Найти в Дзене
Книжный мiръ

«Тебя не вижу я, и долго Бога нет». Ко дню рождения русского поэта Александра Блока (1880-1921).

«Ты – мое Солнце, мое Небо, мое Блаженство. Я не могу без Тебя жить ни здесь, ни там. Ты Первая моя Тайна и Последняя Моя Надежда. Моя жизнь вся без изъятия принадлежит Тебе с начала и до конца» (А. Блок - Л. Менделеевой, 10 ноября 1902 г.). Самый первый и самый завораживающий цикл стихов Александра Блока – это «Стихи о Прекрасной даме» - идеальный образ вечной женственности, отзвук бескорыстного, благоговейного и преданного служения Женщине. А вот насколько этот мистический образ совпадал с реальной историей любви поэта, да и существовала ли эта великая любовь в действительности?… Дочь всемирно известного химика Дмитрия Ивановича Менделеева Любовь Дмитриевна - единственная жена и ровесница поэта, земная и позитивная, которую Блок увидел ещё в раннем детстве. «Когда Саше Блоку было три года, а Любе Менделеевой — два, они встречались на прогулках с нянями. Одна няня вела за ручку крупную девочку в шубке и капоре из золотистого плюша, другая вела рослого мальчика в темно-синей шубке и
Оглавление

«Ты – мое Солнце, мое Небо, мое Блаженство. Я не могу без Тебя жить ни здесь, ни там. Ты Первая моя Тайна и Последняя Моя Надежда. Моя жизнь вся без изъятия принадлежит Тебе с начала и до конца» (А. Блок - Л. Менделеевой, 10 ноября 1902 г.).

Самый первый и самый завораживающий цикл стихов Александра Блока – это «Стихи о Прекрасной даме» - идеальный образ вечной женственности, отзвук бескорыстного, благоговейного и преданного служения Женщине. А вот насколько этот мистический образ совпадал с реальной историей любви поэта, да и существовала ли эта великая любовь в действительности?…

Дочь всемирно известного химика Дмитрия Ивановича Менделеева Любовь Дмитриевна - единственная жена и ровесница поэта, земная и позитивная, которую Блок увидел ещё в раннем детстве.

«Когда Саше Блоку было три года, а Любе Менделеевой — два, они встречались на прогулках с нянями. Одна няня вела за ручку крупную девочку в шубке и капоре из золотистого плюша, другая вела рослого мальчика в темно-синей шубке и таком же капоре», — вспоминала Мария Андреевна Бекетова, тетка поэта и одновременно его первый биограф.

В 1898 году Александр окончил гимназию, поступил на юрфак Петербургского университета, затем перевёлся на историко-филологический факультет, но Любочку не забыл: их давнее знакомство только укрепилось общей любовью к театру - молодые люди участвовали в постановках пьес Шекспира и Грибоедова. 

Любительский спектакль – «Горе от ума». Блок – Чацкий, Люба — Софья. Источник: LiveLib
Любительский спектакль – «Горе от ума». Блок – Чацкий, Люба — Софья. Источник: LiveLib

Тогда же у Блока стали появляться его летучие небесно-возвышенные строки, позднее объединенные общим заглавием «Стихи о Прекрасной Даме».

В передзакатные часы
Среди деревьев вековых
Люблю неверные красы
Твоих очей и слов твоих.
Прощай, идёт ночная тень,
Ночь коротка, как вешний сон,
Но знаю — завтра новый день,
И новый для тебя закон.
Не бред, не призрак ты лесной,
Но старина не знала фей
С такой неверностью очей,
С душой изменчивой такой!
Александр Блок в 1898 году. Фото Е. Мрозовской. Источник: Wikipedia
Александр Блок в 1898 году. Фото Е. Мрозовской. Источник: Wikipedia

Блок в те годы находился под явным влиянием идей русского философа Владимира Соловьева: согласно его трактовкам, гармонию в мир должна принести, воплотившись в человека, София, душа мира, или вечная женственность. Земное воплощение Софии, Деву Радужных Ворот, Блок и увидел ни в ком ином, как в Любе Менделеевой, жившей в соседнем поместье Боблово под Москвой. 

В 1903 году Александр Блок и Любовь Менделеева обвенчались в маленькой сельской церкви. 

«Сразу виден талант, но непонятно, что хочет сказать», - так отозвался умнейший Дмитрий Иванович Менделеев о своём зяте Александре Блоке. Впрочем, выбор дочери батюшка вполне одобрял. Самодостаточная и независимая Любочка к тому времени уже отучилась на Бестужевских высших женских курсах и приступила к изучению актерского мастерства. Казалось бы, впереди - обычное окончание светлой и доброй сказки - «жили они долго и счастливо и умерли в один день». Но брак не принёс счастья: эфемерная Прекрасная дама, героиня любовной лирики Блока, сыграла в этой сказке роль злой феи-разлучницы, превратив балладу о рыцарской любви в сложный психологический роман - непреклонный Александр исключил из супружеской жизни одно-единственное звено - физическую близость…

«Мне вдруг совершенно неожиданно и безо всякого повода ни с Вашей, ни с моей стороны стало ново — до чего мы чужды друг другу, до чего Вы меня не понимаете. Ведь Вы смотрите на меня как на какую-то отвлеченную идею; Вы навоображали обо мне всяких хороших вещей и за этой фантастической фикцией, которая жила только в Вашем воображении, Вы меня, живого человека, с живой душой, и не заме­тили, проглядели… Вы, кажется, даже любили — свою фантазию, свой философский идеал, а я все ждала, когда же Вы увидите меня, когда поймете, что мне нужно, чем я готова отвечать от всей души… Но Вы продолжали фантазировать и философствовать…» , - писала Люба своему близкому и недоступному мужу. 

И тот также не скупился в жестоких определениях своей несостоявшейся земной любви:

«Люба довела маму до болезни. Люба отогнала меня от людей. Люба испортила мне столько лет жизни, измучила меня и довела до того, что я теперь. Люба на земле — страшное, посланное для того, чтобы мучить и уничтожать ценности земные. Но…не могу расстаться с ней и люблю ее», - писал Александр Блок о своей Прекрасной Даме.

Но ведь и эти слова всё о той же женщине:

Не ты ль в моих мечтах, певучая, прошла
Над берегом Невы и за чертой столицы?
Не ты ли тайный страх сердечный совлекла
С отвагою мужей и с нежностью девицы?
Ты песнью без конца растаяла в снегах
И раннюю весну созвучно повторила.
Ты шла звездою мне, но шла в дневных лучах
И камни площадей и улиц освятила.
Тебя пою, о, да! Но просиял твой свет
И вдруг исчез — в далёкие туманы.
Я направляю взор в таинственные страны, —
Тебя не вижу я, и долго бога нет.
Но верю, ты взойдёшь, и вспыхнет сумрак алый,
Смыкая тайный круг, в движеньи запоздалый.

Которые же из них - правда?

-4

В романе вскоре появляется и новый герой, и тоже несчастный - Андрей Белый (Борис Бугаев), поэт-символист, друг и единомышленник Блока, беззаветно влюбленный в его жену. Измученная непонятными отношениями с мужем, Любовь Дмитриевна ушла к настойчиво предлагавшему связать свои судьбы Белому, но вскоре покинула и его - не сложилось. Андрей Белый впал в настоящее неистовство, забрасывая супругов письмами с отчаянными просьбами к Любови Дмитриевне вернуться. «Смерти я не боюсь, а ищу», - писал он Блоку. Дошло до абсурда: между соперниками готовилась настоящая дуэль.

Тетя Блока, Мария Андреевна Бекетова, отразила сей факт в своем дневнике 7 августа 1906 года:

«Завтра Сашура едет с Любой в Москву по делам своей книги, но, глав­ное, объясняться с Борей. Дела дошли до того, что этот несчастный, потеряв всякую меру и смысл, пишет Любе вороха писем и грозит каким-то мщением, если она не позволит ему жить в Петербурге и видеться. С каждой почтой получается десяток страниц его чепухи, которую Люба принимала всерьез; сегодня же пришли обрывки бумаги в отдельных конвертах с угрозами. Решили ехать для решительного объяснения. Интересно то, что Сашура относится к нему с пре­зрением, Люба с насмешкой и ни у кого не осталось прежнего. Все не верят в его великую силу».

Несмотря ни на частые любовные треугольники, возникавшие у обоих главных героев трагического романа, Блок всегда замечал, что в его жизни были «только две женщины – Люба и все остальные». 

-5

Уже после смерти Блока Любовь Дмитриевна написала мемуары, названные «И быль, и небылицы о Блоке и о себе» - книгу ­о своей странной люб­ви, воз­вы­шенной с одной стороны и убий­ст­вен­но жертвен­ной - с другой. Прочитав её сочинение, язвительная Ахматова ревниво сказала своей знакомой: «Чтобы остаться Прекрасной Дамой, от нее требовалось только одно: промолчать!». Никогда не признавала Анна Андреевна жену Блока, откровенно считая ее недостойной этого великого человека:

«Она была похожа на бегемота, поднявшегося на задние лапы. Глаза — щелки, нос — башмак, щеки — подушки, неприятная, недоброжелательная, точно сломанная чем-то». 

Хотя и Ахматова прекрасно понимала, что Блок и в конце жизни видел в Любови Дмитриевне ту девушку, в которую когда-то влюбился... И любил именно ее. 

Любовь Дмитриевна переживёт мужа на восемнадцать лет. Последним ее словом перед кончиной будет «Сашенька»…

Любовь Менделеева в роли Офелии в домашнем спектакле в Боблово. Фотография Ивана Менделеева. 1898 год. Музей-квартира А. А. Блока, Санкт-Петербург
Любовь Менделеева в роли Офелии в домашнем спектакле в Боблово. Фотография Ивана Менделеева. 1898 год. Музей-квартира А. А. Блока, Санкт-Петербург

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме»

Я искал голубую дорогу

И кричал, оглушенный людьми,

Подходя к золотому порогу,

Затихал пред Твоими дверьми.

Проходила Ты в дальние залы,

Величава, тиха и строга.

Я носил за Тобой покрывало

И смотрел на Твои жемчуга.

***

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая - Ты.

***

Отдых напрасен. Дорога крута.

Вечер прекрасен. Стучу в ворота.

Дольнему стуку чужда и строга,

Ты рассыпаешь кругом жемчуга.

Терем высок, и заря замерла.

Красная тайна у входа легла.

Кто поджигал на заре терема,

Что воздвигала Царевна Сама?

Каждый конёк на узорной резьбе

Красное пламя бросает к тебе.

Купол стремится в лазурную высь.

Синие окна румянцем зажглись.

Все колокольные звоны гудят.

Залит весной беззакатный наряд.

Ты ли меня на закатах ждала?

Терем зажгла? Ворота отперла?

***

В передзакатные часы

Среди деревьев вековых

Люблю неверные красы

Твоих очей и слов твоих.

Прощай, идёт ночная тень,

Ночь коротка, как вешний сон,

Но знаю — завтра новый день,

И новый для тебя закон.

Не бред, не призрак ты лесной,

Но старина не знала фей

С такой неверностью очей,

С душой изменчивой такой!

***

Не сердись и прости. Ты цветёшь одиноко,

Да и мне не вернуть

Этих снов золотых, этой веры глубокой…

Безнадёжен мой путь.

Мыслью сонной цветя, ты блаженствуешь много,

Ты лазурью сильна.

Мне — другая и жизнь, и другая дорога,

И душе — не до сна.

Верь — несчастней моих молодых поклонений

Нет в обширной стране,

Где дышал и любил твой таинственный гений,

Безучастный ко мне.

***

Прозрачные, неведомые тени

К Тебе плывут, и с ними Ты плывёшь,

В объятия лазурных сновидений,

Невнятных нам, — Себя Ты отдаёшь.

Перед Тобой синеют без границы

Моря, поля, и горы, и леса,

Перекликаются в свободной выси птицы,

Встаёт туман, алеют небеса.

А здесь, внизу, в пыли, в уничиженьи,

Узрев на миг бессмертные черты,

Безвестный раб, исполнен вдохновенья,

Тебя поёт. Его не знаешь Ты,

Не отличишь его в толпе народной,

Не наградишь улыбкою его,

Когда вослед взирает, несвободный,

Вкусив на миг бессмертья Твоего.

***

Я всё гадаю над тобою,

Но, истомлённый ворожбой,

Смотрю в глаза твои порою

И вижу пламень роковой.

Или великое свершилось,

И ты хранишь завет времён

И, озарённая, укрылась

От дуновения племён?

Но я, покорствуя заране,

Знай, сохраню святой завет.

Не оставляй меня в тумане

Твоих первоначальных лет.

Лежит заклятье между нами,

Но, в постоянстве недвижим,

Скрываю родственное пламя

Под бедным обликом своим.

***

Мы встречались с тобой на закате.

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твоё белое платье,

Утончённость мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.

Впереди — на песчаной косе

Загорались вечерние свечи.

Кто-то думал о бледной красе.

Приближений, сближений, сгораний

Не приемлет лазурная тишь…

Мы встречались в вечернем тумане,

Где у берега рябь и камыш.

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Всё померкло, прошло, отошло..

Белый стан, голоса панихиды

И твоё золотое весло.

***

Я и молод, и свеж, и влюблён,

Я в тревоге, в тоске и в мольбе,

Зеленею, таинственный клён,

Неизменно склонённый к тебе.

Тёплый ветер пройдёт по листам,

Задрожат от молитвы стволы,

На лице, обращённом к звездам,

Ароматные слёзы хвалы.

Ты придёшь под широкий шатёр

В эти бледные сонные дни

Заглядеться на милый убор,

Размечтаться в зелёной тени.

Ты одна, влюблена и со мной,

Нашепчу я таинственный сон.

И до ночи — с тоскою, с тобой,

Я с тобой, зеленеющий клён.

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!