Работы у нас, конечно, не было. Ольга Витальевна и Маргарита Романовна предлагали мне остаться в Москве, но я отказалась. Что мне там делать одной, без работы. Дома мои руки нужны, да и среди родных людей время быстрее бежит.
Как известно, в деревне скучно не бывает. Круглый год работа. Весной начинается огород до осени. Сенокос, скотинка, требующая внимание круглый год. А зимой ... Зимой только огорода нет, зато снег. Как возьмешь лопату утром и до обеда расчищаешь двор, за воротами подъезд к гаражу.
Меня почти год не было в деревне, но от работы не отвыкла. Она меня даже радовала. Мы на общем собрании решили прикупить еще коровку, увеличить кур. Поросят в основном держали для себя. Бычков сдавали, телочек продавали. У нас хорошие коровы. Молока давали много. Мы еще и цыплят продавали.
Работы хватало всем. Мама у нас как полководец. Руководила нами, развозила заказы клиентам, на рынок ездила. Бабушка заведовала кухней. Она у нас молодец. Всех любила и жалела. Маша работала. Стриглись в любых условиях, при любом строе. Ванюшка совсем большой, наш мужичок. В свои четырнадцать выглядел на все восемнадцать. Высокий, крепенький. Мышцы накачивал в свинарнике, да коровнике. Еще и сено косил. Мужик!
Смотрела на семью и иногда вспоминала те страшные времена. Они все дальше уходили из памяти. Порой казалось, что-то был страшный сон. Как-то заговорили с мамой про любовь. Мы теперь часто с ней сидели на ступеньках крыльца. Маша иногда присоединялась к нам.
- Мам, ты у нас еще молодая, красивая. Почему одна? Вон как на тебя мужики смотрят.
- Юля! Какие мужики! Я и слышать о них не хочу! Мне Николай весь аппетит испортил!- смеялась. - Не хочу! Я может только жить начала. Не надо ни перед кем кланяться, подстраиваться. Нет! Только вы. Я и так...
- Мам, мы ж договорились!- обняла.- Все плохое в прошлом! Надо смотреть вперед, не оглядываться назад. Ты решила теперь остаться одна из-за одного...?
- Я не одна. У меня есть вы. А мужики... Юль, не хочу! Вот вас замуж отдам, потом Ваню женю. Буду внуков нянчить. Юль, я переживаю за тебя.
- Почему? Игнат звонит каждую неделю. С родителями общаемся. Два года пролетят быстро! - я опять привязана к телефону по субботам. Хорошо, что у нас провод длинный, выставляю аппарат на крыльцо.
Весна и лето быстро пролетели в работе. Приезжали родители с тетей Олей и бабушкой к нам в гости на неделю. Ох, и весело было. Шашлыки, песни наши"старички" пели. Молодость вспомнили. Дмитрий Витальевич на рыбалку съездили с Ваней. Женщины делали коллективно заготовки.
Все старались не говорить при мне об Игнате. Понимали, что скучаю очень. Они правы. Очень скучала. Днем работа отвлекала, а ночью...Я с весны переселилась в летнюю кухню, она у нас из двух небольших комнат состоит. Вот там и давала волю слезам, чтоб никто не видел и не слышал.
Мы с Машей две"ждуньи", так она нас называла. Она ждет осень. Саша в отпуск должен приехать в октябре.
- Мам, я замуж выхожу!- вылетела во двор наша невеста.
- Машка! За кого?- мы с мамой перебирали лук.
- Ну как за кого? За Сашку!- пританцовывала Маша от радости.- Он приедет в отпуск, мы распишемся.
- Маша! Тебе всего девятнадцать лет! Куда ты спешишь? Еще наживешься. Погуляй!- мама высыпала шелуху из фартука в ящик.
- Мам, женатым можно увольнительную дают на ночь. Мам! Он уже родителям сказал. Они согласны. В субботу сватать придут.
- Так вот в чем причина спешки. Маш, так он там, а ты тут.
- Мам, я к нему ездить буду. Я и деньги откладываю. И свадьбы нам большой не надо. Ну мам!
- Маша, как все не вовремя! Ты могла раньше сказать? Мы еще комнаты до конца не отделали!
Мама с весны затеяла стройку. Несколько лет собирала материал для пристройки еще двух комнат. Мы с Машей жили в нашей старой спальне, бабушка и мама в другой спальне, а Ваня выселили в зал. Мальчик уже у нас большой. Девчонки за ним бегали, да и он за ними тоже.
