Найти в Дзене
Leader-ID

«Флайтоника»: виртуальные полеты будущих асов

Оглавление

Стартап «Флайтоника» заменил учебники и школьные классы на пульты управления и виртуальную среду с настраиваемыми ландшафтами и учит подростков управлять беспилотниками.

Идея, основанная на анализе рынка

Проект основан бизнес-психологом Елизаветой Галковской. Проанализировав рынок, она отметила стремительный рост спроса на гражданские беспилотные летательные аппараты (БПЛА) в самых разных отраслях — от космоса до сельского хозяйства, а также специалистов, которые могут ими управлять. Последних катастрофически не хватает.

Управляемый дрон выполняет реальное полетное задание внутри специального сетчатого куба — огороженной со всех сторон прозрачной металлической сеткой клетки, размером 3 × 3 × 3 метра
Управляемый дрон выполняет реальное полетное задание внутри специального сетчатого куба — огороженной со всех сторон прозрачной металлической сеткой клетки, размером 3 × 3 × 3 метра

Анализ федеральных программ показал долгосрочные перспективы сегмента: в 2024 году для обучения созданию и эксплуатации БПЛА оборудовали 558 образовательных учреждений в 30 регионах России. Согласно национальному проекту «Беспилотные авиационные системы», до 2030 года планируется подготовить свыше миллиона специалистов и открыть более 42 тысяч учебных организаций, включая 4872 кружка и 380 центров практической подготовки школьников.

Елизавета Галковская показывает ученикам Щелковского колледжа № 7, базовой образовательной организации производственного кластера «Топливно-энергетический комплекс», как VR-симулятор «Флайтоника» достоверно имитирует управление квадрокоптерами с реалистичными полетными заданиями, локациями и трассами
Елизавета Галковская показывает ученикам Щелковского колледжа № 7, базовой образовательной организации производственного кластера «Топливно-энергетический комплекс», как VR-симулятор «Флайтоника» достоверно имитирует управление квадрокоптерами с реалистичными полетными заданиями, локациями и трассами

Развитию кадрового потенциала и образовательных программ мешает отсутствие инфраструктуры и полетных зон, оборудованных в соответствии с требованиями ГОСТа и безопасности. Преподаватели часто не обладают необходимыми навыками, а создание сертифицированных зон для обучения требует значительных затрат. Например, в Новосибирске только два полетных пространства на 472 школы, а это значит, что о практике можно забыть. Решение проблемы Галковская и ее коллеги видят в симуляторах, которые можно использовать с VR-гарнитурами или на обычных компьютерах.

Проверить гипотезу на «Архипелаге»

Симулятор управления дронами, предложенный «Флайтоникой», прошел испытания на интенсиве «Архипелаг 2024». Работа с экспертами показала, что нужен комплексный продукт, включающий сам симулятор, пульт управления, аналогичный по форме реальному джойстику БПЛА, методические материалы, оборудование и программы повышения квалификации для педагогов.

Симулятор достоверно имитирует управление квадрокоптерами с реалистичными полетными заданиями, локациями и трассами, причем преподаватель может дополнять локацию элементами природного и техногенного ландшафта
Симулятор достоверно имитирует управление квадрокоптерами с реалистичными полетными заданиями, локациями и трассами, причем преподаватель может дополнять локацию элементами природного и техногенного ландшафта
«Мы не просто учим летать на дронах, а развиваем инженерное мышление. Виртуальные дроны помогают школьникам изучать аэродинамику, физику, электронику и системное мышление», — поясняет Галковская.

Сейчас стартап ведет переговоры с производителями дронов для интеграции с реальными устройствами и разрабатывает курсы для педагогов в сотрудничестве с Новосибирским государственным педагогическим университетом.

24–26 октября НГПУ и «Флайтоника» провели олимпиаду для учащихся FLY-АВИА на форуме «Учебная Сибирь — 2024». Участвовали 25 команд, в каждой по два пилота. Соревновались в двух дисциплинах: виртуальное пилотирование в симуляторе и физическое управление беспилотными летательными аппаратами на специально подготовленной трассе — полетном кубе с препятствиями.

Новосибирские школьники — участники олимпиады FLY-АВИА на форуме «Учебная Сибирь — 2024» проходят испытание реальным полетом в кубе. Помимо скорости выполнения полетного задания, фиксировали качество управления: безаварийность, точность, аккуратность, состояние хелсбара

Команда «Пилоты 54», победители на соревнованиях FLY-АВИА 2024. Они прошли трассу с максимальными показателями: общее время двух пролетов — 2 минуты 20 секунд, 0 рестартов в виртуальном пролете, состояние хелсбара — 100%
Команда «Пилоты 54», победители на соревнованиях FLY-АВИА 2024. Они прошли трассу с максимальными показателями: общее время двух пролетов — 2 минуты 20 секунд, 0 рестартов в виртуальном пролете, состояние хелсбара — 100%