Найти в Дзене
С Богом по жизни

Безымянный пророк из Иудеи: жертва лжи

(3 Царств 13) Вам когда-нибудь говорили: "Неважно, во что ты веришь. Главное, чтобы ты был искренним в своей вере. Учение не в счет; важно лишь твое сердце"? Наверное, говорили. Мы все слышали такое. Необходимо задать важный вопрос: верен ли такой подход к религии? Поскольку Библия наш водитель, то и ответ надо искать в ней. Давайте посмотрим. Сегодня давайте более подробно остановимся на безымянном пророке из Иудеи, который обличил Иеровоама перед только что построенным жертвенником. Этот пророк представляет для нас особый интерес, потому что напоминает нам о непрекращающейся борьбе в этом мире между истиной и заблуждением, повиновением и неповиновением. Вы часто слышите выражение "маленькая, невинная ложь", но мы должны помнить, что ни одна ложь никогда не бывает маленькой и невинной. Какая-то ложь может казаться маленькой или невинной, но на самом деле таковой она никогда не бывает. Один человек в Библии, который свидетельствует в пользу этой истины, — это пророк из Иудеи. Чтобы уви
Оглавление

(3 Царств 13)

Вам когда-нибудь говорили: "Неважно, во что ты веришь. Главное, чтобы ты был искренним в своей вере. Учение не в счет; важно лишь твое сердце"? Наверное, говорили. Мы все слышали такое. Необходимо задать важный вопрос: верен ли такой подход к религии? Поскольку Библия наш водитель, то и ответ надо искать в ней. Давайте посмотрим.

Сегодня давайте более подробно остановимся на безымянном пророке из Иудеи, который обличил Иеровоама перед только что построенным жертвенником. Этот пророк представляет для нас особый интерес, потому что напоминает нам о непрекращающейся борьбе в этом мире между истиной и заблуждением, повиновением и неповиновением.

Вы часто слышите выражение "маленькая, невинная ложь", но мы должны помнить, что ни одна ложь никогда не бывает маленькой и невинной. Какая-то ложь может казаться маленькой или невинной, но на самом деле таковой она никогда не бывает. Один человек в Библии, который свидетельствует в пользу этой истины, — это пророк из Иудеи. Чтобы увидеть эту истину, возьмем его историю с того момента, когда он обличил Иеровоама.

После исторического осуждения и публичного унижения Иеровоама Бог решил дать ему возможность покаяться. Его рука исцелилась, а окончательный суд был отложен на некоторое время. Получив облегчение, Иеровоам в порыве благодушия пригласил пророка к себе домой, чтобы накормить его и вручить вознаграждение. Вот это приглашение! Какой пророк не захотел бы использовать такой случай и сказать: "Я обличил царя, и он отблагодарил меня за это, пригласив к себе во дворец на обед"?

Пророк показал верность своему истинному Господину, сказав царю: "Хотя бы ты давал мне полдома твоего, я не пойду с тобой и не буду есть хлеба и не буду пить воды в этом месте, ибо так заповедано мне словом Господним: «Не ешь там хлеба, и не пей воды, и не возвращайся той дорогой, которой ты шёл»" (3 Цар.13:8, 9). Если бы пророк умер в этом месте истории, мы бы почитали его как одного из величайших пророков Библии. Мы бы говорили о нем: "Это один из величайших мужей всех времен. Сердце его было настроено на одно: на Божью истину. Никто, будь то монарх или крестьянин, не мог убедить его отклониться от Божьей воли. Он был истинным пророком, убежденным провозвестником одной только Божьей истины, и делал он это без страха и лицеприятия". Однако конец рассказа совсем иначе изображает этого человека.

Пророк из Иудеи сел на своего осла и поехал домой, проследив за тем, чтобы не оказаться на той дороге, по которой он пришел. Наверное, весь Вефиль гудел, обсуждая случай с Иеровоамом у жертвенника. Некие молодые люди, видевшие эти события, пришли домой и рассказали обо всем отцу, старому пророку. Мы почти ничего не знаем об этом пророке-старце, кроме того, что рассказ сыновей взволновал его. Он спросил их: "Какой дорогой он пошёл?" (3 Цар. 13:12). Сыновья знали. Все присутствовавшие у жертвенника знали, какой дорогой пророк возвращался в Иудею. Ответив царю, пророк, наверняка, повернулся и удалился с того места, где разговаривал с царем, сел на осла и поехал из города, словно государственный деятель, который в решающий момент принятия решения отстоял истину. Все, кто наблюдал эту сцену, внимательно провожали его взглядом, примечая каждое движение, пока он и его осел не скрылись из виду. После того как он совсем исчез, они, наверное, еще несколько мгновений стояли, боясь пошевелиться, в полной тишине, а в их ушах все еще звенел обвинительный приговор. Затем они по одному начали торжественно расходиться по домам, безмолвные и глубоко задумавшиеся над тем, чему были свидетелями. Да, сыновья знали, какой дорогой он пошел, потому что видели, как он удалялся от них, словно ангел света, возвращающийся к своему божественному Отправителю.

Узнав, какой дорогой пошел молодой пророк, старый пророк быстро оседлал осла и поехал за ним. Он нашел Божьего человека под деревом; тот сидел и отдыхал перед тем, как возобновить свой путь. Мы не знаем, почему пророк-старец сказал и поступил именно так. Высказывается несколько догадок, почему старый пророк сделал это предложение пророку из Иудеи. Первая — возможно, старого пророка просто поразили смелость и верность молодого пророка, и ему так захотелось пообщаться с ним, что он в чрезмерном рвении настоял, чтобы тот пошел с ним к нему домой несмотря на то, что это было нарушением Божьей воли. Начнем с того, что пророк-старец не уважал истину должным образом, а иначе он не наблюдал бы пассивно за всем, что творил Иеровоам. Так что, сочиняя историю, будто Бог говорил с ним, он шел на крайность, чтобы только побыть с молодым пророком.

Вторая догадка — старый пророк сознательно стремился опустить пророка из Иудеи до своего уровня. Обличение возле жертвенника осудило всех, кто вместе с Иеровоамом пришел к отступничеству, включая и старого пророка, его — за то, что он не высказывался против. Поэтому старый пророк решил, что если ему удастся заставить молодого пророка поддаться лжи, то он в какой-то степени разрушит эффект обличения им Иеровоама и Вефиля. Это ему, старому пророку, следовало обличать грехи Иеровоама, и поступок молодого пророка привел его к сознанию своей виновности. Значит, по какому-то извращенному ходу мыслей, если заставить молодого пророка уступить, это облегчит совесть пророка-старца.

В-третьих, некоторые думают, что на самом деле старец испытывал молодого пророка, проверяя его на истинность. Молодой пророк пришел из Иерусалима. Может быть, это был просто посланник от южного царства, который пришел, чтобы причинить неприятности, а не истинный пророк, посланный Богом обличить их грех? Если молодой пророк согласится на это коварное приглашение, то тем самым докажет, что он не "настоящий" Божий пророк.

В-четвертых, возможно, старик просто действовал от имени царя. Он был самозванным царским защитником. Иеровоам не смог заполучить пророка из Иудеи к себе в дом, поэтому старый пророк попытается осуществить то, что не удалось царю. Если старый пророк уговорит его прийти к нему в дом, то ослабит эффект пророчества и, возможно, заставит заговорить о себе в северном царстве. Это удобный случай достичь успеха.

Несмотря на многие предположения, можно только гадать, что двигало старым пророком. Наверняка мы знаем то, что он "солгал ему". Нужно согласиться, что эта истина — главная мысль, которую выделил для нас Святой Дух. Мы не знаем, почему молодой пророк сделал то, что сделал. Старый пророк сказал ему: "Зайди ко мне в дом и поешь хлеба" (3 Цар. 13:15). Поначалу молодой пророк был непреклонен и его предложение отверг так же решительно, как и предложение Иеровоама: "Я не могу возвратиться с тобой и пойти к тебе; не буду есть хлеба и не буду пить у тебя воды в этом месте, ибо словом Господним сказано мне: «Не ешь хлеба, и не пей там воды, и не возвращайся той дорогой, которой ты шёл»" (3 Цар. 13:16, 17). Пророк-старец, по какой-то причине вдохновленный дьяволом, сказал ему: "И я пророк такой же, как ты, и ангел говорил мне словом Господним, и сказал: «Вороти его к себе в дом; пусть поест он хлеба и напьётся воды»" (3 Цар. 13:18).

