Найти в Дзене

О том, как в раннем Ирландском обществе обращались с кошками

Я не пишу «в древней Ирландии», потому что кошки на Изумрудный остров попали относительно поздно — во втором веке Новой эры. Их завезли торговцы из соседней Британии, а туда кошек подкинули римляне. Какими они были (не римляне, разумеется)? Короткошерстными, а по окрасу — полосатые, самой что ни на есть муркиной мусорной масти, белые, чёрные, пятнистые. Рыжий окрас у кошек в Европе появился позже. Если и были в Ирландии такие кошки, то популярностью не пользовались. Откуда это известно? Их охотно рисовали на полях и прямо на страницах манускриптов.

-2

Кошек ирландцы оценили и полюбили не меньше, чем собак. Им даже выделили специальный раздел в законодательстве — Catslechta (КАтлахта, редкий случай, когда читается, почти как пишется). Этот любопытный документ, являвшийся честью Шенхас Мор — гражданского кодекса, дошёл до нас в виде нескольких фрагментов, в частности манускрипт TCD ms 1363в Тринити-Колледже в Дублине и ms Rawlinson B. 506в Оксфорде. Катлахта упомянут в числе законов, которые входили в экзаменационную программу юридических школ, так что взаимоотношения человека и кошки были делом серьёзным.

-3

Кошки были и объектом арестов — как залогом в имущественных спорах, так и виновниками разбирательств о причинении вреда здоровью, наряду с пчёлами. Процедура определена в законе Di Chetharṡlicht Athgabála (Ди Киештах АтгабАла - «Четыре раздела о наложении арестов»).

В первую очередь, кошек ценили за то, что они обеспечивали защиту зерносушилок, токов и зерновых ям от мышей и защищали подворья от мелких вредителей, в том числе птиц — так воспринималась окружающая среда хозяевами сельских усадеб. Кстати, хотя чума Ирландию посещала, но надолго не задерживалась и целые околотки не опустошала — во-первых, чёрной крысе в деревне делать нечего, во-вторых, кошек не притесняли, их было много, и развернуться крысам они не давали, ни горожанкам-чёрным, ни амбарным. Кошка-крысоловка оценивалась не дешевле трёх дойных коров. Окири — самый бедный из держателей земельного участка из общинного клина стоил ровно вдвое меньше.

Помощница
Помощница

Кошек, которым доверяли своё имущество, собственные имена давали без затей, исходя из их таланта, навыков и умений, а также внешних данных и роли в жизни семьи. Примеры тоже упомянуты в юридической литературе (вдруг спросят, как правильно кота назвать).

  • Ameone (Амона)— крупный кот — обладатель отвратительного могучего голоса
  • Aicrúipnei (АкУпна)— крысоловка, которая трудилась при мельнице, амбаре и зерносушилке
  • Breonei (Бреона) — домашняя, ручная кошка, которую держали в жилом помещении в том числе для общения (мурлыкала громко)
  • Meone (Меона) — защитница кухонных кладовых
  • Folum (Фолум) — приходящая кошка, жившая в загонах (охраняла фураж от грызунов)

Помимо полезных животных-работников, ирландцы держали и кошек для души.

  • Abaircne (Абыкна) — чёрная кошка с белым галстуком, которую держала женщина в качестве домашней любимицы;
  • Rincne (Рикна) — кошка, которую заводили для маленьких детей, чтобы им было с кем играть и не отвлекали взрослых
Абыкна с котятами
Абыкна с котятами

Поскольку кошки были не только ценным имуществом, но и потешными животными, их, как правило, не обижали. За то, что собака выскочила из ворот и покусала прохожего человека, могли присудить штраф. За то, что кошка, охотившаяся за мышью, в азарте кого-то поцарапала, штраф был не положен — своеволие этого животного и неспособность усваивать правила имелись ввиду и прощались, так как польза с лихвой покрывала издержки.

Но случались и неприятности, замешанные на народной магии. В частности, рожистое воспаление знахари лечили кровью чёрного кота. Пеплом от сожжённой шкуры чёрного кота якобы можно было исцелить ожоги. В качестве средства от коклюша применяли девять волосков из хвоста чёрного кота, которые надо было измельчить, смешать с водой и выпить. И совсем уж о непотребном деле поведал епископ Кормак макКулинан, учёный-энциклопедист, живший в IX веке. Это о способе гадания Imbas forasna (имбас форасна, орфография вариативная, и если в слове Imbas всё-таки была фада, при «а», смысл названия «основанное на смерти» ). Ищущий ответ съедал кусок сырого мяса свиньи, собаки или кошки, принесённых в жертву идолу, и ложился спасть, прижав ладони к щекам. Тут-то ему и виделось во сне всякое. С погаными грибами было бы, наверное, проще — но тут, как есть. Верить или нет преподобному Кормаку, отдельный вопрос. Святой Патрик об этом дурацком обычае тоже упоминает, но без подробностей, как о плохом гадании, другие гадания — хорошие.

Какие-то взаимоотношения у кошек с потусторонним миром в Ирландии всё-таки были.

Это и страшилка о каком-то человеке, который в тёмном-тёмном лесу встретил огромного кота, и кот этот зачем-то на человека напал, за что был им зарублен, но, как говорится, на смертном одре поведал, что он — король кошек. Человек пришёл домой и рассказал жене о своём приключении. И, когда дошёл до самого главного, его собственный кот вдруг проснулся, набросился на хозяина, да тут же и убил.

Ещё симпатичнее обитатели иного мира — кошки с ядовитыми хвостами, которые вылезали из пещеры Овейнгат рядом с Круаханом - «столицей» Коннахта. Одного такого монстра отоварил по голове мечом Кухулин в продолжении истории о пире Брикрена. Подвиг, достойный Геракла, короче говоря, - чего не сделаешь, лишь бы считаться первым героем Ирландии. Могло плохо кончиться: одна единственная капля яда проникала в сердце человека и убивала наповал.

Камень деления - окаменевший кот.
Камень деления - окаменевший кот.

Вера ирландцев в чудовищ была настолько крепкой, что выплеснулась в ландшафт. Тут не только неолитическая гробница, которая продолжается лазом в пещеру — в ней, якобы, портал. Неподалёку от могилы бога Луга (https://dzen.ru/a/Ztgfgrl5u0SLkuYr) имеется затейливой формы валун, «Камень деления», который, согласно традиции, на самом деле окаменевший кот Лохтигем, которого победила лейнстерская воительница. Этот камень каким-то образом использовали во время инаугурации королей на холме Усны.

Но самый знаменитый из литературных котов — Белый Пангур, живший в келье одного монаха, не чуждого поэзии. Этот монах своего любимца и увековечил прямо на странице молитвенника, который переписывал — вот прямо так, между делом. Стихотворение получилось очень милое, есть в Википедии, можно прочитать. Кто автор, точно неизвестно, но считают, что Седулиус Скотт, поэт, много чего написавший — и монах, труженик скриптория по совместительству.

Стихотворение о Белом Пангуре. Начало на пятнадцатой строчке снизу на левой странице
Стихотворение о Белом Пангуре. Начало на пятнадцатой строчке снизу на левой странице

На этой ноте, пожалуй, я и закругляюсь.