Я много лет хотела посетить Иволгинский дацан и своими глазами увидеть легендарного ламу, и вот этот момент настал. Но всё по порядку. В Бурятии несколько десятков дацанов, дуганов, статуй Будды и других сакральных для буддистов мест. Иволгинский дацан – главный храмовый комплекс, он является резиденцией главы буддистов России ХХIV Пандито Хамбо – это название должности главного буддиста нашей страны – ламы Дамбы Аюшеева. Это крупнейший дацан в стране и духовная столица буддистов России.
Вообще дацан – это буддистский монастырский комплекс, а не просто одно строение, как многие думают. Иволгинский дацан занимает достаточно большую территорию, на которой расположен основной храм, где проводятся хуралы-молебны, несколько дуганов, посвященных отдельным божествам, ступы-субурганы, много небольших домиков, где живут и ведут личный прием ламы, а также разные хозяйственные и административные постройки. Кроме того, здесь есть библиотека, а также единственный в России буддистский университет, в котором изучают философию и традиционную тибетскую медицину. Здесь функционируют сувенирные магазинчики, а буквально за неделю до нашего посещения дацана состоялось официальное открытие памятника, «символизирующего встречу двух цивилизаций, православной и буддийской». Оказывается, 260 лет назад буддизм был официально признан в России, Екатерина Великая в 1764 г. издала указ, по которому появилась должность Пандито Хамбо ламы. Первым Пандито Хамбо ламой стал Дамба-Доржо Заяев. Бронзовый 3-метровый монумент изображает символический момент обмена Екатерины Великой и первым Пандито Хамбо ламой предметами, имеющими для каждого особую значимость: императрица держит в руке свой указ, а лама преподносит ей хадак, длинный узкий платок, имеющий в буддизме сакральное значение.
Здесь, в Иволгинском дацане, в 35 километрах от Улан-Удэ находится лама Итигэлов. И если раньше его нетленное тело можно было увидеть по особым праздникам лишь несколько раз в году, то теперь лама Итигэлов «принимает» паломников ежедневно. Правда, ранее от его рук были протянуты ленты, к которым можно было прикоснуться и таким образом обрести связь с ламой, сейчас их убрали, и общение происходит посредством визуального контакта через стекло саркофага. Вообще, в подобных местах существует множество правил. Например, двигаться, обходить дацан надо строго по ходу солнца, то есть, по часовой стрелке, заходить следует в левую дверь или калитку и выходить из правой, внутри главного храма нельзя поворачиваться спиной к статуе Будды, нужно к выходу двигаться спиной вперёд и так далее. Молитвенные барабаны (хурдэ), расположенные по ходу движения вокруг дацана, необходимо вращать также по часовой стрелке, так как они содержат внутри себя и снаружи священные тексты и мантры, которые при вращении барабана считаются прочитанными многократно. Всё это вместе, колоритные величественные необычной архитектуры строения, белоснежные ступы, яркие хурдэ, оставляют незабываемые впечатления, вызывают одновременно любопытство и приводят в трепет. Ощущения довольно необычные, и это мы еще не зашли в храм к Итигэлову!
Перед тем, как войти в этот храм, надо сделать пожертвование – внести в кассу 300 рублей, по сути, купить билет на посещение. При желании тут же можно приобрести хадак, его надо будет преподнести в храме Будде, уходя взять уже освященный из стопки других таких же хадаков, а сидящие на выходе ламы завяжут на нем узел, который соберет и будет удерживать в себе все ваши невзгоды и беды. Этот узел нельзя развязывать, понятное дело, а сам хадак должен храниться дома. Фотографировать внутри храма запрещено, поэтому вам придется поверить мне на слово. Атмосфера торжественная и несколько праздничная, нарядная. Этому способствуют яркие атрибуты, цветные хадаки (допускаются 5 цветов, каждый что-то символизирует), скатерти на столах и, в целом, убранство помещения. Нет темноты и некоего ощущения зловещности (да простят меня истинно верующие христиане, это всего лишь субъективное ощущение), которое возникает лично у меня в большинстве полутемных православных храмов, усиленное тенями от свечей и присутствием святых мощей. Возможно, в отношении к религиозным святыням и их воздействии на прихожан и кроется разность нашей ментальности: христианство оберегает паству посредством обещания рая и сулит ад и вечные муки за грехи, буддизм же больше философия, цель существования человека в буддизме – нирвана, просветление, избавление от земных страданий. Что касается самого ламы Итигэлова, сложно передать свои чувства от «общения» с ним. Думаю, что каждый воспримет визит к подобному объекту по-своему. Можно по-разному относиться к религии и к буддизму, в частности, но здесь, на мой взгляд, определенно есть что-то мистическое. Даже у моих знакомых после обращения к ламе с просьбой что-то происходило, а уж рассказам о счастливом излечении от недугов, рождении детей при диагностированном бесплодии и прочих чудесах нет числа. Поэтому что тут можно сказать, думаю, надо оставить споры о загадках нетленности тела ламы и дать людям возможность просто верить, ведь никто ничего не знает наверняка…
Но посещением одного Иволгинского дацана мы во время пребывания в Улан-Удэ не ограничились. Разные люди нам давали рекомендации обязательно побывать в дацане «Ринпоче Багша», в народе – дацан на Лысой горе. И в дождливый день после музей истории Бурятии моя подруга Раджана повезла нас туда.
Мы торопились попасть на хурал (молебен). По дороге заезжаем в магазин и приобретаем необходимые для подношений продукты: молоко, конфеты, печенье. Молебен уже идет, когда мы оказываемся внутри храма. Быстро заполняем бумажки, где следует указать, кого конкретно и в каком хурале упомянуть, а также прописать произвольную сумму пожертвования. Затем присоединяемся к молящимся, которые сидят на длинных лавках. Осматриваемся. Перед прихожанами за длинными столами, стоящими перпендикулярно к лавкам сидят ламы, они читают мантры. Пахнет благовониями. Иногда надо повторять отдельные фразы за ламами. Наконец, подают знак выставить свои подношения на специальные столы. Вместе со всеми раскладываем продукты, молоко отдельно. Возвращаемся на свои места, молебен продолжается и вскоре заканчивается, монахи встают и куда-то удаляются. Теперь можно взять часть своих подношений и, ни с кем не делясь, их съесть, они считаются благословенными. В центре храма установлена самая большая в России бронзовая статуя Будды, ее высота 6 метров. Внутри статуи помещены священные тексты – собрание Слов Будды с комментариями. Сама статуя покрыта сусальным золотом. Мы обходим храм по кругу, рассматриваем статуи и изображения, всё экзотично и, откровенно говоря, малопонятно. Я несколько раз честно пыталась постичь теорию буддизма, но дальше понимания основных понятий не продвинулась. Здесь же впервые довелось наблюдать и даже самой приобщиться к практике простираний. Это психо-физические упражнения, напоминающие поклоны, «с целью обуздания собственного ума и очищения накопившийся негативной кармы».
После всех ритуалов выходим на свежий воздух. Дождь льет не переставая, мешая полноценно насладиться панорамой города, который лежит у подножья Лысой горы. Виды отсюда открываются великолепные, да и сама территория дацана очень красивая, ухоженная, много цветов, видна работа хорошего ландшафтного дизайнера. Вокруг храма вдоль дорожки установлены беседки со статуями, посвященными 12 животным по годам восточного гороскопа. На нас куртки, поэтому обходим дацан и ищем свои беседки. А еще загадываем желания и бьем в специальный колокол. Теперь уж точно всё будет хорошо! Кстати, этот буддистский колокол тоже является самым большим в России. Вокруг всё экзотично и живописно даже в мокром виде. Можно представить, как это всё сверкает и бликует в солнечный день.
Итого вместе с двумя посещенными ранее в поселке Аршан дацанами мы посетили целых 4 буддистских храма, поэтому можем считать себя настоящими паломниками. Действительно, в этой поездке мы узнали много нового об истории буддизма, познакомились с особенностями культовой архитектуры, с ключевыми дацанами и известными деятелями буддизма.