Данной статьёй мы продолжаем на нашем канале серию восстановленных фото-рассказов об исторических круизах Артёма Андреевича. Все они публикуются в оригинальном виде, что позволяет полностью погрузиться в описываемую круизную Эпоху. Первая половина данного эссе была опубликована на Речных форумах в 2009 году. Вторая половина будет опубликована впервые! Итак, в объективе круиз в апреле/мае 2009 года по маршруту Ростов-на-Дону – Астрахань – Москва на теплоходе уже несуществующей ныне круизной компании "Ортодокс" - «Новиков-Прибой».
ВНИМАНИЕ: Части 1 и 3 данного Эпоса читайте по этим адресам:
ПОВЕСТЬ
Посвящается памяти Капитана Н.Н. Баженова и Лётчика Р.Б. Ибрагимова
Часть 2. Штанина номер два.
Описываешь три отеля, пять ресторанов, придумываешь изящный синоним к слову «фигня» и всё — ты трэвел-блогер (Андрей Смирнов)
Пока прохладной майской ночью наш теплоход продолжает уверенно разрезать форштевнем воды рукотворного Цимлянского моря, самое время немного рассказать о нём (теплоходе) и пройтись по его коридорам и холлам. Теплоход «НОВИКОВ-ПРИБОЙ» назван в честь Алексея Силыча Новикова-Прибоя (1877 – 1944), русского и советского писателя-мариниста. Портреты творца в интерьерах теплохода:
«НОВИКОВ-ПРИБОЙ» - теплоход проекта 302, он был построен в ГДР в 1983 году. Это один из первых 302-х, а именно третий по счёту. История его работы достаточно разнообразна.
После постройки, теплоход прибыл в Ростов-на-Дону и с 1983 по 1989 год, работал от Донецкого совета по туризму, Ростов-на-Дону.
В 1989 году стоял в Москве, как гостиница. В 1990 и 1991 гг работал от Казанского совета по туризму. В 1992 году, судно ушло в Германию, где использовалось под гостиницу до 1995 года. Вернувшись в Ростов, с 1996 года и по сей день (2009), «НОВИКОВ-ПРИБОЙ» трудится под флагом круизной компании «Ортодокс», преимущественно с иностранными туристами на маршруте Москва – Санкт-Петербург (по ситуации на 2009 год - прим. автора). Заглянем же на борт.
Так и прошёл наш третий день на борту. Ничего особо интересного, о чём хотелось бы рассказать с нами не произошло, разве что мы стали свидетелями 2-х забавных эпизодов, произошедших с командой нашего лайнера. Первый случился с одной из наших бортпроводниц. Эта девушка была очень высокого, прямо-таки баскетбольного роста. И вот, в момент, когда она, заливаясь заразительным смехом, в очередной раз бежала по коридору наперегонки с другой проводницей, ей пришло в голову попытаться запрыгнуть с разбегу на спину подружке. Прыжок с победоносным криком был совершён, однако в высшей точке полёта, на пути девушки возник плафон лампы, подвешенный к потолку коридора. С оглушающим треском, голова нашей попрыгуньи подчистую смела осветительный прибор.
Мы замерли, готовые придти на помощь. Неужели травма или сотрясение? Но нет, после полуминутной заминки, ещё более заразительно хохоча, девушка продолжила свой маршрут, оставив разбираться с разбитым плафоном свою подругу.
Другой случай произошёл на корме у флагштока. Темнело. Два матроса пришли спускать флаг. Один был похож на Бивиса, другой напоминал Батхеда. Как вскоре выяснилось, не только внешне. Когда флаг уже был опущен, и оставалось лишь закрепить верёвку на флагштоке, один из молодых людей выпустил её из рук. Под тяжестью флага, конец верёвки взмыл вверх и остановился где-то на высоте 2 метров от палубы. Матросы произнесли что-то вроде «ааа.. типа…о…» Подумав пару минут, Бивис встал на поручень и попытался дотянуться до верёвки. В это время Батхед решил, не теряя времени даром отвязать флаг. От этих движений, конец верёвки дрогнул и взмыл к самой вершине флагштока. Дотянуться до него больше не представлялось возможности. Молодёжь уставилась на творение своих рук, похохатывая и переминаясь с ноги на ногу. Потом Батхед изрёк: «Хм, гм, типа, пойдём отсюда. Скажем, так, типа и было». Бивис завернулся во флаг и оба покрякивая удалились.
