Найти в Дзене

Примитивизм в живописи

Оглавление


Наталия Гончарова, Курильщик, 1911
Наталия Гончарова, Курильщик, 1911

Решила написать пост о примитивизме, потому что это направление раскрывает большее число художников, чем наивное искусство. И наивное искусство многие считают частью примитивизма. К тому же в стиле примитивизма рисовал Гоген, один из моих любимых художников.

Примитивизм - это направление в изобразительном искусстве конца 19-20 вв.: программное, сознательное упрощение художественных образов и выразительных средств. Заметные художники, использующие язык примитива в своем творчестве: Поль Гоген, Пабло Пикассо, Анри Матисс, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Илья Машков, Аристарх Лентулов, Роберт Фальк.

В 1886 г. были выставлены работы Анри Руссо в Салоне независимых художников в Париже. Они вызвали непонимание и возмущение у публики, их отвергли академисты и публика, но были тепло приняты новаторами и коллекционерами. Гертруда Стайн в 1905 г. отметила, что Матисс принес в мастерскую Пикассо африканскую скульптуру, оба художника коллекционировали такие скульптуры, искали в них новые формы выражения, отличающиеся от форм академического искусства.

Анри Матисс, Пионы, 1923
Анри Матисс, Пионы, 1923

Авангардисты Европы изучали примитивное искусство на творчестве «примитивных» народов. В России авангардисты обращали внимание на народное искусство, лубок, вывески, детские рисунки. 24 марта 1913 г. на выставке футуристов «Мишень» в Москве выставлялись Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Кирилл Зданевич, Александр Шевченко, Михаил Ле-Дантю, также вместе с ними выставлялся неизвестный самоучка Нико Пиросмани. В этой выставке участвовали четыре его работы. Кроме этого, были показаны детские рисунки, рисунки «неизвестных авторов», лубки, африканская скульптура, вывеска парикмахера. Эта выставка очень заинтересовала московскую публику. В это время в России искусство очень сильно росло и развивалось, одни новаторские течения сменяли другие. Примитивизм стал символом постмодернизма, в том числе нонконформизма и концептуализма.

Михаил Ларионов, Третьяковская галерея
Михаил Ларионов, Третьяковская галерея

Художники-наивнисты отличаются не только тем, что рисуют в детской манере. Они также привносят в свое творчество идею, впечатление от окружающего мира. Обычно искусство наивного художника оригинально, он использует самобытные, выработанные им приемы, и не зависит от традиции. Поэтому до конца жизни художники пишут в своей манере. Классиками наива считаются: Иван Селиванов, Елена Волкова, Катя Медведева, Василий Сарычев, Павел Леонов, Владимир Зазнобин. Стиль художников ивнистов во многом пересекается и со стилем художников современного искусства.

В то время, когда появился примитивизм происходили научные и промышленные революции. Художники ответили на это стремлением к более простой, гармоничной жизни, жизни народов «вне цивилизаций».

Африканские маски, похожие на эти, стали причиной возникновения авангардных течений
Африканские маски, похожие на эти, стали причиной возникновения авангардных течений

Примитив также отличает отсутствие перспективы, бликов, переходов между цветами, несоблюдение пропорций. Но некоторые искусствоведы полагают, что картины в стиле примитива могут создавать художники только с академическим художественным образованием.

Такие художники черпали вдохновение в истории и архаике. Например, Поль Гоген - использовал таитянские мотивы, Анри Матисс - персидские миниатюры, Пабло Пикассо - африканские маски.

Неопримитивизм

Неопримитивизм - художественное направление начала 20 в. Оно основывалось на народном и архаическом искусстве. Его связывают с течением русского авангарда, с деятельностью художников, которые организовали выставку «Бубновый валет». Эти художники отрицали классическое и современное искусство. Александр Шевченко, художник-авангардист, написал в 1913 г. брошюру «Неопримитивизм. Его теория. Его возможности. Его достижения.». Все объединяло искусство неопримитивистов: высокое и обыденное, разные эпохи.

Михаил Ларионов, Офицерский парикмахер, 1908
Михаил Ларионов, Офицерский парикмахер, 1908

Для таких картин были характеры - плоские формы, контуры, грубость в исполнении рисунка, яркость красок, юмор.

Художники-примитивисты оказали и духовное влияние на мир искусства, и стилистическое.