Команда Capital Alliance ведет активную работу над новым офисным проектом класса «А» на границе двух московских районов — Хорошёво-Мнёвников и Хорошёвского.
Анализируя современную городскую ткань и архитектуру этой локации, мы поговорили с местными жителями, увидели район их глазами, и, конечно, не смогли не погрузиться в его историю.
Точка на карте
История места: на границе районов, на стыке истории
Новый деловой центр расположен на границе двух московских районов: Хорошёво-Мнёвники и Хорошёвский район, история которых уходит далеко в века. Первая часть названия района Хорошёво-Мнёвники сохранила название села Хорошёво, где с 16 века размещались царские резиденции, а позже в советское время появился инновационный колхоз. Вторая часть названия — память о селе Мнёвники (еще одно подтверждение, что правильно произносить название района через «ё»).
Как связаны пахотные угодья, российская авиация и экспериментальный подход? А объединяет все территория на севере и северо-западе Москвы, сегодня носящая название Ходынское поле.
От плуга до ВДНХ
В летописи это место вошло еще в конце XIV века, когда эти земли, тогда бывшие пахотными, Дмитрий Донской завещал своему сыну Юрию. И пропало из письменных упоминаний на несколько веков. Разве что в начале XVII века оно отмечается как место сражения войска царя Василия Шуйского против отрядов Лжедмитрия II, лагерь которого был разбит неподалеку — в Тушине.
Ход событий ускорился уже в третьей четверти XVIII века: в 1775 году на Ходынском поле прошли главные события в честь празднования заключения Кючук-Кайнарджийского мира. Императрица Екатерина II сама придумала сценарий народных гуляний, а воплотил её идею в жизнь архитектор Василий Баженов. В воспоминаниях императрицы есть такие строки: «В одно прекрасное утро я призвала к себе своего архитектора Баженова и сказала ему: — Друг мой, в трех верстах от города есть луг. Вообразите себе, что этот луг — Черное море, что из города доходят до него двумя путями; ну, так один из этих путей будет Дон, а другой — Днепр; при устье первого вы построите обеденный зал и назовете его Азовом; при устье другого вы устроите театр и назовете его Кинбурном. Вы обрисуете песком Крымский полуостров, там поставите Керчь и Еникале, две бальные залы; налево от Дона вы расположите буфет с вином и мясом для народа, против Крыма вы зажжете иллюминацию, чтобы представить радость двух империй о заключении мира. За Дунаем вы устроите фейерверк, а на той земле, которая должна представлять Черное море, вы расставите освещенные лодки и суда; берега рек, в которые обращены дороги, вы украсите ландшафтами, мельницами, деревьями, иллюминированными домами, и вот у вас будет праздник без вымыслов, но зато прекрасный, а особливо естественный…Я забыла вам сказать, что направо от Дона будет ярмарка, окрещенная именем Таганрога».
Все было построено: временные павильоны Василий Баженов стилизовал «под Восток» — с башнями, каланчами, с высокими минаретами. В день празднования — 21 июля 1775 года на Ходынском поле прошло гуляние. На поле появился базар на восточный манер, стояли кофейные дома, давали обеды и театральные представления. Места для зрителей устроили на подмостках в виде кораблей с мачтами и парусами. Сама императрица смотрела на праздник со специально построенной для нее галереи.
В следующие полторы сотни лет на поле устраивали крупные выставки, которые можно считать прабабушками нынешней ВДНХ. Первая из них была проведена в 1882 году. Кстати, от неё уцелел царский павильон, стоящий нынче внутри одного из жилых комплексов неподалеку.
Здесь начиналась русская авиация
В начале прошлого века — в 1910 году поле стало «колыбелью российской авиации»: оно было отдано Обществу воздухоплавания. Появился аэродром, вокруг построили ангары-мастерские, где собирали и ремонтировали первые самолеты.
В начале советской эпохи здесь проходили испытания, взлетали и садились правительственные самолеты. Именно с Центрального аэродрома им. Фрунзе начали выполняться международные перелеты — первые в России. В период СССР прилегающая к аэродрому зона превратилась в центр авиастроения. Здесь разместились конструкторские бюро, создававшие легендарные самолеты — «Сухой», «МиГ» и «Ил».
Но город рос, аэродром почти в центре столицы стал не нужен. Последний взлет самолета с аэродрома на Ходынском поле состоялся 3 июля 2003 года. Сегодня об авиационном прошлом поля напоминают, стоящий в парке памятник летчику-испытателю Василию Севостьянову и совсем недавно открытый памятник к 100-летию гражданской авиации.
Новый город, новые решения
После этого Ходынское поле стало центром градостроительных экспериментов: именно здесь началась первая комплексная застройка, появились жилые дома по индивидуальным оригинальным архитектурным проектам, завоевавшие несколько архитектурных премий. А потом разбит парк — самый популярный среди блогеров всех мастей. Парк, как и район в целом, — частый герой сериалов и фильмов. Кстати, не только наших, но и зарубежных.
Градостроительные эксперименты продолжаются и через двадцать лет. Сегодня неподалеку от Ходынского поля активно развивается территория улицы Зорге, где формируется самодостаточный район на стыке Северного и Северо-Западного округов.
Толчком к развитию стал запуск Московского центрального кольца — Зорге досталось здесь целых три станции — Хорошёво, Зорге и Панфиловская. Но и без них, здесь есть, о чем рассказать — рядом, помимо активного парка Ходынское поле, есть еще один — Березовая роща — место в противовес первому, наоборот, природное: уголок для тихих прогулок под пенье птиц. Здесь же когда-то рос громадный сиреневый сад селекционера Колесникова. Сегодня он гораздо меньше, но местные жители трепетно сохраняют старые сирени, и подсаживают новые.
В районе улицы Зорге активно идет развитие жилой среды, появляются современные проекты. Развитие офисного потенциала локации — сравнительно новый тренд, который подпитывается востребованностью предложения в Ленинградском деловом коридоре. И у локации, где ведет работу по строительству нового бизнес-центра класса «А» девелоперская компания Capital Alliance, отличные перспективы: с одной стороны — быстрый выезд на Ленинградский проспект в обе стороны, с другой — практически прямой пятиминутный выезд на Звенигородское шоссе, ведущее на Новорижское шоссе и развивающиеся Мнёвники, и на улицу Алабяна — часть Северо-Западной хорды.