Осенью 1943 года состоялась Тегеранская конференция: лидеры глав трёх стран антигитлеровской коалиции собрались в столице Ирана для совместной личной встречи и обсуждения стратегических действий. Немудрено, что со стороны нацистской Германии встреча Сталина, Черчилля и Рузвельта в одном месте вызвала повышенный интерес, и интерес этот носил отнюдь не мирный характер.
Немецким диверсантом и любимцем самого Гитлера оберштурмбанфюрером Отто Скорцени была разработана операция по уничтожению или пленению глав коалиции, которой дали название «Длинный прыжок» - «Unternehmen Weitsprung».
Однако планам Скорцени не суждено было сбыться благодаря слаженным действиям советских юношей — группе молодых разведчиков под предводительством 19-летнего Геворка Вартаняна.
Молодые годы
Геворк Вартанян родился в Ростове-на-Дону в 1924 году. Его отец, Андрей Васильевич, работал директором маслобойного завода в станице Степной и, будучи настоящим советским патриотом, был связан с советской разведкой. Именно по заданию разведслужбы семья Геворка перебралась в Иран, когда мальчику было 6 лет — сначала в Тебриз, затем в Тегеран. Там Андрей Вартанян стал владельцем кондитерской фабрики, а ещё — развивал агентурную сеть и вёл разведывательную работу. И именно благодаря ему и его влиянию в 1940 году, в возрасте всего лишь 16 лет, Геворк Вартанян стал сотрудничать с советской разведкой, получив позывной Амир.
В некотором роде Геворку повезло: его обучением занимался знаменитый советский армянский офицер Иван Иванович Агаянц. Позже Геворк Вартанян напишет:
Мой отец и известный разведчик Иван Иванович Агаянц сделали из меня настоящего разведчика. Честь им и хвала!
«Лёгкая кавалерия»
После налаживания контактов с советской разведкой в Иране, Геворку Вартаняну было предложено собрать свою группу молодых разведчиков для помощи старшим разведчикам. Свободно владея девятью языками, он легко находил контакт с людьми и довольно быстро набрал группу единомышленников. В ней были выходцы из СССР: армяне, ассирийцы, лезгин. Их прочно связывала любовь к Родине, желание бороться с нацизмом и, конечно же, юный возраст.
Семеро молодых лихих ребят рассекали по кривым тегеранским улочкам на велосипедах — это не вызывало ни у кого подозрений и позволяло вести наблюдение за нужными целями. С лёгкой руки (точнее, языка) Ивана Агаянца за их мобильность и лихость группу в шутку прозвали «Лёгкой кавалерией». Название прочно закрепилось на добрый десяток лет.
Кстати, примерно через 2 года после создания группы к ней присоединилась сестра одного из участников — Гоар Пахлеванян. Через время она станет верной спутницей Геворку Вартаняну не только на профессиональном, но и на любовном фронте.
Работа в Иране
В 40-х гг., накануне Второй Мировой войны, немецкое правительство понимало всю важность Ирана (это, в первую очередь, нефть и выход дальше на восток в Афганистан и Индию, а для СССР — ещё и выход к Персидскому заливу для осуществления поставок вооружения, медикаментов, боеприпасов и других грузов), а потому уделяло связям с ней большое внимание. Причём чем ближе была война, тем больше у диктатора Ирана, Реза-шаха Пехлеви, было симпатий к идее сближения с нацистами.
На момент начала войны в Иране находилось порядка 20 тысяч немецких подданных: разведчики и агенты под видом инженеров, торговцев, бизнесменов, а также военные инструкторы. Благодаря их воздействию на элиту страны и политические круги, Иран открыто следовал прогерманскому курсу, несмотря на заявления о нейтралитете.
Для того, чтобы предотвратить дальнейшее распространение фашистской идеологии в Иране, на его территорию по соглашению с Великобританией и США в августе 1941 года были введены части Красной армии с севера, и Соединённого Королевства с юго-запада. Такая совместная работа преломила ситуацию, но позиции гитлеровских спецслужб всё равно сохранялись. Более того, Берлин использовал Иран для для ведения шпионско-подрывной деятельности на территории СССР.