- Все успеем. Там осталось обои поклеить и полы покрасить. Я сама все сделаю после работы, в выходные.
В субботу к нам пришли родители Саши. Мы знали его семью. Хорошие люди. Он у них младший. Старший сын в нашем районном городке живет. Женат, ребенок есть.
Решили, пусть женятся. Чего бегать по углам. Давно уже встречаются. Машу снохой считают.
И начали мы к свадьбе готовиться. У нас столовая колхозная для таких случаев. Ее выкупил бывший председатель. Теперь там банкетный зал. Саша прислал заявление заверенное, Маша подала документы на регистрацию. Решили, что регистрация будет в нашей администрации, вернее в Банкетном зале. Потому что опасались, что вдруг парня не отпустят к назначенной дате. А у нас зарегистрируют в любой день.
Платье нашей невесте сшила тетя Люба свадебное и на второй день. Купили фату, туфли. Съездили в выходной с ней в область на рынок. Заодно повидались с семьей Тихоновых. Бабушка очень недовольна внуком. Его отъездом. Боится, что не дождется нашей свадьбы и правнуков. Я предложила поехать у нас пожить, отказалась.
Двенадцатого октября наша Маша стала замужней. Какая ж она красавица у нас! Они с Сашей очень красивая пара. Любящие и счастливые всегда красивые.
Вот люблю я наши деревенские свадьбы! Может во мне деревня так деревня проросла, что никакая столица не смогла ее вытравить.
Все как в старые добрые времена. Шары на воротах, машина с кольцами и цветами, выкуп невесты с конкурсами для жениха, благословение родителей. А какой каравай Сашина мама испекла! Их встречали в родительском доме с хлебом-солью на красивом рушнике. Второй день ряженые по селу...Это ж целый спектакль. Наши городские гости рады, что попали на настоящую деревенскую свадьбу.
Отгуляли три дня. Потом проводили нашего сержанта дослуживать. Жизнь потекла в привычном русле. Маша осталась дома жить. Нам нужны ее руки в хозяйстве. Но она часто бегала к новым родственникам. На Новый год уехала к мужу. А мы встречали 1997 год семьей. Наша Арина Радионовна приболела немного. По этому они остались дома.
Зима, потом весна ...В конце мая Игнат приехал в отпуск. Изменился. Очень. Внешне. Вот прямо европеец. Привез много подарков. Немного побыл в деревне, у родителей, а потом мы уехали на море. Две недели счастья. Море и мы.
А потом опять разлука на год. Еще труднее было расставаться, чем год назад.
Опять год трудный для страны. Перевыборы старого, нового президента не улучшили нашу жизнь. Взрывы в метро, дома взлетали на воздух, боевики захватывали селенья. Одна радость, вроде заключили перемирие. Войне конец.
А у нас радость. Маша беременная. Саша успеет к рождению малыша. Опять мы готовились к осени, к рождению нового члена семьи. Наш Ваня поступил в техникум. Решил стать механиком, вернее автомехаником. Даже планирует потом поступать в институт.
А я все жду...
- Юля! Горе-то какое!- приехала домой мама. Она развозила молочку и яйца.
- Что случилось, мам?- все похолодело внутри.
- Да Соню убили! Хозяйку нашего супермаркета. Ох! Горе! Там ребенок, девочка ,годовалой сиротой осталась!
У нас открыли полгода назад большой магазин, супермаркет. Первый в нашем городе. Соня и Тимур. Он так и назывался ТиС.
Отец Тимура - начальник нашей станции. Бабушка с ним работала. Соня- дочь директора мельницы.
Это трагическое событие всколыхнуло область, ни только наш район. Самое интересное во всем, что Соня сама впустила в квартиру убийцу. Соседи услышали, что ребенок долго плачет, позвонили отцу Сони. Приехал, а там... Видимо искали деньги, ценности. Женщина связана, избита. Хорошо, что ребенка не тронули. Наверное, побоялись шума. Бабушки сидели возле подъезда, никого чужого не видели. Идет следствие. На похоронах собрался весь район.
Страшно жить! Кругом бандиты. Все ругают власть. Уже никто не радуется демократии и гласности, все вспоминают"застойные" времена. Но от наших стонов... Мы просто продолжали выживать. Кто как мог.
Судя по рассказам Игната, там люди живут иначе. Нас им, а нам их не понять.