Завтра «Первый канал» начинает показ сериала «Противостояние», снятого «по мотивам» одноименного произведения Юлиана Семенова. Фильм свежий, 2024 года. Важно отметить, что по той же книге уже был снят многосерийный фильм в советские времена, в 1985 году. И он на голову выше практически по всем параметрам.
Я сериал 2024 года посмотрела полностью в онлайне, и он у меня оставил ощущение стойкого недоумения. Я не читала книги и не видела советской версии, но ощущение подделки меня не покидало. Сегодня я включила советский фильм, и все окончательно встало на свои места.
«Противостояние» 2024 года – это милая, приглаженная, абсолютно беззубая версия истории.
Полковник Костенко, который приехал ловить убийцу-расчленителя, выглядит как малахольный мешок с неприятным содержанием. Его мучают семейные и психологические проблемы и, кажется, газы. До дела ему как будто и дела нет (извините за каламбур). Невнятно прохаживаясь по экрану, он чморит более молодого коллегу и нехотя копается в уликах, задавая невнятные же вопросы. Кажется, что расследование продвигается не благодаря его работе, а чисто по случайности: то тут повезет, то там, то сами собой всплывут улики, то подозреваемый бросится в бегство ни с того ни с сего. А то Тадава принесет все на блюдечке из архива. Никакой работы полковничьего мозга не прослеживается (он как будто с похмелья постоянно, если честно). Это не противостояние, это поддавки какие-то!
В перерывах между расследованием полковник любит пострелять из пистолетика. Ему так лучше думается. Не уверена, что в советской милиции давали патроны на «просто пострелять». В фильме сцены эти занимают по полчаса времени. Они типа так изображают дедукцию, на самом деле выглядит как горячечный бред (белочка?)
Константин Тадава, молодой коллега полковника, напротив, солнечно-позитивен, бодр и свеж, как персик. Он всегда улыбается и похож на пионЭра. Хочется нацепить на него красный галстук и дать горн, чтобы он пел про «взвейтесь кострами». Однако же бугульминский татарин Денис Нурулин, играющий грузина (в российском кинематографе реальных актеров-грузин, видимо, не осталось, обиделись все), гораздо больше похож на советского человека, чем замученный собственными демонами полковник, которого изображает усталый Владимир Вдовиченков (тяжело из бандитов в ментов, понимаем). Хорошо, что на роли еще двух милиционеров нашлись-таки вполне советские лица Сергея Газарова и Дмитрия Куличкова.
В помощь доблестной гвардии – девка-журналистка в мини-юбке. Полковник больше смотрит на ее ноги, чем на материалы дела (не забывая при этом страдать по жене). Права, девка потом достается Тадаве (пионЭр опять счастлив и сияет, как пятак). В общем, реализма этой истории не хватает, а с туповатым эротизмом явный перебор.
Российские северные жители, бандюганы и старатели, выглядят, как холеные столичные жители. Морды во!, по ширине плеч. Квартиры – обставленные по-московски, дорого-богато. Один лишь Игорь Хрипунов смог изобразить что-то похожее на советского забулдыгу, но это только благодаря природной харизме: сухощав, жилист, с диковатыми повадками. Да и актер хороший. Остальным – мое категорическое «не верю».
А нет, стойте. Есть же еще Алексей Гуськов, в роли главного злодея. Он да, инфернален. Это мы еще с сериала «Граница» знаем: его герой застрелит (задушит, зарубит) и глазом не моргнет. Может.
Но. Алексей староват. Дряхловатый у него вышел маньяк, усталый. Да, хитрый. Да, скрытный. Но чтобы такой женщинам нравился до беспамятства, как в российской версии показано, – не верю. Как бы ни старалась чудная Карина Ардоленко изображать любовь – увы.
Единственное, что понравилось, – это как они перед убийством под песню «Последний раз» катались. Вот это страшная тема.
Еще понравился молодой актер Александр Аверин (родство с Максимом Авериным путем гугления не установлено). С той частью, где молодой Кротов попадает к фашистам, он справился отлично.
Однако самих фашистов изобразили как-то криво. И это можно понять, только начав смотреть советскую версию. Она тоже есть в онлайн-кинотеатрах.
Ибо начинается она не с соплей полковника и не с СОЛНЕЧНОГО Магадана, а с кадров Нюрнбергского процесса, где прокурор просит дать всем гадам вышку. С этих первых кадров и задан весь мотив фильма: давить надо гниду, и быстро, а не страдать по дамочкам.
