мы начинаем только тогда, когда что-то в организме начинает работать плохо и не так как раньше. В этот момент мы обычно думаем: " Ну организм!!! Ты чего начинаешь то??? Так хорошо же всё было!!!"

 После поломок мы начинаем бегать по сервисным центрам с криком о помощи. И так может происходить несколько раз, до тех пор, пока боль не становится хронической, и врач говорит, что это старость - и вот вам ваш мешок с таблетками. И тут чудо: мы натыкаемся на кого-то, кто говорит, что начал заниматься физической культурой индийских йогов и у него всё прошло. Скепсис проходит после того, как человек преодолевает смущение и страх перед этим чудовищем – тренером - и группой и начинает регулярно выполнять действия, которые называются Асанами. Боль проходит и новоиспечённый адепт начинает искать ответы, почему прошло и что делать дальше, чтобы не заболело опять. И вот тогда он и начинает пытаться разобраться в причинно-следственных связях и приходит к пониманию ЯМЫ и НИЯМЫ.

Очень надеюсь, что мое изложение задаст Вам правильное направление в этом тонком вопросе и поможет сформулировать новые вопросы, которые еще больше раскроют данную тему!

С уважением,

Ваш С. Кресель.