Каждое наше посещение Храма Вооруженных сил меня не отпускало чувство чего-то недопонятого, что-то казалось неразгаданным. На самом деле, в оформлении Храма столько символов и отсылок, что за непродолжительное время мозг просто не успевает разложить информацию по полочкам. А позже что-то отвлекает, мысль теряется, и то, что беспокоило там, растворяется. Но снова начинает свербить при следующем приезде.
Впервые мы приехали посмотреть на Храм Вооруженных сил пару лет назад, и с тех пор возим сюда всех своих друзей, приезжающих в Москву. Парк Патриот со своим музейным комплексом, посвященным Великой Отечественной войне, выставками вооружения и, конечно, Храмом стал обязательным пунктом программы посещения столичных достопримечательностей. Понятное дело, мы побывали в Храме не один раз, каждый раз находились в нем подолгу, но только сейчас нам открылась информация, которая и вызвала желание написать данный пост.
Несколько дней назад мы встретили своих институтских друзей из Иркутска, (о нашей Сибириаде (здесь, здесь и здесь) и опять поехали в Патриот. Уж не знаю, были ли эти информационные стенды в предыдущие наши визиты, но в этот раз я обратила на них внимание. То, что они сообщали, явилось для нас открытием и многое, если не всё, не дававшее покоя, встало на свои места. Теперь начал терзать вопрос: «Как можно было не узнать?!»
Так что же нам открылось? Как оказалось, в создании облика Храма, в целом, его концепции участвовал Даши Намдаков в качестве главного художника! И он же явился непосредственным автором барельефов на фасаде Главного храма, иконы-складня Воскресения Христова на восточной апсиде, а самое главное – иконы воскресшего Христа внутри Храма. Кроме того, фигура Матери Победителей, 9-метровый монумент, расположенный за Храмом, тоже дело рук Намдакова.
Что же удивительного в этом факте? Даши Намдаков – всемирно известный скульптор, художник-график, ювелир и дизайнер. Его произведения выставляются в самых известных галереях по всему миру, мировые знаменитости хранят его работы в своих частных коллекциях. В его таланте нет сомнений. Но это в светском обществе. Если же рассматривать религиозный аспект, то налицо, на мой взгляд, некий конфликт, Даши Намдаков – этнический бурят и буддист, даже скорее, шаманист. Это явно прослеживается в его творчестве. Вот именно это некое – нет, не противостояние, – сплетение двух конфессий в одном культовом месте и казалось непривычным, будоражило и не давало покоя. Теперь же, когда причина тому вышла на поверхность, стало возможным спокойно вглядеться в детали и найти откровенно буддийские элементы церковного убранства Храма. А их действительно здесь предостаточно. Далее будет много фотографий, вглядитесь в них.
Вот один из самых древних бурятских орнаментов, УЛЗЫ, или плетенка (узел). Он имеет более 10 вариантов исполнения.
Данный узор символизирует счастье, долголетие и благополучие, может служить амулетом. Интересно, что в буддизме УЛЗЫ тоже широко распространен, здесь он представляет бесконечность жизненного цикла, в нем прослеживается идея буддистов о перерождении человеческих душ.
Другой вид геометрических орнаментов – молоточный, чем-то схож с греческим меандром, но также имеет множество разновидностей. Молоточный орнамент символизирует вечное движение.
Круг – тоже весьма почитаемый символ у бурят, он символизирует вечный круговорот жизни, а также солнце.
И вот фото из Храма Вооруженных сил:
Мне кажется, сходство узоров очевидно.
Кроме того, в Храме мы видим элементы и из древней культуры кельтов-язычников.
Следующие два изображения очень похожи. Это вид Храма сверху и буддийская мандала. Согласитесь, можно их и спутать.
То, что получилось, - готовый Храм - вызвало неоднозначную реакцию. Хейтеров немало, среди них, по крайней мере, так пишут, есть православные, которые категорически отказываются входить в этот Храм. Однако со стороны РПЦ претензий вроде бы не возникло, это подтверждают дары Патриарха Храму, представленные на всеобщее обозрение. А Глава художественного совета по строительству Главного Храма Вооруженных сил протоиерей Леонид Калинин признался, что поначалу появление буддиста в христианском храме вызвало шок у многих, но в итоге его скульптуры «освежили наши традиционные представления о благоукрашении храмов, которые нередко бездушно копируются от одного храма к другому». А само участие Даши Намдакова в проекте стало «решающим фактором успеха». Артемий Лебедев, известный российский дизайнер, так оценил новый храм: «На самом деле храм на 8 из 10. "….." Главный храм – отвал башки. Христос там как индийский бог – золотой на голубом фоне, ох…но (очень) красиво сделано…»
В общем, сам факт участия буддиста в строительстве Главного Храма Вооруженных сил довольно провокационен. Получился ли в итоге именно христианский храм? Или, возможно, всё идет к признанию справедливости тезиса о том, что Бог един? А каково ваше мнение по этому вопросу? Поделитесь в комментариях.