Найти в Дзене
Маргарита

Российское «Противостояние» - солнечная подделка на фоне сурового советского фильма

Завтра «Первый канал» начинает показ сериала «Противостояние», снятого «по мотивам» одноименного произведения Юлиана Семенова. Фильм свежий, 2024 года. Важно отметить, что по той же книге уже был снят многосерийный фильм в советские времена, в 1985 году. И он на голову выше практически по всем параметрам.

Как советская милиция, по мысли российских киноделов, преступников искала. Идиллия на фоне моря... Кадр из "Противостояния" 2024 года. Фото: kinofilmpro.ru
Как советская милиция, по мысли российских киноделов, преступников искала. Идиллия на фоне моря... Кадр из "Противостояния" 2024 года. Фото: kinofilmpro.ru

Я сериал 2024 года посмотрела полностью в онлайне, и он у меня оставил ощущение стойкого недоумения. Я не читала книги и не видела советской версии, но ощущение подделки меня не покидало. Сегодня я включила советский фильм, и все окончательно встало на свои места.

«Противостояние» 2024 года – это милая, приглаженная, абсолютно беззубая версия истории.

Противостояние, 2024

Полковник Костенко, который приехал ловить убийцу-расчленителя, выглядит как малахольный мешок с неприятным содержанием. Его мучают семейные и психологические проблемы и, кажется, газы. До дела ему как будто и дела нет (извините за каламбур). Невнятно прохаживаясь по экрану, он чморит более молодого коллегу и нехотя копается в уликах, задавая невнятные же вопросы. Кажется, что расследование продвигается не благодаря его работе, а чисто по случайности: то тут повезет, то там, то сами собой всплывут улики, то подозреваемый бросится в бегство ни с того ни с сего. А то Тадава принесет все на блюдечке из архива. Никакой работы полковничьего мозга не прослеживается (он как будто с похмелья постоянно, если честно). Это не противостояние, это поддавки какие-то!

В перерывах между расследованием полковник любит пострелять из пистолетика. Ему так лучше думается. Не уверена, что в советской милиции давали патроны на «просто пострелять». В фильме сцены эти занимают по полчаса времени. Они типа так изображают дедукцию, на самом деле выглядит как горячечный бред (белочка?)

Российский полковник Костенко "думает" и тратит казенные патроны и время зрителей. Фото: kinoafisha.info
Российский полковник Костенко "думает" и тратит казенные патроны и время зрителей. Фото: kinoafisha.info

Константин Тадава, молодой коллега полковника, напротив, солнечно-позитивен, бодр и свеж, как персик. Он всегда улыбается и похож на пионЭра. Хочется нацепить на него красный галстук и дать горн, чтобы он пел про «взвейтесь кострами». Однако же бугульминский татарин Денис Нурулин, играющий грузина (в российском кинематографе реальных актеров-грузин, видимо, не осталось, обиделись все), гораздо больше похож на советского человека, чем замученный собственными демонами полковник, которого изображает усталый Владимир Вдовиченков (тяжело из бандитов в ментов, понимаем). Хорошо, что на роли еще двух милиционеров нашлись-таки вполне советские лица Сергея Газарова и Дмитрия Куличкова.

Газаров и Вдовиченков изображают следственные действия. Фото: kinoafisha.info
Газаров и Вдовиченков изображают следственные действия. Фото: kinoafisha.info

В помощь доблестной гвардии – девка-журналистка в мини-юбке. Полковник больше смотрит на ее ноги, чем на материалы дела (не забывая при этом страдать по жене). Права, девка потом достается Тадаве (пионЭр опять счастлив и сияет, как пятак). В общем, реализма этой истории не хватает, а с туповатым эротизмом явный перебор.

Российские северные жители, бандюганы и старатели, выглядят, как холеные столичные жители. Морды во!, по ширине плеч. Квартиры – обставленные по-московски, дорого-богато. Один лишь Игорь Хрипунов смог изобразить что-то похожее на советского забулдыгу, но это только благодаря природной харизме: сухощав, жилист, с диковатыми повадками. Да и актер хороший. Остальным – мое категорическое «не верю».

А нет, стойте. Есть же еще Алексей Гуськов, в роли главного злодея. Он да, инфернален. Это мы еще с сериала «Граница» знаем: его герой застрелит (задушит, зарубит) и глазом не моргнет. Может.

Граница: Таежный роман, 2000

Но. Алексей староват. Дряхловатый у него вышел маньяк, усталый. Да, хитрый. Да, скрытный. Но чтобы такой женщинам нравился до беспамятства, как в российской версии показано, – не верю. Как бы ни старалась чудная Карина Ардоленко изображать любовь – увы.

Любовь и топор. Гуськов и Ардоленко изображают страстные "чуйства". Фото: tass.ru
Любовь и топор. Гуськов и Ардоленко изображают страстные "чуйства". Фото: tass.ru

Единственное, что понравилось, – это как они перед убийством под песню «Последний раз» катались. Вот это страшная тема.

Еще понравился молодой актер Александр Аверин (родство с Максимом Авериным путем гугления не установлено). С той частью, где молодой Кротов попадает к фашистам, он справился отлично.

Молодой Кротов добыл новый "аусвайс". Аверин дал жару. Фото: kino-teatr.ru
Молодой Кротов добыл новый "аусвайс". Аверин дал жару. Фото: kino-teatr.ru

Однако самих фашистов изобразили как-то криво. И это можно понять, только начав смотреть советскую версию. Она тоже есть в онлайн-кинотеатрах.