Из этих двух событий мы сделали вывод, что разгромят теплоход отнюдь не подвыпившие немцы. Команда «Алексея Силыча» вполне справится с этим сама. Ну а нас ждут следующий день и новые истории.
День четвёртый. Слава нашим бойцам.
Утро мы встретили в Волго-Донском канале.
В 12.00 мы подошли к Волгограду.
Признаться, я всегда любил Волгоград. И в этот раз мы получили большое удовольствие от прогулки по городу, и были рады, что он ждёт нас снова, через 2 дня, после Астрахани.
Ну и Мамаев Курган… Это нечто особенно грандиозное.
Я недолюбливаю, когда Подвиг русских солдат в Великой отечественной используют для спекуляций на тему лубочного патриотизма, но находясь на Мамаевом Кургане, я действительно начинаю восхищаться и… вновь и вновь восхищаться.
В Волгограде кажется абсолютно уместным всё это обилие монументов, панорам, скульптурных композиций, весь этот запечатленный в мраморе и граните героический пафос. В Волгограде он перестаёт быть пафосом, а становится мемориалом Великому народу, переломившему ход войны именно здесь, в тогдашнем Сталинграде, на берегу Волги. Вечная память…
В 19.00 взяли курс на Астрахань. Пройдя мимо причала с «ОМом-451», а также обойдя стоящего на рейде «АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО», и «МОСКВУ-199» с отдыхающими, «НОВИКОВ-ПРИБОЙ» набрал скорость и уверенно понёсся в сгущающиеся сумерки.
Спокойной ночи, благодарный Читатель!
День пятый. Ходовой день, мир во всём мире и кружевное бельё или много букв - мало фоток.
Ой, что это?
А это вот такой очаровательный психодел висел в нашей каюте под видом картины. Всё-таки "НОВИКОВ-ПРИБОЙ" - весёлый теплоход!
В это утро, мы с Кристиной решили поспать подольше. Не просто подольше, а прямо скажем долго. Аж до 12 дня. Ибо в предыдущие дни спали по 4-5 часов. Не тут-то было. Около 8 утра, под окнами нашей каюты собралась измученная нарзаном компания, состоящая из парней матросов и девушек бортпроводниц. С бойким матерком, ребята стали делиться приключениями прошедшей ночи. - "Прикинь, я её еле с постели поднял, иди говорю, работать! - Да ладно, свистишь! - Ну точно! Он приставал ко мне, но я отстояла бастион твоей чести. - Эй, и ты здесь? Ты посмотри, и вкусняшку такую он в одиночку хлещет!" Дальше было даже немного философии. - "Слышь, а ты чего бы себе пожелала, если бы всё могла? - Я бы пожелала себе белое-белое, кружевное-кружевное бельё. А потом загадала бы, чтобы был мир во всём мире!"
Потом, с 9 утра до 11 дня, с перерывами минут на 20 нам добросовестно стучали в дверь, с настойчивым предложением убрать нашу каюту. В конце концов, я вышел и попросил проводницу сделать это после 12 часов, в любое удобное для неё время. На что девушка радостно поведала мне, что на уборку им отведено время с 8 утра до 12 дня. После 12, они не работают. Я, привыкший, что уборка в каютах обычно производится во время экскурсий в городах, а в ходовые дни во время завтраков, обедов или по договорённости, был нешуточно удивлён. Ладно мы; опытные энтузиасты всё стерпят, а как же неубранные немцы? И главное, ладно если бы девушки бортпроводницы после 12 были заняты какими-то другими делами. Но увы, нет. А страдает кто? Правильно. Плафоны в коридорах.
Ну, да ладно. Припомнив, что обычно пишут тем, кому вздумается поворчать по поводу обслуживания в круизе, я успокоился. Что мне, в самом деле, больше всех надо что-ли? Круиз нам с Кристиной очень нравится. Теплоход, (несмотря на недочёты хороший), кормят (несмотря на недочёты) достойно, с погодой нам везёт (безо всяких недочётов). Что ж я к девчонкам привязался? Да и конце-концов, надо же им когда-то успевать выпивать пиво, регулярно закупаемое в городах.
