Мельком я давно видела информацию о фильме. Его даже хвалили. Но смотреть боялась: в последнее время новые картины очень сильно разочаровывают (а «Черный ящик» вышел в 2020 году). Плюс тема любимая, техническая – авиация, и мало ли что там можно было сценаристам напридумывать…
Однако страхи мои были напрасны, мне кино очень понравилось. Такое теперь редко бывает, увы.
Во-первых, оно держит в напряжении, но это не классический триллер: здесь нет оторванных рук и ног, бешеного саспенса, маньяков с горящими глазами и явных сумасшедших с топором. Никого не берут в заложники и не прячут в подвале. Но смотреть при этом интересно: сюжет мягко, но настойчиво захватывает.
Во-вторых, это и детектив, точнее, я бы сказала, техническое расследование. Упал самолет, и необходимо выяснить, что стало причиной крушения. В распоряжении экспертов черный ящик (который и не черный, а оранжевый, и не ящик вовсе, а сборище электронных компонентов). Среди информации – аудиофайлы. И на основании того, что услышат специалисты на записях, будет сделан вывод.
В-третьих, это психологическая драма. Дело в том, что главный герой Матьё Вассер – как раз эксперт-акустик, «слухач», как у нас бы сказали. Он раз за разом слушает записи, в обработке и без, и дает заключение. Работа требует усидчивости, внимательности, технических знаний и аналитического ума. Но в то же время записи могут быть истрактованы экспертом неверно. Главного героя как раз в этом и подозревают. Он, с одной стороны, редкий профессионал, а с другой, – параноик, и иногда, как считают коллеги, додумывает то, чего нет, «слышит несуществующее». Фильм в связи с этим, сопровождая вместе с нами героя в его поисках и сомнениях, делает несколько сюжетных поворотов, но при этом избегает каких-то совсем уж неправдоподобных деталей и, как я уже сказала, лишен параноидального бреда, как это часто бывает в картинах о сложных личностях.
Ну и, наконец, фильм еще и немного экшн. Потому что в ходе расследования герой не только сидит за столом. Его одержимость желанием докопаться до истины в итоге заводит его в неожиданные локации, приходится и побегать. Это-то и интересно: сочетание аналитики с действием.
Мне понравились сцены сомнений, когда зритель вместе с героем слегка сходит с ума. У него только сложилась четкая концепция катастрофы – и через секунды она полностью летит к черту. И Матьё начинает сомневаться, сначала в фактах, а потом – глубоко-глубоко в самом себе, в собственной адекватности. Признаться, раньше меня такие сцены вводили в ступор: ну как можно сомневаться в себе настолько? А теперь то ли с возрастом, то ли с жизненным опытом становится понятно: бывают такие ситуации и обстоятельства, когда стресс, напряг, какие-то события наслаиваются, и ты сидишь, а твой изнасилованный мозг говорит тебе: «Так, стоп. Возможно, все не так. Возможно, мы просто живем в выдуманном мире. В параллельной реальности. Мы все не так поняли. Проверь все еще раз, что-то мы упустили». И хорошо, когда есть возможность и силы провести верификацию и зацепиться за что-то реальное и правильное. Чтобы выдохнуть и сказать: «А, да, все нормально, все так и есть, я все правильно понимаю, и мои мозги и чувства меня не обманули». Но вот этот момент сомнения реально пугающий, в фильме его несколько раз отлично показали. К тому же речь идет о 300 погибших, и они как бы взывают к главному герою, что надо разобраться, чтобы больше такого не происходило. Ну и вообще, все это очень-очень подозрительно (особенно с учетом того, что пропадает один из экспертов, расследовавших крушение. Тут уже точно случайности не случайны).
Хорошая, кстати, аналогия – черный ящик, эдакая коробочка с секретиками, ящик Пандоры, который можно очень неудачно открыть…
Подкупает и то, что создатели фильма явно имели консультантов от авиации. Я, конечно, не технический специалист, но делаю вид, что что-то понимаю в самолетах. И когда ляпы явные, я начинаю неистово ругаться (и даже могу ножкой топнуть). Здесь же вроде все на месте: и пилоты, и техники, и те, кто самолет сертифицирует, и производители оборудования. Не было таких моментов, когда хотелось кричать «не верю». Хотя, вероятно, что-то и придумано, например, то, чего ЕЩЕ нет в авиации – но вполне может появиться.
Примечателен главный герой. Он не красавец с квадратной челюстью и не маньяк с горящими глазами. Скорее хлипкий и немного задерганный, в легкой степени аутист. Про таких говорят «странненький» или «не от мира сего». Но в то же время Матьё Вассер в исполнении Пьера Нине – человек, способный и на сомнение, и на решительное действие. Его буквально тащат вперед его профессионализм и дотошность.
Пьер Нине – хороший актер, роль в «Черном ящике» ему вполне удалась. Так-то он мне не очень нравится, именно этот хлипкий и нервный типаж. Однако я его видела всего в двух фильмах: в легенькой позитивной комедии «Притворись моим парнем», где он играет любовь с красавицей Виржини Эфира…
…и в байопике «Ив Сен-Лоран», который немного нудный и вообще буэ (не рекомендую).
Технически кино тоже хорошо сделано, тут и русский дубляж славно постарался. Ведь нужно передать нюансы того звукового мира, в котором обитает главный герой. Тут и звуки, которые он слушает по работе, и окружающий мир, и то, что он ощущает из-за профдеформации. Я, кстати, несколько лет подрабатывала стенографированием, и прослушка и переслушка записей – тяжелая работа. Потому что напрягаешь уши, напрягаешь мозг, а когда кто-то что-то неразборчиво говорит, а надо установить, что именно (а это как раз ситуация из фильма), это прям страдания. Раз по 10 переслушаешь отрывок… И уши реально болят, если долго работать, а потом еще и голова гудит. Так что я Матьё очень понимаю. Плюс у него такая ответственность и перед собственным начальством, и перед следственными органами, и перед родственниками погибших. А к концу фильма еще и личное перемешивается с профессиональным… И слишком многое стоит на кону.
Уф, написала без спойлеров, я молодец! Фильм рекомендую к просмотру. Детям, кстати, тоже можно (но им, наверное, будет скучновато).