В советской версии действие происходит зимой. И это ах как правильно, ибо жизненно. Хмуро, холодно, идет снег. Да, на дворе апрель, но мы имеем дело не с солнечной Москвой и не с прекрасным Сухуми, а с реальными северами.
Кто убийца, мы не знаем, как и милиция. Налицо интрига, и зрителю надо шевелить мозгами вместе со всеми действующими лицами.
Полковник (которого играет подтянутый, как струна, Олег Басилашвили) ведет себя строго, с подчиненными общается по уставу: «разрешите доложить» и «разрешите обратиться». Следствие идет вперед благодаря дознаниям и допросам, и диалоги в фильме написаны СОВЕРШЕННО по-другому. В них содержания больше процентов на 150, чем в российских. Они и характер персонажа раскрывают прекрасно, и сразу показывают, кто есть кто (если уже знаешь сюжет, смотреть даже интереснее, как виновные юлят и умалчивают). Ну да, ведь автор сценария здесь – не жертва ЕГЭ, а сам автор романа (а он, на минуточку, «Семнадцать мгновений весны» написал). Милиционеры ищут улики, ищут людей, не гуляют по городу, а едут, летят, плывут вперед, чтобы узнать правду.
Северного милиционера играет Юрий Кузнецов (он еще в фильме «Гений» милиционера играл, тоже классное кино, но насквозь перестроечное уже).
Да, и в "Непослушнике" тоже он, мои юные читатели!
На нем в «Противостоянии» каракулевая шапка! И в Москву он, безусловно, не поедет.
А Тадаву играет реальный грузин. С акцентом! И он, к тому же, не Тадава, а Кардава!
И дома, и квартиры – не гламурные. Деревянные полы, алюминиевые кружки и ложки. Люди показаны работающими на производствах, на заготовке леса. Признаки эпохи налицо. Можно подогнать под окна хрущевки советскую «Волгу» и найти чемодан с застежками, но советский вайб без глупого пинапа поймать очень сложно. Пожалуй, российским киноделам такое только в «Территории» удалось, да и то там заводоуправление было со свежеокрашенными перилами…
Отвлеклись, вернемся.
Главный злодей в советской версии раскрывается постепенно, но не в лоб, как в российской. Поначалу в нем нет даже ничего такого. Что за Кротов? При чем он тут? А потом он сдает фашистам политрука и становится «подсадной уткой» в концлагере. Раскрывает там ячейку красноармейцев, планировавших диверсию. И лично помогает их расстреливать. Никакой кровищи, никаких кишков по экрану, но страшно до жути. Потому что режиссура.
Российское смотрела через силу. От советского сложно оторваться: умный сюжет, обаятельные герои, тонкий психологизм, серьезные вопросы. У россиян – полковник-размазня на отдыхе между делом ловит убийцу. С шашлыком и фруктами подмышкой. Параллельно глядя на задницу своей дочурки в фривольном купальнике. Тьфу, срамота.
И топор из «Противостояния», кстати, потом еще в «Преступлении и наказании» с Иваном Янковским засветился. Прям на постере, смотрите. Экономят на реквизите. Сериал, говорят, то еще унылое…, я даже смотреть его боюсь (а надо ли? Может, книжку перечитать?)
Знаете, мне кажется, я в советское время даже смотрела «Противостояние» по телевизору. Потому что Кузнецова в шапке и зловещего черно-белого Кротова я помню. Мне даже до сих пор глубоко неприятно смотреть на лицо актера Андрея Болтнева. А что, вполне могло так быть, по возрасту я вписываюсь. Я же все-таки советский человек (с каждым годом это все более и более ясно-понятно).
Итак, мое резюме. Российскую версию вы можете вполне посмотреть по ТВ, если вам вечером нечего делать. Попыритесь в желтую цветокоррекцию, как будто смотрите музыкальный клип или рекламу (ну наснимал режиссер-дизайнер «красоты», что вы хотите. Не детектив и триллер, а сказочка-завиралочка). А потом включайте темный, местами черно-белый советский фильм и сравнивайте. Вот просто сами, сами. Это две СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ истории, и российская советской во всем проигрывает. Пленку не надо теперь экономить, вот и снимают всякий бред. Так что, действительно, российский сериал нужен только для того, чтобы, досмотрев его, включить советскую версию. Или пойти в библиотеку (срочно!!!)
Про книгу я уж молчу. Кто их читает сейчас? Я вот не читаю, отупела совсем. Но, возможно, дорасту и до этого. Не удивлюсь, если книга даже есть где-то в моей библиотеке. У Юлиана Семенова хочется попросить прощения. Мы таких людей просто недостойны.