А далее идут главные слова: "Он солгал ему" (13:18). Прочтите их медленно и вдумчиво. Вот где мы видим истинную душу молодого пророка. Действительно ли он твердо решил слушать Бога или давал в этом слабину? Он обличил царя — так как же он позволил одурачить себя старому пророку, поверив его лжи? Ответ на эти вопросы дан в стихе 19: "И вот воротился с ним, и поел хлеба в его доме, и напился воды". Когда мы видим, как разворачиваются события этой истории, наши сердца кричат: "Нет! Нет! Не верь, это вранье. Оставайся верным Слову Господа". С замиранием сердца мы смотрим, как он отделяется от дерева и идет к дому пророка дорогой, которая ведет его от верности к неверности, превращая из великого пророка в "бывшего" пророка, из живого пророка в мертвого.

Когда они сидели за столом, пророк-старец под воздействием Святого Духа произнес пророчество о будущем молодого пророка: "Так говорит Господь: «За то, что ты не повиновался устам Господа и не соблюл повеления, которые заповедал тебе Господь, Бог твой, но воротился, ел хлеб и пил воду в том месте, о котором Он сказал тебе: 'Не ешь хлеба и не пей воды', тело твоё не войдёт в гробницу отцов твоих»" (3 Цар. 13:21, 22).

В тот же день, когда молодой пророк возвращался домой, на него напал лев, изломал его и умертвил. Старый пророк, услышав об этом, пошел, забрал тело, принес обратно в город, положил в собственную гробницу и вздохнул: "Увы, брат мой!" Единственная эпитафия, которую можно было бы написать на надгробном камне этого пророка из Иудеи, — "Увы, брат мой! Зачем ты это сделал?" Он отступился от истины на пике своего духовного торжества. Он был проповедником, который не слушал своих проповедей. Он был человеком истины, который повелся на ложь.

Этот печальный эпизод должен помочь нам понять, какая это трагедия — поверить в заблуждение. Неправда не смотрит на лица; она поражает как царей, так и проповедников. Пророк, лежащий мертвым на дороге, учит нас, что Бог есть Бог истины. Ложь, неправда, обман составляют противоположность Богу. Только истина исходит с небес и только истину чтят небеса. Это событие ясно показывает, почему ложь так трагична.

ЛОЖЬ ОБМАНЫВАЕТ

Во-первых, ложь трагична потому, что она вводит в заблуждение и обманывает. Поэтому и можно сказать, что она составляет противоположность Богу, ибо Бог никогда не обманывает. Его слово всегда верно. В Нем нет ничего неверного. Он ведет нас путями правды (Пс. 22:3).

Заблуждение ведет нас не к тому, что правильно, а к тому, что неистинно и нереально. Старый пророк своей ложью хотел убедить молодого, что есть и пить в его доме — правильно, даже если это будет полным неповиновением Божьей воле. Молодой пророк поверил ему и был роковым образом обманут.

Заметьте, какой правдоподобной иногда может быть ложь. Старый пророк сделал свою ложь очень привлекательной, заверив, что он тоже пророк и что ангел явился ему и заменил повеление, данное молодому пророку, на новое. Он утверждал, что его источнику и ему, вестнику, можно доверять. Мы не знаем, почему пророк из Иудеи уступил его просьбе, но, возможно, он сказал себе: "Он тоже пророк и говорит, что ему явился ангел. Мне ангел не являлся. Должно быть, он прав. Пойду к нему домой". Так он проигнорировал ясное Божье повеление и поверил в ложь старого пророка, которая была преподнесена в такой правдоподобной форме.

Кто-то сказал: "Не верьте человеку, который говорит, что Господь ему являлся более недавно, чем вам". Истина в том, что Господь дал всем нам Свое Слово, Библию, и всякого, кто говорит, что он получил свежее дополнение к Библии, нужно остерегаться, как бешеной собаки. Если такой человек призывает нас исполнять повеление, о котором нет четкого указания в Писаниях, следуйте Писаниям, а не ему! Помните слова Павла: "Но если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, — да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь ещё говорю: если кто благовествует вам не то, что вы приняли, — да будет анафема" (Гал. 1:8, 9).

