Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Новое и старое Тверских-Ямских улиц. Два доходных дома, реконструированные в медкомплекс

Прогуливаясь по 4-й Тверской-Ямской улице, невозможно не заметить два очень разных, совершенно не похожих друг на друга дома. Один из них явно обладает очертаниями стиля модерн, но когда пытаешься определить его возраст, некие подозрения в душу закрадываются. А второй – тот, что примыкает к нему вплотную справа, явно дышит вековой стариной. И правда, оба эти здания имеют богатую историю и многое могли бы рассказать москвичам. К сожалению, сегодня от их былого лоска мало что осталось. О них не пишут на популярных сайтах, не рассказывают на экскурсиях, не снимают красивых видеороликов. В этой совсем короткой заметке расскажу о них обоих. Они создавались как отдельные здания, разными архитекторами и в разные годы, но сегодня их история едина. Первый из них – тот, что слева… Его автор – племянник Натальи Гончаровой, архитектор Сергей Михайлович Гончаров. Дом был построен в 1906 году для отставного ротмистра Павла Арсеньевича Безобразова. Тот владел домом вместе со своими наследниками до са
Оглавление

Прогуливаясь по 4-й Тверской-Ямской улице, невозможно не заметить два очень разных, совершенно не похожих друг на друга дома. Один из них явно обладает очертаниями стиля модерн, но когда пытаешься определить его возраст, некие подозрения в душу закрадываются. А второй – тот, что примыкает к нему вплотную справа, явно дышит вековой стариной.

И правда, оба эти здания имеют богатую историю и многое могли бы рассказать москвичам. К сожалению, сегодня от их былого лоска мало что осталось. О них не пишут на популярных сайтах, не рассказывают на экскурсиях, не снимают красивых видеороликов.

В этой совсем короткой заметке расскажу о них обоих. Они создавались как отдельные здания, разными архитекторами и в разные годы, но сегодня их история едина.

Первый из них – тот, что слева…

…Бывший доходный дом ротмистра Безобразова

Его автор – племянник Натальи Гончаровой, архитектор Сергей Михайлович Гончаров. Дом был построен в 1906 году для отставного ротмистра Павла Арсеньевича Безобразова. Тот владел домом вместе со своими наследниками до самой революции.

(7 фото)

Но в лихие девяностые дом был приватизирован и перестроен… «реконструирован» до состояния совершенно нового здания, в котором в 1993 году разместился медицинский комплекс.

А по соседству с ним находится…

…Доходный дом Александра Бородина

Его построили чуть позже, в 1908 году. К сожалению, кто стал архитектором и автором его проекта, неизвестно.

Сегодня это серая кирпичная постройка в пять этажей, без штукатурки, с центральным подъездом и рядами окон с веерами замковых камней. И чем-то оно привлекает взгляд, что-то в нем чувствуется исконное, вековое.

-3

Его хозяином был дворянин и домовладелец, на счету которого имелись три московских доходных дома и особняк в Большом Каретном переулке.

Эта постройка точно так же не меняла своих хозяев вплоть до событий 1917 года. И точно так же в 1993-м сделалась собственностью того же медицинского центра – объем этого дома встроили в новый комплекс при реконструкции.

(5 фото)

Как я постоянно говорю, наш город непрерывно меняется. Всегда на смену старым домовладельцам приходят новые. Одни заботятся о своих имениях больше, другие чуть меньше. А на смену одним домам всегда спешат совсем другие.

Сейчас уже невозможно решить, какой век считать «историческим» для облика тех или иных районов и кварталов, переулков или бульваров. Деревянный? Белокаменный? Кирпичный? Из стекла и бетона?

Но знать, что было здесь века назад, помнить, кто жил на этих улицах – дорогого стоит. Тогда, как бы это крамольно ни звучало, даже станет не так катастрофически важно, как выглядят фасады вокруг нас.

Самое драгоценное мы всегда сумеем сохранить.

-5
Москва, 4-я Тверская-Ямская улица, 29, 125047

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца.

Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, а также в репостах статей в ваших любимых соцсетях.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует