Сразу две новости: самый массовый российский пассажирский тепловоз ТЭП70БС меняет внешность. И первая же машина с новой «маской» отправится в работу… с электричкой. Таким образом, РЖД готовится получить свой первый push-pull поезд.
Новый старый ТЭП70БС
Тепловоз ТЭП70БС с 370-х номеров приобретет новую «маску».
У тепловозов будут изменённые буферные фонари и прожектор. Фото нового локомотива расходится по соцсетям.
Предыдущие машины выглядели так:
Название тепловоза ТЭП70БС расшифровывается так: Тепловоз с Электропередачей Пассажирский 70-го типа Борис Саламбеков. Б.Саламбеков – известный советский железнодорожник, в годы Великой Отечественной войны был начальником Октябрьской железной дороги. Тепловоз получил название в честь его героической службы на благо дороги.
ТЭП70БС – незаменимый тепловоз. Только он способен обеспечить двухэтажные поезда необходимым количеством электроэнергии для корректной работы всего оборудования. Чтобы свет гарантированно горел в каждом купе без перебоев. Только ТЭП70БС может возить «Ласточку» по неэлектрифицированным участкам дороги.
Выпуск ТЭП70БС в последние годы был существенно замедлен. Если в 2019 году Коломенский завод произвел 19 машин, то в 2022, 2023 и 2024 (по плану) – по четыре.
На пути к тяни-толкай
В углах стекол нового локомотива заметны красные сигнальные фонари для обозначения пассажирского состава при нахождении тепловоза в хвосте.
Это значит, что этот тепловоз готовят для работы с вагонами ЭП2ДМ по системе PUSH-PULL. С одной стороны поезда будет тепловоз, а с другой – кабина электропоезда. Тепловоз будет тянуть поезд при движении в одну сторону и толкать – при движении в другую.
Такие поезда будут включать от двух до шести вагонов.
«Для пригорода поезд будет состоять из тепловоза ТЭП70БС, немоторных и одного головного вагона электропоезда ЭП2ДМ. Опытный образец планируется изготовить до конца 2024 года. Поезд предполагается к эксплуатации на неэлектрифицированных участках, в первую очередь на Октябрьской железной дороге», – говорил ранее начальник департамента технической политики РЖД Владимир Андреев в интервью Rollingstock.
Вагоны в таких поездах будут «как в электричках» с размещением мест 3+3.
Так у такого поезда будет выглядеть один из головных вагонов.
Первая «ласточка»
Андреев рассказывал, что поезд для пригорода станет лишь «первой ласточкой». Позже создадут «тяни-толкай» дальнего следования.
«Для дальнего сообщения в предпроектной стадии находится поезд постоянного формирования, который включит электровоз, промежуточные серийные двухэтажные вагоны локомотивной тяги и один двухэтажный вагон с кабиной управления. Такие составы рассматриваются к перевозкам пассажиров на маршрутах между Москвой, Петербургом, Казанью, Екатеринбургом, Ростовом-на-Дону, Оренбургом, Анапой, Сочи и Новороссийском», – сказал Андреев.
Глава дирекции тяги РЖД Дмитрий Пегов анонсировал, что к 2027 году на маршруте Петербург – Москва планируется запуск 24 поездов типа push-pull. Они будут проходить этот путь меньше чем за четыре часа.
«Каждый такой состав будет включать восемь двухэтажных вагонов, соединённых с локомотивом серии ЭП22. Аналогичные по конструкции 58 поездов с локомотивами серии ЭП21 выйдут на линии на других участках РЖД», – сказал Пегов.
Пегов подтвердил, что к 2026 году планируется вывести на линию принципиально новые пассажирские скоростные электровозы серий 2ЭП21, ЭП21 и ЭП22, способные развивать скорость до 200 км/ч. На их базе будут создаваться поезда, использующие технологию push-pull.
«Хвостовой вагон такого состава оборудуется кабиной управления. При движении вперёд машинист находится в локомотиве, а при обратном движении управляет электровозом из кабины в последнем вагоне. Локомотив в этом случае не тянет, а толкает состав, находясь в его хвосте. Главное преимущество такого решения – возможность быстрой смены направления: “толкай-тяни” сможет отправиться в обратный рейс гораздо быстрее привычного нам состава из вагонов и локомотива. Данная технология существует в мире довольно давно. Ещё в 80-х годах XX века она получила широкое распространение на железных дорогах Австрии, Германии, Словакии, США, Финляндии, Чехии, Швеции и ряда других стран», – отметил Пегов.
Зарубежный опыт
Поезда push-pull действительно активно используются в Европе. Например, так выглядит такой поезд в Италии.
А так в Финляндии.
Зачем push-pull
В пригородном сообщении поезда push-pull есть смысл использовать на маршрутах с высокой интенсивностью движения, а также когда поезду нужно оперативно поменять направление.
Сейчас на таких маршрутах используются рельсовые автобусы РА1, РА2 и РА3, но с 2022 года они больше не производятся.
Дизельные поезд ДП-М, который в теории мог бы заменить поезда push-pull был построен на «Метровагонмаше» в единственном экземпляре в 2013 году. В серию он не пошел. Сейчас, наверное, понятно, что и хорошо, ведь производился он совместно со швейцарским Stadler, так что, возможно, были бы трудности с обслуживанием.
К новой разработке у комментаторов нашей группы «Вконтакте» есть много вопросов.
«Ладно это хотя бы с кузовом сочеталось, будто бы в нём. А это выглядит, как будто кустарный ремонт провели из чего было», – пишет Михаил.
А Николай задается следующими вопросами:
- Экономическая целесообразность проекта. Какой расход топлива будет у тепловоза на 4000 л.с. с 6 вагонами? А с 2 вагонами? Нельзя ли найти или сделать менее мощный и более экономичный тепловоз?
- Комфорт – сейчас ходит тепловоз и вагоны с откидными сиденьями 2+2. А у нас предлагают тут жесткие не откидные сидушки 3+3. Количество туалетов тоже сократится? Титан или кулер будет?
- Много ли у нас тупиковых вокзалов на дизельном движении? Зачем схема пуш-пулл, если можно просто переставить из головы в хвост тепловоз?
- Как это будет проходить ремонты? Расцеплять и ТЭП в свое депо, а МВПС в свое депо? Или всё вместе будут это загонять?
- Я понимаю, что мы опять остались без дизель-поездов, так может пора начать их проектировать? С подходящим двигателем и частичной низкопольностью? А пока их нет справятся обычные тепловозы с классными вагонами, без дорогих фантазий.