Противостояние, 1985

Ибо начинается она не с соплей полковника и не с СОЛНЕЧНОГО Магадана, а с кадров Нюрнбергского процесса, где прокурор просит дать всем гадам вышку. С этих первых кадров и задан весь мотив фильма: давить надо гниду, и быстро, а не страдать по дамочкам.

В советской версии действие происходит зимой. И это ах как правильно, ибо жизненно. Хмуро, холодно, идет снег. Да, на дворе апрель, но мы имеем дело не с солнечной Москвой и не с прекрасным Сухуми, а с реальными северами.

Кто убийца, мы не знаем, как и милиция. Налицо интрига, и зрителю надо шевелить мозгами вместе со всеми действующими лицами.

Полковник (которого играет подтянутый, как струна, Олег Басилашвили) ведет себя строго, с подчиненными общается по уставу: «разрешите доложить» и «разрешите обратиться». Следствие идет вперед благодаря дознаниям и допросам, и диалоги в фильме написаны СОВЕРШЕННО по-другому. В них содержания больше процентов на 150, чем в российских. Они и характер персонажа раскрывают прекрасно, и сразу показывают, кто есть кто (если уже знаешь сюжет, смотреть даже интереснее, как виновные юлят и умалчивают). Ну да, ведь автор сценария здесь – не жертва ЕГЭ, а сам автор романа (а он, на минуточку, «Семнадцать мгновений весны» написал). Милиционеры ищут улики, ищут людей, не гуляют по городу, а едут, летят, плывут вперед, чтобы узнать правду.

Северного милиционера играет Юрий Кузнецов (он еще в фильме «Гений» милиционера играл, тоже классное кино, но насквозь перестроечное уже).

Гений, 1991

Да, и в "Непослушнике" тоже он, мои юные читатели!

Непослушник, 2022

На нем в «Противостоянии» каракулевая шапка! И в Москву он, безусловно, не поедет.

"Даже не уговаривайте, товарищ полковник!" Кадр из "Противостояния" 1985 года. Фото с просторов интернета.
"Даже не уговаривайте, товарищ полковник!" Кадр из "Противостояния" 1985 года. Фото с просторов интернета.

А Тадаву играет реальный грузин. С акцентом! И он, к тому же, не Тадава, а Кардава!

И дома, и квартиры – не гламурные. Деревянные полы, алюминиевые кружки и ложки. Люди показаны работающими на производствах, на заготовке леса. Признаки эпохи налицо. Можно подогнать под окна хрущевки советскую «Волгу» и найти чемодан с застежками, но советский вайб без глупого пинапа поймать очень сложно. Пожалуй, российским киноделам такое только в «Территории» удалось, да и то там заводоуправление было со свежеокрашенными перилами…

Территория, 2014

Отвлеклись, вернемся.

Главный злодей в советской версии раскрывается постепенно, но не в лоб, как в российской. Поначалу в нем нет даже ничего такого. Что за Кротов? При чем он тут? А потом он сдает фашистам политрука и становится «подсадной уткой» в концлагере. Раскрывает там ячейку красноармейцев, планировавших диверсию. И лично помогает их расстреливать. Никакой кровищи, никаких кишков по экрану, но страшно до жути. Потому что режиссура.

Российское смотрела через силу. От советского сложно оторваться: умный сюжет, обаятельные герои, тонкий психологизм, серьезные вопросы. У россиян – полковник-размазня на отдыхе между делом ловит убийцу. С шашлыком и фруктами подмышкой. Параллельно глядя на задницу своей дочурки в фривольном купальнике. Тьфу, срамота.

И топор из «Противостояния», кстати, потом еще в «Преступлении и наказании» с Иваном Янковским засветился. Прям на постере, смотрите. Экономят на реквизите. Сериал, говорят, то еще унылое…, я даже смотреть его боюсь (а надо ли? Может, книжку перечитать?)

Преступление и наказание, 2024

Знаете, мне кажется, я в советское время даже смотрела «Противостояние» по телевизору. Потому что Кузнецова в шапке и зловещего черно-белого Кротова я помню. Мне даже до сих пор глубоко неприятно смотреть на лицо актера Андрея Болтнева. А что, вполне могло так быть, по возрасту я вписываюсь. Я же все-таки советский человек (с каждым годом это все более и более ясно-понятно).

Итак, мое резюме. Российскую версию вы можете вполне посмотреть по ТВ, если вам вечером нечего делать. Попыритесь в желтую цветокоррекцию, как будто смотрите музыкальный клип или рекламу (ну наснимал режиссер-дизайнер «красоты», что вы хотите. Не детектив и триллер, а сказочка-завиралочка). А потом включайте темный, местами черно-белый советский фильм и сравнивайте. Вот просто сами, сами. Это две СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ истории, и российская советской во всем проигрывает. Пленку не надо теперь экономить, вот и снимают всякий бред. Так что, действительно, российский сериал нужен только для того, чтобы, досмотрев его, включить советскую версию. Или пойти в библиотеку (срочно!!!)

Про книгу я уж молчу. Кто их читает сейчас? Я вот не читаю, отупела совсем. Но, возможно, дорасту и до этого. Не удивлюсь, если книга даже есть где-то в моей библиотеке. У Юлиана Семенова хочется попросить прощения. Мы таких людей просто недостойны.