ЛОЖЬ ГУБИТ

Другая причина трагичности лжи состоит в том, что ложь всегда губительна. Приглашая молодого пророка к себе в дом, пророк-старец, по сути, приглашал его к мраку, деградации и смерти. Если вы хотите убить чью-то душу, просто убедите этого человека поверить в ложь и претворять эту ложь в жизнь. Кто ведет другого к неповиновению Богу, тот не друг, а враг — независимо от того, как он выглядит и насколько приятен он сам или его голос.

Есть один хороший вопрос относительно любого учения: "Куда оно приведет?" Конечный результат заблуждения — смерть. Хотите знать, что делает неправда? Посмотрите на молодого пророка, лежащего на дороге, и скажите себе: "Он поверил лжи".

Любая ложь губительна. Нет такого понятия, как безобидная ложь. Лжец подвергается пагубному воздействию лжи, которую он говорит. Старый пророк, позволив лжи зародиться в своей душе и сойти с уст, угодил в яму неуважения и лишил себя Божьего одобрения. В Божьем Слове он навсегда отмечен своим злодеянием. И всякий, кто верит лжи, попадает под ее воздействие. По изначальному замыслу человек должен жить в гармонии с истиной. А кто пытается руководствоваться в своей жизни заблуждением, тот живет во тьме непонимания и пожинает зло. Выхода нет. Ложь всегда губит как того, от кого она исходит, так и того, кто ее принимает.

ЛОЖЬ — ПОРОЖДЕНИЕ ДЬЯВОЛА

Ложь трагична еще и потому, что ложь всегда исходит от дьявола. Всякий раз, когда вы слышите ложь, знайте, что дьявол рядом. Иисус говорил, что дьявол есть лжец и отец лжи (Ин. 8:44). Поэтому мы можем с полной уверенностью сказать, что в этой истории замешан дьявол. Когда Писания заявляют, что пророк-старец солгал, это следует понимать так, что он находился под влиянием дьявола. Всякий, кто лжет, находится под влиянием дьявола. Лжец — дитя дьявола.

Мы не знаем, когда старый пророк решил солгать молодому пророку; мы не знаем и того, почему он решил солгать ему. Мы знаем только, что он солгал ему, и знаем, что из этого произошло. Из этой истории мы можем сделать вывод: неважно, какова была причина, неважно, когда и где было принято решение, — ложь есть работа дьявола, продвигающая влияние дьявола в мире.

Иисус сказал, что истина делает нас свободными (Ин. 8:32). Только подумайте, от каких пут нас освобождает истина. Она освобождает нас от рабства греха (Рим. 6:17, 18, 21, 22), от тьмы и невежества (Ин. 17:17; Рим. 1:25; 1 Фес. 5:3, 4), от смерти (8:2; Евр. 2:14), от бесчестия (Еф. 4:23-25), от страха перед судом (Ин. 3:18, 19, 21), от Божьего недовольства нами (2 Фес. 1:10, 11; 2:9, 10).

Следует всегда помнить тот урок, который мы извлекаем из случая с пророком из Иудеи.

Он касается главного выбора в жизни. Когда все сказано и сделано, жизнь подводит нас к главному выбору: за кем я пойду, за Богом или за дьяволом? Если я решаю идти за Богом, я одновременно обязуюсь следовать истине, ибо Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин. 1:5). Если я решаю слушаться дьявола, тогда истина не имеет никакого значения — но последствия будут горькими, фатальными и вечными (Мф. 25:41-46).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История об этом пророке из Иудеи помещена здесь в качестве обличения Иеровоама и всех, кто стоит перед соблазном поверить лжи и отвратиться от истины. Пророка, переставшего крепко держаться за истину, постигло скорое и суровое наказание. Он был Божьим представителем, а Божья истина не может быть скомпрометирована. Он должен был проповедовать ее и жить по ней. Бог предпринял радикальные меры, лишив пророка жизни, чтобы наставить нас в этой истине. Усвоим ли мы ее?

Bible-help.ru изучение Библии: христианские статьи, программы, фильмы