Проверяем жизнеспособность выбранной ниши в бизнесе, на конкретном примере.
Марк Цукерберг сказал: «Самое главное в бизнесе — сконцентрироваться на создании чего-то важного. Я просто работал над тем, чем бы мне хотелось самому пользоваться».
Именно на стыке «трех китов», таких как:
- «Хочу».
- «Могу».
- «Надо».
Рождается та самая ниша в бизнесе, которая является фундаментальным шагом, в успехе любого рода деятельности.
Как выбрать нишу в бизнесе? - я писал в ЭТОЙ статье.
***
Здесь, я расскажу, как проверить нишу на востребованность? Другими словами: «Попрёт или не попрёт?»
Сначала разберемся, зачем это вообще нужно?
Представим, что у вас есть 2-3 миллиона рублей, для старта своего дела. Вы определились с БИЗНЕС ИДЕЕЙ и сферой, в которой будете развиваться.
Предположим, что вы решили заняться сдачей в аренду строительного инструмента и аппарата, для механизированной штукатурки стен.
Нормальный аппарат стоит от 500т.р. и позволить его себе, может не каждая бригада строителей. Но с ним гораздо удобнее и быстрее выполнять соответствующие задачи, а соответственно, быстрее сдавать готовые объекты и скорее получать, всё большую прибыль.
И куда лучше взять такой аппарат в аренду, под конкретный проект, нежели покупать его за 500к., использовать раз в 3 месяца, заниматься его хранением, транспортировкой, обслуживанием и настройкой. Вроде всё логично.
Попрёт? Должно сработать.
***
Замечу, данная история, это реальный пример моего клиента, из сравнительно небольшого города, численностью 200- 250 тыс. человек. Он был у меня в консультации летом этого года и мы решали, как исправить сложившуюся ситуацию в его бизнесе.
И так, решили они купить 4 аппарата. Остальное на сайт, развитие, склад, прицеп для транспортировки и т.д.
Купили, поставили. Дали рекламу и….. тишина. Странно. Вроде тема-то нормальная. А чего не прет?
Да просто при выборе ниши, они поленились или не знали, что нужно было провести тест MVP (Далее подробнее) и позже выяснилось, что в их городе это направление, совсем не пользуется популярностью, в связи с отсутствием новостроек и подобных загородных объектов.
И всё…. Теперь они, одни из 90% компаний, которые «не смогли». Отдали почти 3 миллиона и остались со снятым складом, за который нужно платить аренду и тремя аппаратами, которые потеряют минимум 20% от покупной цены, на вторичном рынке.
Давайте проведем работу над ошибками:
Я не буду расписывать текст на 100500 страниц, но пройдусь по основным факторам, которые помогут оценить перспективность выбранного направления и востребованность ниши в бизнесе:
В первую очередь, нужно просчитать стоимость самого входа в выбранную нишу, а потом оценить среднюю прибыль компании, которая уже находится на рынке. А в их случае, конкурентов не было и они слепо предположили, что все глупые и не умные, а открывшись сейчас, они захватят этот рынок.
***
Прибыльной можно считать нишу с минимальными стартовыми инвестициями и высокой маржой.
Идеальный сценарий, это высокий спрос на продукт, при самом минимальном количестве конкурентов на рынке. Но и это лишь отправная точка, не учитывающая динамику рынка и тонкости конкурентной борьбы.
Разберем ключевые критерии при открытии бизнеса:
1. Оцените динамику рынка: Оценка размера ниши не должна ограничиваться только абсолютными величинами. Быстрорастущая, пусть и небольшая ниша, может быть перспективнее крупной, но стагнирующей. Детальный анализ динамики рынка, позволит определить наиболее перспективное направление развития.
Здесь нужно быть очень внимательным, ведь вы можете оказаться на пике волны в вашей нише, как по чувствам, так и по абсолютным величинам. А что потом? Верно, волна утихает….вместе с вашим бизнесом.
2. Анализ конкурентов: Здесь тоже всё не однозначно. Простого сравнение конкурентов недостаточно. Необходимо детально изучить предложения каждого, их рыночное позиционирование, рекламные стратегии и преимущества для клиентов. Только всесторонний сравнительный анализ выявит ключевые конкурентные преимущества.
Другими словами: Вам нужно понять, чем вы будете отличаться от конкурентов? Какое ваше уникальное торговое предложение?
3. Оценка малых и средних игроков на рынке: Имейте ввиду, анализ только лидеров рынка, вводит в заблуждение. Ориентироваться на них вообще без толку. Там другие цифры, другие входные цены и другие заказчики.
- Вам, там, рано.
Более объективную картину и оценку рисков даст изучение финансовых показателей (доходности, темпов роста) и статистики банкротств, именно малых и средних игроков за последние 3-5 лет.
Это как открывать свою маленькую пицерию, ориентируясь на ДоДо, Пронто и всякие Папа Джонсы.
4. Изучение кейсов: Изучите успешный и неудачный опыт компаний, из выбранной вами ниши. Это позволит избежать ошибок и разработать эффективную бизнес-стратегию.
Совет. Пишите в Яндексе: «Компания Гулькин-Нос, история». Читаете, изучаете. Там по любому всплывет информация о компании, о основателе и каких-либо засветах в СМИ.
И теперь самое главное.
5. Тестирование ниши (MVP): Наиболее достоверная оценка привлекательности ниши достигается путём тестирования. Это может быть продажа минимально жизнеспособного продукта (MVP- от англ. Minimum Viable Product) или проведение предзаказов. Даже без готового продукта, рекламная кампания позволит оценить потенциальный спрос.
На примере нашей компании, по сдаче в аренду строительного оборудования.
а) Найдите фотки в интернете, как самого оборудования, так и «в деле».
б) Напишите продающий текст.
в) Посмотрите сколько стоит аренда у конкурентов и выкладывайте всё это на Авито.
г) Напишите 3-7 отзывов «от себя и близких» на ваше предложение.
Например: Брали в аренду тра-та -та. Отличный и новый станок, полностью исправный. Сделали всё за один день! Спасибо! Смело обращайтесь.»
И конечно, купите рекламу. Там же, на Авито.
Всё. Ждите звонков.
Если спрос есть, вы это поймете сразу. Если нет, то- сами понимаете...
В заключение важно отметить, что универсальных критериев оценки привлекательности ниш не существует. Успех зависит от множества переменных: бизнес-модели, региональной специфики, жизненного цикла продукта, стадии развития рынка, конкуренции, инвестиционного климата и других факторов. Системный подход, основанный на глубоком анализе, значительно повысит шансы на выбор действительно прибыльной ниши.
Но и запомните самое главное из всего текста:
Победит тот, кто знает «как?», кто «готов к этому!» и те, кто обладает пускай и теорией, но тем не менее- «знаниями».
***
Когда мы хотим купить автомобиль, мы обязательно проходим школу вождения, где всегда сначала идет теория, а уже потом практика. И вы не сможете просто проигнорировать теорию, ведь сев за руль вы просто разобьетесь, не зная правил игры.
Так вот, если вы усвоите все основные уроки по открытию бизнеса и его управлению, то шанс начать бизнес с минимальными вложениями, возрастает до 95%. Это безоговорочно точная и проверенная на своем опыте информация. Остальные 5%, остаются за вашим характером и силой желания.
Телеграм: Точно про бизнес
Меня зовут Алексей Ковалев. Серийный предприниматель. С 2007 года реализовал ряд проектов, среди которых:
- Компания по аренде домов на колесах и организации туров по России, Adventure Camper «ADVC» (www.advcamper.ru).
- Сервис по обслуживанию мотоциклов, мотосервис Viking-Moto (www.viking-moto.ru).
- Компания по строительству загородных домов под ключ и флиппинг загородной недвижимости Philosophy of Home.
- Оптовый интернет-гипермаркет автомобильных запчастей, товаров для дома и детских аксессуаров Zumauto.
- Ресторан-паб с европейской кухней Пить/Есть (www.pitest.ru)
и другие.
Мои статьи, на тему бизнеса и денег:
1. Зачем люди идут в Бизнес? - прочитали более 450 человек.
2. Какой бизнес открыть в 2025 году? - прочитали более 3650 человек.
3. Куда вложить деньги в 2025 году? - прочитали более 800 человек.
4. Как стабильность убивает бизнес и людей. - прочитали более 1300 человек.
5. Как найти идею для бизнеса? Инструкция, которая принесла миллионы. - прочитали более 600 человек.
6. Как выбрать нишу для бизнеса в 2025 году? Скрытый рынок верных направлений. - прочитали более 1000 человек.
7. Что бы я сейчас исправил, если бы только начинал предпринимательскую деятельность? - прочитали более 300 человек.