Решила написать пост о примитивизме, потому что это направление раскрывает большее число художников, чем наивное искусство. И наивное искусство многие считают частью примитивизма. К тому же в стиле примитивизма рисовал Гоген, один из моих любимых художников.
Примитивизм - это направление в изобразительном искусстве конца 19-20 вв.: программное, сознательное упрощение художественных образов и выразительных средств. Заметные художники, использующие язык примитива в своем творчестве: Поль Гоген, Пабло Пикассо, Анри Матисс, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Илья Машков, Аристарх Лентулов, Роберт Фальк.
В 1886 г. были выставлены работы Анри Руссо в Салоне независимых художников в Париже. Они вызвали непонимание и возмущение у публики, их отвергли академисты и публика, но были тепло приняты новаторами и коллекционерами. Гертруда Стайн в 1905 г. отметила, что Матисс принес в мастерскую Пикассо африканскую скульптуру, оба художника коллекционировали такие скульптуры, искали в них новые формы выражения, отличающиеся от форм академического искусства.
Авангардисты Европы изучали примитивное искусство на творчестве «примитивных» народов. В России авангардисты обращали внимание на народное искусство, лубок, вывески, детские рисунки. 24 марта 1913 г. на выставке футуристов «Мишень» в Москве выставлялись Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Кирилл Зданевич, Александр Шевченко, Михаил Ле-Дантю, также вместе с ними выставлялся неизвестный самоучка Нико Пиросмани. В этой выставке участвовали четыре его работы. Кроме этого, были показаны детские рисунки, рисунки «неизвестных авторов», лубки, африканская скульптура, вывеска парикмахера. Эта выставка очень заинтересовала московскую публику. В это время в России искусство очень сильно росло и развивалось, одни новаторские течения сменяли другие. Примитивизм стал символом постмодернизма, в том числе нонконформизма и концептуализма.
Художники-наивнисты отличаются не только тем, что рисуют в детской манере. Они также привносят в свое творчество идею, впечатление от окружающего мира. Обычно искусство наивного художника оригинально, он использует самобытные, выработанные им приемы, и не зависит от традиции. Поэтому до конца жизни художники пишут в своей манере. Классиками наива считаются: Иван Селиванов, Елена Волкова, Катя Медведева, Василий Сарычев, Павел Леонов, Владимир Зазнобин. Стиль художников ивнистов во многом пересекается и со стилем художников современного искусства.
В то время, когда появился примитивизм происходили научные и промышленные революции. Художники ответили на это стремлением к более простой, гармоничной жизни, жизни народов «вне цивилизаций».
Примитив также отличает отсутствие перспективы, бликов, переходов между цветами, несоблюдение пропорций. Но некоторые искусствоведы полагают, что картины в стиле примитива могут создавать художники только с академическим художественным образованием.
Такие художники черпали вдохновение в истории и архаике. Например, Поль Гоген - использовал таитянские мотивы, Анри Матисс - персидские миниатюры, Пабло Пикассо - африканские маски.
Неопримитивизм
Неопримитивизм - художественное направление начала 20 в. Оно основывалось на народном и архаическом искусстве. Его связывают с течением русского авангарда, с деятельностью художников, которые организовали выставку «Бубновый валет». Эти художники отрицали классическое и современное искусство. Александр Шевченко, художник-авангардист, написал в 1913 г. брошюру «Неопримитивизм. Его теория. Его возможности. Его достижения.». Все объединяло искусство неопримитивистов: высокое и обыденное, разные эпохи.
Для таких картин были характеры - плоские формы, контуры, грубость в исполнении рисунка, яркость красок, юмор.
Художники-примитивисты оказали и духовное влияние на мир искусства, и стилистическое.