Найти в Дзене

Каким могло быть величайшее кино о Блокаде Ленинграда: безумная история фильма «900 дней»

СССР готов выделить $50.000.000 голливудскому режиссеру, чтобы он снял фильм про блокаду Ленинграда с Робертом Де Ниро в главной роли. Безумие, которому не удалось свершиться из-за смерти Серджо Леоне в 1989 году — сердечный приступ. До подписания контракта оставалось 2 дня. Режиссеру было всего 60 лет. Великий итальянский режиссер снял всего 6 фильмов. И сумел навсегда изменить кино, вдохновив кучу современных гениев. Впервые о судьбе Ленинграда во время Великой Отечественной войны он узнал в самом конце 60-ых, когда купил в аэропорте книгу «900 дней. Блокада Ленинграда» Гаррисона Солсбери — американского корреспондента, работавшего в СССР в годы войны. Если бы на земле был ад, то Ленинград 1942 года можно было бы назвать этим словом, — Серджо Леоне Книга безумно впечатлила режиссера, он считал это событие не имеющем аналогов. А следующим большим впечатлением для него стала «Седьмая симфония» Шостаковича, частично написанная о блокадном Ленинграде. Уже с тех пор Леоне начал задумывать
Оглавление

СССР готов выделить $50.000.000 голливудскому режиссеру, чтобы он снял фильм про блокаду Ленинграда с Робертом Де Ниро в главной роли.

Безумие, которому не удалось свершиться из-за смерти Серджо Леоне в 1989 году — сердечный приступ. До подписания контракта оставалось 2 дня. Режиссеру было всего 60 лет.

Серджо Леоне
Серджо Леоне

Мечта Серджо Леоне — фильм о блокаде Ленинграда

Великий итальянский режиссер снял всего 6 фильмов. И сумел навсегда изменить кино, вдохновив кучу современных гениев. Впервые о судьбе Ленинграда во время Великой Отечественной войны он узнал в самом конце 60-ых, когда купил в аэропорте книгу «900 дней. Блокада Ленинграда» Гаррисона Солсбери — американского корреспондента, работавшего в СССР в годы войны.

Если бы на земле был ад, то Ленинград 1942 года можно было бы назвать этим словом, — Серджо Леоне

Книга безумно впечатлила режиссера, он считал это событие не имеющем аналогов. А следующим большим впечатлением для него стала «Седьмая симфония» Шостаковича, частично написанная о блокадном Ленинграде.

Уже с тех пор Леоне начал задумываться о большом фильме.

Михаил Калатозов
Михаил Калатозов

В начале 1970-ых итальянскому гению, уже снявшему практически все свои главные работы (хотя все его фильмы можно признать «главными»), удалось повстречаться с Михаилом Калатозовым — режиссером фильма «Летят журавли».

А еще — человеком, лично заставшим блокаду. И даже снявший в том городе фильм.

За полчаса до встречи с Калатозовым приехал переводчик, и я спросил у него: «Что снял этот Калатозов?» Он был удивлен моей неосведомленностью. Его фильм «Летят журавли» лет десять назад получил «Золотую пальму» (главная награда Каннского кинофестиваля). Нас познакомили. Ради комплимента я соврал, что восхищен его фильмом, особенно натурой. После этого рассказал ему о своей мечте снять фильм о блокадном Ленинграде. Вот одна из сцен. Утром немецкий часовой видит русские танки. Десять танков, двадцать, тридцать, двести танков. Эта большая армада танков прорывает блокаду. Калатозов меня перебил: «Правда в том, господин Леоне, что танков было только два. Я был там». После этой встречи я стал меньше фантазировать и больше опираться на факты

В 1971 году Леоне даже посетил Ленинград лично, чтобы изучить город и убедиться, что снять фильм можно только там. Однако, до начала реальной подготовки к фильму оставалось еще 17 лет.

За это время режиссер создал лишь 2 фильма. Один из которых — и ныне один из самых масштабных в истории кино — «Однажды в Америке».

«Однажды в Америке»
«Однажды в Америке»

За первые 7 лет своей режиссерской карьеры Леоне снял пять фильмов. За следующие 13 — один. Сначала он переосмыслил и развил до пике жанр вестерна, а затем — покорил мир гангстерского кино. К слову, пауза в 13 лет была вызвана, в том числе, одержимостью идеей экранизировать книгу «Бандиты» Гарри Грея.

И вот, когда свет увидел монументальный труд режиссера, тот решил идти дальше — в поисках новых тем, нового масштаба и простора для высказываний. И тут идея о масштабном фильме про одно из уникальнейших событий в истории человечества оказалась как нельзя кстати.

Леоне вырос в Италии во время фашистского режима Муссолини, он неплохо понимал то зло, с которым билась Европа во время Второй Мировой. Был пацифистом и восхищался величием человеческого духа.

Поэтому разработка фильма началась. Был привлечен Министр иностранных дел Италии. Леоне заручился поддержкой Элема Климова, в то время — главой Союза кинематографистов СССР.

«Это проект государственного значения», — председатель «Совинфильма» Александр Суриков.

Само собой, фильмы Леоне до СССР не добирались, однако политическая и особенно культурная элиты страны были прекрасно знакомы с творчеством и влиянием итальянца.

«Русские обещали помочь при условии, если я не разрушу город второй раз»

Так сказал продюсер фильма Альберто Гримальди. И русские обещали не просто помочь. Они обещали покрыть половину безумного бюджета — $50.000.000. Да-да, общий бюджет составлял $100.000.000. Это был бы первый фильм, перешагнувший девятизначную отметку.

По прикидкам режиссера съемки заняли бы... столько же, сколько длилась сама блокада. Это в 5-9 раз дольше, чем обычно снимаются фильмы.

-5

Любовь посреди ужаса блокады

О чем бы был фильм «900 дней»?

Этот фильм об ужасах блокады, о войне, о стойкости и мужестве жителей города, но прежде всего этот фильм о любви.
Советская девушка и американский оператор кинохроники любят друг друга. Девушка понимает, что за связь с иностранцем ее могут посадить лет на десять в тюрьму. У их любви нет будущего, поэтому они спешат. Рождается дочка. При освобождении Ленинграда оператор погибает с кинокамерой в руке, снимая последние часы блокады. Но я не покажу, как он умирает. Мы узнаем о его смерти по реакции девушки. Она в кинотеатре смотрит хронику и знает, что это снимает он. Немцы бегут, гранаты рвутся, и вдруг взрыв перед самой камерой. Камера падает, и в тишине зала раздается крик девушки. Она понимает, что он убит (у нее на руках девочка, которой несколько месяцев)

Режиссер планировал снять не военные действия, не пересказ событий, а кино о людях в экстремальной ситуации. О том, как они, с одной стороны, выживали, а с другой — продолжили жить.

-6

Главная роль, по замыслу режиссера, отходила Роберту Де Ниро. Однако, он был бы единственным американцем в кадре. Леоне считал необходимым, чтобы каждый актер играл персонажа своей национальности: «Русских будут играть русские, немцев — немцы, американцев — американцы. Каждый будет говорить на своем языке».

Кастинг на другие роли проведен не был. Предполагалось, что год будет потрачен на написание сценария, но, к сожалению, режиссер умер.

Конечно, для фильма попытались найти нового исполнителя, но советская сторона отказала в финансировании без участия Серджо Леоне. Так проект и рассыпался.

Читайте и другие интересные статьи:

Подписывайтесь на канал