Найти в Дзене

Что такое UNIT-экономика на маркетплейсах? Рассказываю, что в неё входит и как её считать для Ozon

Оглавление

Продавая в одной категории, одни считают миллионные прибыли, а другие терпят убытки. В чем секрет успеха первых? Скорее всего, в эффективной юнит-экономике.

В этой статье разберем, что это такое и почему так важно в нашем бизнесе, особенно когда вы только начинаете свой путь на маркетплейсе.

Вы получите рабочий инструмент в виде Таблицы, по которой с легкостью сможете считать юнит экономику своим товарам и получать желаемые прибыли.

Почему UNIT?

Экономика, про которую мы говорим в этой статье, состоит из разных частей: логистика, комиссия, налоги, себестоимость.

Всё это – отдельные юниты, которые, складываются в одну большую экономику и именно по ней мы считаем свою чистую прибыль.

❗ В моём телеграм-канале каждый день выходит обзор актуальных новостей, касающихся OZON и не только. Например, сегодня (27.11) вышел пост о влиянии курса доллара на маркетплейсы. Если хотите быть в курсе событий, то подписывайтесь и следите.

Части юнит-экономики.

Разберем, из чего состоит юнит-экономика.

1. Цена реализации.

Узнать стоимость реализации любого товара на маркетплейсе можно с помощью калькулятора Ozon.

Находясь на маркетплейсе Ozon, находим товар, например, пылесос. Копируем код этого товара, вводим его в калькулятор Ozon и узнаем, что стоимость реализации этого товара 2290 рублей. Хотя изначально мы видели цену 1819 рублей.

Таким способом, вы найдете правдивую информацию о товаре и за сколько он действительно продается именно в кабинете продавца. Эта информация необходима, чтобы понять, какую стоимость поставил селлер.

2. Налоги.

  • Если вы самозанятый, то налог составляет 4 % от вашей реализации.

Это значит, что товар продается на маркетплейсе по цене 3000 руб. Маркетплейс переводит вам за него 2000 руб., но налог вы платите именно с 3000 руб.

  • Если вы ИП на УСН, то, если вы продаете на сумму свыше 300 тыс. руб. в год, то налог составляет 7%.
  • Если вы ООО, то вам нужно вести полноценную бухгалтерию, учитывать расходы и доходы, предоставлять отчетность. В начале пути на маркетплейсах открытие ООО не рекомендуется, так как требует больших усилий. Лучше выбрать один их двух первых вариантов.
-2

3. Комиссия МП.

Комиссия МП состоит из комиссии за продажу, логистики, стоимость обработки и других моментов в зависимости от того, вы ФБС или ФБО продавец.

4. Накладные расходы.

Накладные расходы – это практически все расходы, которые касаются вашего товара, пока он не доехал до склада маркетплейс. Привезли товар, упаковали в бопп пакет, сделали подарок – всё это накладные расходы.

Многие игнорируют каждые 30-50 рублей, и соответственно, неправильно считают юнит экономику. Соответственно, постепенно забирают оборотку из бизнеса, она сокращается.

  • Если вы продаете товар, которому нужен честный знак, расходы на него тоже относим в накладные.
  • Также в накладных расходах нужно учесть процент выкупа вашего товара.

5. Себестоимость товара.

СТМ, производство, доставка товара из Китая – всё это входит в себестоимость.

6. Чистая прибыль.

По чистой прибыли мы считаем ROE и рентабельность.

Чистая прибыль – это те самые деньги, которые мы складываем в карман, на которые мы нанимаем сотрудников, на которые покупаем наш товар, на которые мы живем. Поэтому считайте чистую прибыль перед тем, как запускать любой товар.

7. Маркетинг

С одной стороны, маркетинг не следует включать в юнит экономику, так как это переменная часть расходов, и мы её должны считать после расчета чистой прибыли. Но есть и другая сторона.

Каждый месяц на Ozon формируется 3 отчета и по ним можно посчитать всю экономику по всему магазину (по отчету о реализации). Маркетинг не является постоянной долей расходов в размере 7-10%. Конечно, если мы говорим о продвижении в поиске, то да, но мы ещё запускаем трафареты, участвуем в акциях. Поэтому в Таблице всё-таки есть отдельный раздел про маркетинг, чтобы вы могли заложить 10-15% на эти цели.

Рентабельность, ROE.

Рентабельность рассчитывается как чистая прибыль, поделенная на стоимость реализации.

📌 ROE – это чистая прибыль, деленная на себестоимость.

Отталкиваясь от значения рентабельности, вы понимаете, можете ли вы принять участие в акции, какова будет чистая прибыль от реализованной продукции, насколько гибкими можно быть, если маркетплейс поднимет на 5% стоимость хранения, логистики и др.

Если у вас рентабельность 5%, а у ваших конкурентов 35%, то они на рынке будут чувствовать себя намного лучше, чем вы, так смогут позволить себе более дорогой маркетинг, упаковку, новые продукты и т.п. У вас же финансовый рычаг в этом случае будет гораздо хуже.

ROE простыми словами, – это количество денег, которые вы получаете на вложенный рубль.

Например, вы продаете товары себестоимостью 100 тыс. руб. При этом ROE у вас, например, 200 %. Соответственно, каждый вложенный рубль приводит 2 рубля прибыли.

Юнит экономика – суперважная вещь и считать её нужно каждому селлеру до того, как вы выходите на маркетплейс. Зная состав юнит-экономики, можно легко посчитать рентабельность и ROE.