В противоборство им и была создана резидентура советской внешней разведки в Иране под руководством Ивана Агаянца. В подчинении у него находились разведпункты и периферийные резидентуры по всему Ирану. В том числе — и группа Геворка «Амира» Вартаняна.
Все члены группы (во многом из-за юного возраста) не имели никакой оперативной подготовки, потому учились азам на ходу. Они вели наружное наблюдение, выполняли специальные задания.
В своей секретной службе Геворк находил много романтики, что при этом не мешало относиться к работе серьёзно и быть поистине выдающимся разведчиком. Позже он сказал:
В разведку меня привлекла не перспектива стать популярным и известным, а возможность приложить свои силы и способности на одном из жизненно важных для страны направлений. Я очень люблю свою работу, и пусть меня простят представители других профессий, но я считаю, что Разведка (именно с большой буквы) – это не только романтика, но и прежде всего один из самых эффективных путей защиты Отечества. Это работа для подлинных патриотов, людей убежденных и самоотверженных. В такую работу нельзя не влюбиться.
Результативность «Лёгкой кавалерии» превосходила все ожидания: за два первых года работы с их помощью удалось выявить не менее 400 человек, так или иначе работавших на фашистскую разведку.
Но работали они не только с немецкими шпионами. Например, в 1942 году после открытия в Иране секретной британской разведшколы Вартаняну удалось поступить в неё и установить личности обучавшихся. Их задержали после заброски в Советский Союз, а севшую в лужу школу британцам пришлось закрыть после протеста со стороны СССР.
Тегеранская конференция
Итак, в 1943 году лидеры СССР, США и Великобритании решили организовать встречу, нацеленную на принятие решений, которые определят дальнейшее устройство мира. Это была первая подобная встреча, и руководство нацистской Германии не могло пройти мимо этого события и поручило немецкой разведке (абверу) организовать покушение на них.
Разработкой секретной операции, которая получила название «Длинный прыжок», занимался начальник секретной службы СС оберштурмбанфюрер Отто Скорцени. Он был довольно известной фигурой в рядах фашистов, ведь за его плечами было много успешных и заметных операций, в частности, вызволение из плена Бенито Муссолини, убийство австрийского канцлера Дольфуса, аресты австрийских президента и канцлера в 1938. Собственно, во многом благодаря успешной подрывной работе Скорцени вермахт в 1930-х оккупировал Австрию. Немудрено, что именно ему Гитлер поручил физически устранить или выкрасть Сталина, Рузвельта и Черчилля в Тегеране.
По плану Скорцени немецкие радисты должны были быть высажены в районе Кумского озера, переодеться в местных и, взяв с собой рацию, вооружение и снаряжение, на верблюдах добраться до конспиративной виллы в Тегеране. Там, наладив радиосвязь с Берлином, они подготавливали плацдарм для высадки группы диверсантов во главе с Скорцени. Эта вторая группа после высадки должна была проникнуть в посольство Великобритании со стороны армянского кладбища и завершить свою грязную работу.
Первая часть плана немцам удалась, но дальше благодаря слаженным действиям группы Вартаняна всё пошло немного не так, как немцам хотелось бы. Агенты Вартаняна совместно с агентами МИ-6 перехватывали все сообщения немцев, а вскоре после длительных поисков нашли и сам радиопередатчик, захватили группу немецких радистов, засевших на конспиративной вилле, и заставили работать на себя. Советские разведчики понимали, что высадка второй немецкой группы, даже в условиях работы первой «под колпаком», неизбежно приведёт к потерям с обеих сторон. Чтобы этого избежать, захваченным радистам было разрешено сообщить в Берлин, что они раскрыты. Сообщение о провале заставило Скорцени отказаться от своих планов и сообщить руководству о провале операции.
Так одна из самых секретных и дерзких операций Третьего Рейха была сорвана группой юношей под руководством 19-летнего советского разведчика Геворка Вартаняна.
Позже в 1979 году известный тогда лишь узкому кругу лиц Геворк Вартанян стал прототипом главного героя в советской-французском фильме «Тегеран-43». Роль советского разведчика исполнил советский актёр Игорь Костолевский. И хотя по заявлениям критиков, историков, да и самого Вартаняна фильм оказался достаточно далёк от реальных событий, он пролил свет на деятельность советской разведки в Иране и рассказал о подвиге юного Геворка.
Личная жизнь и послевоенное время
Гоар Пахлеванян, как мы уже писали, присоединилась к разведгруппе Вартаняна примерно через 2 года после её создания. На тот момент юной Гоар было всего 14 лет. В 1946 году они обвенчались в армянском храме Тегерана, расписались официально уже в Ереване в 1952 году, а после «женились» ещё несколько раз в других странах для получения документов. С тех пор Геворк и Гоар стали верными супругами, помощниками и прикрытием друг для друга.
Их служба в Иране продолжалась до 1951 года, потом они вернулись в СССР с целью получения высшего образования. И после окончания обучения в Ереванском институте русского и иностранных языков им. В. Брюсова снова получили предложение работать за рубежом. Прошли специальную подготовку, после чего снова началась их служба отечеству в качестве нелегалов. В документах они указывались, как иранцы - этому способствовало великолепное знание языка. Московские кураторы именовали их пару оперативными псевдонимами Анри и Анита.
За свою долгую службу Вартаняны успели поработать на Среднем и Дальнем Востоке, в Америке и Европе. Япония, Китай, Индия, Франция, Швейцария, Италия, США, Греция, Ливан, Сирия, страны Африки — и это ещё не полный список стран, которых касалась разведдеятельность супружеской пары за 30 послевоенных лет. И все годы Анри и Анита не допустили ни единого промаха, ни разу не были арестованы.
К сожалению, именно из-за своей работы Вартаняны не смогли завести детей, о чём жалели. Но полная семья тогда была для них непозволительной роскошью. Ведь на кону была судьба Родины.
В 1986 году Геворк и Гоар Вартанян завершили свою нелегальную разведывательную деятельность за рубежом и вернулись на Родину. Все свои накопленные на десятилетия службы вещи они привезли в СССР в двух туристических чемоданах.
Снятие грифа «Совершенно секретно»
Несмотря на завершение карьеры в 1986 году, деятельность супругов Вартанян находилась под грифом «Совершенно секретно» очень долго. Связано это было с тем, что многие политики и публичные люди, с которыми они контактировали за рубежом, продолжали вести свою профессиональную деятельность. Рассекретили имя Вартаняна только в 2000 году, хотя часть работы, связанная с Берлускони, была засекречена вплоть до 2010.
Впервые о работе Вартаняна в Италии общественность узнала из воспоминаний Юрия Дроздова, генерал-майора СВР, который возглавлял советскую нелегальную разведку в 1979-1991 гг. Он сказал о Геворке Вартаняне: «Равный Зорге, Абелю, Филби — а возможно, и первый».
В 2006 году о деятельности супругов Вартанян (и даже с их участием) был снят фильм «Больше чем любовь. Жизнь под грифом “секретно”».
В 2007 году свою благодарность и почтение засвидетельствовала лично приехавшая в Москву внучка Уинстона Черчилля.
В 2010 году на Первом канале сняли документальную драму «Правдивая история. Тегеран-43», которую Вартаняны консультировали лично.
За свои заслуги Геворку Вартаняну было присвоено звание Героя Советского Союза. Гоар награждена орденом Красного Знамени.
Не стало великого советского разведчика Геворка Вартаняна в 2012 году, когда ему было 87 лет. Его супруга Гоар ушла из жизни в 2019. Они похоронены рядом друг с другом на Троекуровском кладбище Москвы, где в их честь установили памятную скульптурную композицию.
На памятнике, увековечивающем супружескую пару, спасшую лидеров коалиции и, тем самым, весь мир, выбиты слова самого Геворка Андреевича:
«И, если можно было бы все начать сначала, я выбрал бы именно этот трудный путь»...
~~~
Читайте также: