Привет!
На первый взгляд, может показаться, что ответ в этом вопросе очевиден. По крайней мере, что касается российского рынка. Большинство европейских, японских и американских брендов прекратили или поставили на паузу свою деятельность в стране, им на смену пришли китайские производители.
Поэтому, если вы хотите новый автомобиль с гарантией, то вам придется выбирать между отечественными или китайскими марками. Если поискать, есть и другие предложения, в том числе с гарантией. Например, это автомобили Citroen, которые вновь начали собирать в России. Но основную долю рынка уже заняли китайские бренды. Так выглядит статистика продаж в России за 10 месяцев 2024 года (данные «Автостата»).
А если обратиться к статистике продаж по моделям за тот же период, то тут мы увидим только Lada и разные китайские бренды.
Для сравнения, топ-10 три года назад выглядел совсем по-другому, в нем не было ни одного китайского автомобиля.
Однако давайте посмотрим на ситуацию в самом Китае. Там долгое время доминировали европейские и японские бренды, но за последнее время ситуация начала в корне меняться.
Если взять статистику продаж за те же 10 месяцев 2024 года, то мы увидим, что с большим отрывом лидирует компания BYD (Build Your Dreams). Она продала более 2,75 млн машин, за ней идет компания Volkswagen, с результатом в 1,63 млн проданных автомобилей.
Всего же в китайском топ-10 продаж находится пять местных брендов (BYD, Geely, Wuling, Changan, Chery) и пять иностранных (Volkswagen, Toyota, Honda, Tesla, BMW).
Если посмотреть на продажи по моделям, то здесь лидирует относительно недорогой седан от компании BYD — модель Qin Plus. Всего же в десятку самых продаваемых автомобилей Китая попало аж пять моделей от BYD. Остальные пять выглядят так: это три Volkswagen, один Nissan и одна Tesla.
BYD Qin Plus — самый продаваемый автомобиль в Китае за 10 месяцев 2024 года (402 529 штук). Седан стоит от 79 800 до 179 800 юаней (1,1-2,6 млн рублей).
Опять же, если мы возьмем данные по продажам трехлетней давности (за 2021 год), то картина будет иной. В десятке самых продаваемых моделей было всего три машины от китайских брендов: парочка бюджетных Wuling Hongguang и Haval H6. А возглавлял рейтинг седан Nissan Sylphy.
Теперь же все больше покупателей в Китае выбирают отечественные бренды, причем это касается и премиального сегмента. Продажи у именитых компаний падают, а у местных новых брендов растут.
Почему так получается?
Ответ, на самом деле, прост. Все мы, как правило, хотим получить лучшее соотношение цены и качества, потратив определенную сумму денег. Вот и китайские автопроизводители делают настолько выгодные предложения, что от них очень сложно отказаться. То есть за свои деньги автомобиль дает максимум возможного, в то время как иностранные бренды просто не могут составить конкуренцию и предложить нечто подобное за сравнимые деньги.
Давайте для примера возьмем пару автомобилей, которые пользуются популярностью в Китае.
Кроссовер Aito M7, который официально продается и в России, пользуется стабильно высоким спросом в Китае. За 10 месяцев продано 166,5 тысяч этих автомобилей.
Большой кроссовер длиной более пяти метров (5020 мм) представлен в восьми комплектациях. Это в любом случае подзаряжаемый гибрид, отличается количество электромоторов (один или два) и мощность (272 или 449 л.с.). В зависимости от модификации, разгон до 100 км/ч занимает от 5,2 до 8,2 с.
Оснащение у кроссовера Aito M7 богатое, салон отделан кожей Nappa, есть проекция, продвинутый круиз-контроль, адаптивные амортизаторы, доводчики дверей, центральный экран высокого качества (15,6 дюйма), массаж сидений и так далее. Уникальная фишка — это правое кресло второго ряда, которое сдвигается вбок и назад, благодаря чему принять полулежачее положение. Массаж, вентиляция и обогрев есть даже на втором ряду.
В Китае Aito M7 стоит от 249 800 до 329 800 юаней (3,6-4,7 млн рублей по текущему курсу).
Что могут предложить именитые бренды, например, BMW?
По габаритам Aito M7 — это конкурент актуального поколения BMW X5. В Китае немецкий премиум-кроссовер продается с удлиненным кузовом (5060 мм) и оснащается бензиновыми двигателями мощностью от 258 до 381 л.с. Разгон до 100 км/ч занимает от 5,5 до 7,2 с. Все «икс пятые» идут с полным приводом.
Оснащение у BMW X5 тоже довольно богатое, но некоторых опций, вроде массажа задних кресел или возможности подзарядки от сети у него просто нет. Мультимедийная система тоже не имеет такой современной оболочки, как у китайского кроссовера. При этом цены в 2 раза выше, чем у Aito! Базовые версии, без учета допоборудования, стоят от 615 до 830 тысяч юаней (8,8-11,5 млн рублей). За 10 месяцев 2024 года продано 71 618 шт.
То есть в Китае, имея условные 300 тысяч юаней, можно купить либо современный большой гибридный кроссовер от Aito, либо более компактный и скромно оснащенный BMW X1. А на покупку сопоставимого по размерам X5 нужно потратить вдвое больше.
В этом сравнении хорошо видно объяснение текущей ситуации: китайские бренды предлагают лучшее соотношение цены и качества, плюс такие опции, которых просто нет у европейских конкурентов. Свою роль играет и патриотизм покупателей. Если раньше престижно было ездить на машинах западных брендов, то теперь ситуация меняется на глазах.
И пока что этот технологический и ценовой разрыв между китайскими и западными брендами только нарастает. Продажи BMW и Mercedes-Benz в Китае падают, а местные марки, вроде Aito, Xiaomi или Lixiang показывают заметный рост.
Интересно, что вы думаете о современных китайских автомобилях? Действительно ли они дают лучшее соотношение цены и качества, и в чем они еще уступают европейским конкурентам?