Ай, яй, яй! А фотографий-то за весь этот день всего три! Зато концептуальные. Две с баржами, а одна с "инвалидкой"!
Кстати, жаль, что у нас не было перед Астраханью зелёных стоянок. Может быть это связано с интуровским рейсом, а скорее всего с тем, что для них так рано ещё не были готовы причалы.
Около 2 часов ночи, мы уже подошли к Астрахани и встали на рейд до утра. До новой встречи, дорогой читатель!
День шестой. Астрахань.
Вот какие зрелища нам открылись поутру.
Экскурсия по городу и кремлю должна была стартовать во второй половине дня. Мы решили воспользоваться этим для поездки на знаменитый Астраханский рыбный рынок.
И очень правильно сделали! Ибо, когда многих из наших немецких попутчиков позднее специально привезли на этот рынок, цены там разительно отличались от утренних. Рублёвые ценники были убраны под прилавок, и в ход пошли евро-договорные цены. К тому моменту, мы с Кристиной уже давно были счастливыми обладателями парочки копчёных балычков.
Затем, отправились на прогулку по городу. Всё было многолюдно, торжественно и празднично. Астраханцы праздновали первомай. Кстати, мы стали первыми речными туристами, ступившими на обновлённую, только что торжественно открытую Астраханскую набережную. Нам понравилось.
Город приятный, хотя и видно, что чистоту наводили специально к празднику. В любом случае, нынешняя милая Астрахань ни в какое сравнение не идёт с унылым и грязноватым городом образца 1990 года, годом моего первого и доселе последнего визита сюда.
А Астраханский Кремль – вообще один из моих любимых.
Вечером покидаем милую Астрахань. На причале остаётся вездесущий "АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ".
И много различного флота кругом.
А вот и знаменитый Астраханский паровой буксир. С борта и с берега. Насколько я понимаю, это судно до сих пор не опознано.
День седьмой. Что там, за поворотом?
И вот снова у нас ходовой день. Казалось бы, вот она, прекрасная возможность обсудить что-нибудь злободневное. Да, да, вот только злободневного особо-то и не осталось. Порассуждать об отсутствии путевой информации на русском языке? Да Бог с ним!
Теплоход идёт своим путём, мы, немцы и команда наслаждаемся отдыхом.
Сидя на палубе и созерцая природу нижней Волги, мыслями уносишься в прошлое. Думаешь о том, что родился чуть позже, чем хотелось бы. Ведь я только краешком детской памяти ухватил те времена, когда невозможно было предсказать, какое судно встретит тебя за поворотом реки.
Может быть «ВАЦЛАВ ВОРОВСКИЙ» сверкнёт солнечными зайчиками по стеклам рубки…
...быть может приземистый «коломенец» проскочит…
...а повезёт, так плеск колёсных плиц заставит тебя повернуть голову вслед настоящему колёснику...
Ну-ка, а это кто такой большой вдалеке?! Не видать пока? Приближается... А, так это же «СОВЕТСКИЙ СОЮЗ»! Привет-привет, рады встрече, сормовский Ветеран.
Нынче всё по-другому. Предсказуемо. «Чемоданы», «верблюды», «пузыри». И знаешь всех их наперечёт. А с Героями дней прошлых даже и повидаться при желании не выйдет. «СОВЕТСКИЙ СОЮЗ» на отстое в Пермском затоне, попробуй попади в его величественный двухярусный кинозал снова! «СПАРТАК» и «ВОЛОДАРСКИЙ» сожжены в Аксае. Последний «коломенец» «ПАМЯТЬ тов. МАРКИНА» умирает в Судаке.
Кого-то винить и зря сотрясать воздух уже давно не хочется. Просто хочется, чтобы изобрёл уже кто-нибудь, наконец, машину времени. Чтобы была возможность пройти маршрут Ярославль-Астрахань на «Володарском» в каюте безо всяких там удобств и фотографировать, фотографировать, фотографировать. А нынче что? Ну вот хотя бы за «ЗАРЮ» спасибо!
Между тем, солнце уже в который раз клонилось к закату.
Ой, а что это?
Надо спросить у команды «НОВИКОВА-ПРИБОЯ»!
День восьмой. Повторение – мать учения.
Прекрасным ранним утром 3 мая, мы снова были у пристани города Волгоград.
Это был тот самый случай, когда повторение – мать учения. Ибо в редкий город приходишь с радостью второй раз за 4 дня. Волгоград – такой город. Тем более, что на этот, второй визит, имелись планы и у нас и у немцев.
Немцы собирались на кладбище немецких солдат в Россошках. Мы же собирались посетить музей «Панорама Сталинградской битвы» (официальное название Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Сталинградская битва").
Скажу вам, это очень интересно. Будете в Волгограде – не пропустите!
После, просто прошлись по городу. Ну нравится нам Волгоград! Он умеет быть разным.
Настроение было отличным. Ведь завтра нам предстоял очень важный день в Саратове. Можно сказать, изюминка путешествия. Посещение парохода 737 проекта «СЕРГЕЙ АЛЫМОВ» - одного из двух таких пароходов с сохранившимися интерьерами; а также визит на головной сухогруз проекта «МАЛАЯ ДАНИЛИХА» - самое старое грузовое судно на Волге, находящееся на плаву!
Ой, что это?
Откуда мне знать?
Уходили мы из Волгограда с грустью, но и с позитивом на будущие победы!
Вслед за нами подходит "МИХАИЛ ШОЛОХОВ".
Ещё фото флота в Волгограде:
Обратите внимание, какая высокая вода!
В связи с насыщеностью предстоящего дня, мы приняли решение ложиться пораньше. Однако, наше внимание было привлечено к громкому шуму, доносившемуся из коридора главной палубы.
Представляем Вашему вниманию малобюджетный короткометражный психологический триллер «Прутик».
На «НОВИКОВЕ-ПРИБОЕ» путешествовала немецкая пара. Пожилые люди. Ему лет 70, ей около 65 лет. Вполне приятная и благообразная семья. Но вот в Сталинграде в тот день и он и она, вновь, как и немцы в 1942 году, натерпелись страху.
Поначалу она потерялась в городе. Знает только немецкий, ни слова даже по-английски. Конечно, началась паника. К счастью на её пути быстро попались наши попутчики ростовчане, и дама была сопровождена на борт.
Но это ещё ладно. Позже, её мужу пришлось похлеще. Эпизод с ним происходил на наших глазах.
Седовласый немец, вскоре после ужина зашёл в сувенирный киоск, находящийся в кормовом пролёте главной палубы. Видимо, на шестой день, матрёшки и пуховые платки всё же завладели его разумом. Именно зарывшись в эти платки, немец и не заметил, как продавщица закрыла киоск. И она (продавщица), тоже не заметила среди залежей сувенирной продукции перспективного покупателя.
Впрочем, закрыла она киоск не на ключ. А таким вот своеобразным образом (на фото завязка драмы – немец уже заперт, но ни мы, ни он не знаем этого).
Вскоре у немца зазвонил мобильник. Жена взволнованно сообщала, что ей необходима его моральная поддержка, после происшествия в Волгограде. Муж поспешил на помощь и наткнулся на заблокированную прутиком дверь киоска. Немец поднатужился и дёрнул на себя дверь. Прутик, казавшийся таким хрупким даже не дрогнул. Немец замер в недоумении и попробовал снова. Безрезультатно. Собрав все свои силы, он дёрнул в третий раз. Стены дрогнули, что-то скрипнула, прутик не пошевелился.
Нужно было видеть глаза немца, в тот момент, когда, находясь под Сталинградом, пусть и в 2009 году, человек рисковал потерять жену и свободу одновременно.
Я понял, что придти на помощь просто необходимо. Вынув прутик, я потянул дверь в другую сторону, на себя, открыл её и освободил немца... Вскоре привели и его жену.
Не знаю, соберётся ли этот немец в Россию ещё раз. Но в сувенирный киоск – я думаю – точно ни ногой.
Вспоминаю Марка Твена:
«Кошка, раз усевшаяся на горячую плиту, больше не будет садиться на горячую плиту. Впрочем и на холодную тоже не будет.»
Ложимся спать. «Штаны», наконец пройдены! Завтра Саратов! И заодно третья часть нашей «сумеречной саги»!
Продолжение не за горами...
Всегда ваш, Артём Андреевич
Также, прошу не пропускать прошлые интересные публикации нашего Канала: