Знаете ли вы, что осада Дамаска является образцом логистической катастрофы?
Впечатляющий по составу совет был собран в июне 1148 года в городе Акра, находившемся под властью Иерусалимского королевства. За одним столом тогда собрались такие видные лидеры того времени, как король римлян (Священной Римской империи) Конрад III, король франков Людовик VII, король иерусалимский Балдуин III (самый молодой из них - 18 лет на тот момент), герцог швабский Фридрих (впоследствии император СРИ), маркграф австрийский Генрих (впоследствии герцог Австрии), граф Фландрии Тьерри Эльзасский и другие. Обсуждали главную цель Второго крестового похода.
Выбирали тогда между Эдессой и Дамаском. Первый город был изначальной целью похода, поскольку Эдесское графство являлось первым государством крестоносцев (с 1098 года) на Ближнем Востоке. Однако в 1144 году атабек Мосула Имад аД-Дин Занги взял город и завершил полувековую историю графства. И полководец, который смог бы отвоевать эти земли, сильно возвысился бы в глазах христиан (католиков, по крайней мере). Но тут имелся ряд препонов.
Во-первых, в самом начале крестового похода короли Конрад и Людовик уже успели пройтись по Анатолии, где неслабо так получили от сельджуков. Снова пережить эти унижения они точно не хотели. Во-вторых, молодому Балдуину из Иерусалима город Дамаск был гораздо ближе и казался досягаемой целью, которая подняла бы его 18-летний авторитет. В то же время против осады Дамаска выступали более опытная знать из бывалых крестоносцев: Дамаск, хоть и мусульманский, но является нужным союзником в борьбе с Зангидами.
Разумеется, решение королей оказалось весомее, и многотысячная армия крестоносцев (по оценкам того времени, около 50 тысяч, но мы смело делим это количество на два) отправилась на взятие Дамаска в июле 1148 года. Что заставило их выбрать для столь сложного мероприятия самый жаркий месяц, неизвестно. Но, когда они подошли к городу с западной части, оазис Гута с плотно посаженными фруктовыми деревьями решил эту проблему. А еще сады западнее Дамаска, а также река Барада помогли осаждающей армии наладить короткую и крайне удобную линию снабжения. Прямо там же активно рубили деревья для строительства укреплений и осадных машин. Идеальное место для обустройства лагеря - не иначе. Но это лишь на первый взгляд.
Осада длилась всего несколько дней. В первый день крестоносцы своим количеством буквально давили любое сопротивление и без проблем заняли окрестности города. Однако в дни следующие легко налаженная логистика обернулась кошмаром. Каждый, кто выходил из осадного лагеря в сторону садов, чуть ли не бесследно исчезал. Бесчисленные плодовые деревья и разделявшие участки низенькие стены создали идеальные условия для засад. Этим баловались ополченцы ахдат и даже местные крестьяне без труда справлялись с избиением противника, пытавшегося полакомиться фруктами, попить воды или нарубить деревьев.
Чем дольше держался Дамаск, тем хуже становилась ситуация в осадном лагере. Хотя прошло каких-то три дня активных действий (начались они 24 июля), командование крестоносцев приступило к оценке восточных укреплений, чтобы переместить армию на равнинную часть. Там было куда меньше источников еды и воды, но зато на каждом углу не поджидала смерть с ржавым крестьянским ножом или изогнутым луком.
Лагерь вроде как перенесли и уже стали строить планы по штурму слабых восточных стен и ворот. Однако многочисленные неудачи внесли разлад в стан крестоносного войска. Шаткое доверие между многочисленными королями и прочими титулованными феодалами растворилось при возникновении малейшей сложности. Как раз в тот момент в лагерь просочилась информация о переговорах между бывшими врагами: эмир Дамаска обсуждал судьбу города с Зангидами в лице атабеков Алеппо и Мосула (преемников упомянутого выше Имад аД-Дина Занги).
В результате первыми армию крестоносцев покинула местная элита и вернулась в свою столицу - в Иерусалим. После чего, осознав, что под стенами Дамаска больше ловить нечего, короли Конрад III и Людовик VII свернули осаду. Им, отступающим, конные лучники еще успели "напихать" по колчану стрел. И эта ситуация ярко иллюстрировала итоги Второго крестового похода. Христианское войско оказалось разобщено, а мусульмане, наоборот, на время смогли объединить свои усилия. Позднее даже появились слухи, что чуть ли не половину крестоносцев, стоявших под Дамаском, удалось подкупить, поэтому такой конец. Поиски козла отпущения продолжались еще какое-то время.
Обязательно подпишись на наш телеграм-канал: t.me/lytzar
Читай также: