Путешествовать на поездах я обожаю с самого детства. Но когда попутчики видят молодого мужчину на нижней полке, они считают своим долгом попроситься поменяться. Но я выработал свои принципы.
Романтический гул колес, сменяющиеся за окном пейзажи, особая атмосфера вагонов – все это привлекает меня куда больше, чем самолеты или автобусы. Я езжу много, по работе, по делам, иногда просто ради удовольствия. За годы поездок выработал для себя правило: всегда беру нижнее место. Всегда. Это для меня как неписаный закон. А вот почему – попробую объяснить.
Во-первых, нижнее место удобно. Ты можешь сидеть, лежать, выходить в коридор… Во-вторых, я люблю комфорт: чем меньше мне приходится нагибаться, прыгать или карабкаться, тем лучше. В-третьих, я люблю, чтобы был стол – для еды, вещей, ноутбука. Пусть я и молодой, активный человек, но мне приятно, когда моя поездка проходит в максимальном удобстве.
Однако у этого правила есть и обратная сторона. Видя молодого мужчину, уютно устроившегося на нижнем месте, многие пассажиры считают своим долгом попросить обменяться. Мол, вы молодой, подвижный, вам наверх несложно, а мне – тяжело. В подобных ситуациях у меня есть проверенная стратегия: я открываю приложение РЖД, показываю разницу в цене между нижней и верхней полкой и спокойно объясняю, что за комфорт я заплатил свои деньги. Обычно на этом разговор заканчивается. Вот пять историй, которые случились со мной в разные поездки.
«Мне тяжело с ребенком»
Я ехал в купе из Москвы в Казань. Мой попутчик – мужчина лет сорока с ребенком на руках. Ребенок, судя по всему, был капризным, постоянно просил кушать или пить, да и просто требовал внимания. Еще до отправления поезда мужчина обратился ко мне:
– Молодой человек, давайте поменяемся? У меня верхнее, а с ребенком, сами понимаете, наверху неудобно.
Я кивнул, достал телефон, открыл приложение и показал разницу в цене:
– Вот, видите? Мое место стоит 4500 рублей, а ваше – 2500. Если хотите поменяться, я не против, но компенсируйте хотя бы разницу.
Мужчина замялся, посмотрел на ребенка, потом снова на меня.
– Не, спасибо, – сказал он, вздохнув, и полез наверх. Весь остаток пути он обиженно молчал, но правила есть правила. Ребенок, кстати, спокойно спал.
«Я пенсионерка»
Плацкартный вагон, направление – Питер. Моей соседкой оказалась пожилая женщина, которой, судя по всему, было около 70. Только я устроился на своей полке, как она спросила:
– Молодой человек, а вы не уступите мне место? У меня ноги больные, наверх забираться тяжело.
– Бабушка, я с удовольствием помогу вам забраться наверх и спущу ваш чемодан на утро, но менять место я не хочу – я специально покупаю только нижнее. К тому же оно стоило дороже (это было время, когда верхние полки распродавали по акциям со скидками).
– Ах, деньги, деньги… – проворчала она, но больше вопросов не задавала. Через пару часов она заснула, и до самого утра мы больше не разговаривали.
«Девушка из соседнего купе»
Этот случай произошёл в фирменном поезде Москва – Сочи, где все вагоны были купейными. Ко мне подошла девушка из соседнего купе:
– Простите, но у меня верхняя полка, а я боюсь высоты. Не могли бы вы поменяться?
Видя ее искренность, я даже задумался. Но снова достал телефон и показал:
– Смотрите, мое место на 3000 дороже вашего. Если готовы компенсировать, я согласен.
Она покачала головой:
– Я думала, это бесплатно... Ладно, спасибо.
Она вернулась в свое купе, а я остался на нижнем месте, мысленно похвалив себя за последовательность. Хотя девушка была симпатичная. Но сутки на верхней полке – это перебор.
Блин, не люблю такие ситуации. Вроде чувствуешь себя правым, а все равно ругаешься на себя за то, что не пошел навстречу.
«Спонтанный пассажир»
Однажды в плацкартном вагоне мне попался мужчина, который, судя по всему, купил билет в последний момент. Когда мы познакомились, он честно признался, что ему досталось верхнее место, а он всегда ездил на нижнем.
– Понимаете, не могу я наверху, неудобно. А вы – молодой, что вам стоит?
Врать не буду, верхние и нижние места на тот поезд стоили одинаково. Но я сказал, что специально покупаю нижнее место в плацкарте. В плацкарте наверху вообще спать невозможно. У меня там клаустрофобия.
Надо сказать, он спокойно залез на верхнюю полку, натянул одеяло и до утра не спускался.
«Романтик со скрипкой»
Этот случай произошёл недавно в сидячем вагоне «Сапсана». Естественно, я ехал у окна. Моим соседом оказался юноша с большим чехлом для скрипки. Видимо, он ехал на концерт. Почти сразу он обратился ко мне:
– Простите, но мне будет удобнее у окна. Не могли бы вы поменяться?
– Нет, я специально взял это место.
Кстати, в «Сапсане» почему-то цены выше не на места у окна, а на место по ходу.
Юноша сел рядом. Скрипку он аккуратно положил на багажную полку, так что все обошлось без конфликтов.
Каждый раз, когда меня просят поменяться, я вижу удивление в глазах людей. Для многих понятие «заплатил за комфорт» оказывается чем-то новым. Конечно, всегда можно сделать исключение – помочь пожилому человеку или уступить место матери с младенцем, но это личный выбор. Моя философия проста: нижняя полка – мой личный уютный уголок, который я выбираю сознательно и оплачиваю честно.
И да, вы можете спросить: а что ты сам никогда не оказываешься в ситуации, когда надо поменяться? Нет, не оказываюсь. Для меня просто не существует верхних полок. Я либо еду внизу, либо не еду.