Перекрестки - места, где ДТП происходят значительно чаще, чем на перегонах
Перекресток ( точнее место пересечения) ул. Калинина с ул. Индустриальной и ул. Меловая. - место, где часто происходят ДТП.
Причем подавляющая их часть происходит по одной и той же схеме - нарушение п.13 ПДД РФ. Проще говоря - "не уступают". Однако эти ДТП, судя по данным статистики, эти ДТП - "без пострадавших".
Чтобы понять, почему это происходит, давайте посмотрим на "бэкграунд".
Перекресток располагается на своебразной "мини-объездной". Места ДТП отмечены красными кругами.
Легенда к схеме
1- конец перегона. Дорога под уклон, видимость хорошая. Скоростной режим 80 км/ч. В середине перегона - камера ФВФ "на 60".
2 - железнодорожный переезд. В данном случае переезд ( совместно с переходом [3] ) является неким физическим элементом уравнивания скоростей. Многие перед переездом тормозят практически до 5 км/ч, так как переезды у нас сделаны далеко от идеала- это видно даже на фото. А ремонт подвески - удовольствие недешевое. Тем более за переездом - пешеходный переход.
3- пешеходный переход совместно с переездом [2] также является фактором снижения скорости автомобилей перед перекрестками. Причем с обеих сторон. Совместно эти два фактора [2] и [3] приводят к тому что в месте перекрестков перерывы между машинами снижаются практически до нуля. Особенно, когда поток достаточно плотный, как бывает в часы-пик. Многие стремятся "проскочить". Не всем это удается.
4 и 5 - сами перекрестки с с ул. Индустриальной и ул. Меловая. выезжающие с этих направлений машины должны уступать едущим по ул. Калинина. При этом, при "левом" повороте приходится контролировать сразу два потока - как в одну так и в другую сторону. причем в каждом потоке - по две полосы. С учетом того, что при после перехода разные водители разгоняются по-разному, а учитывая фактор наличия остановки [6] и дальнейшего сужения дороги в направлении ул. Октябрьская [7] с двух полос до одной - ситуация выезда с левым поворотом с ул. Индустриальной и ул. Меловая превращается в "русскую рулетку".
6 - остановка общественного транспорта. Она находится сразу за выездом с ул. Меловая. Соответственно в месте "выезда" автобусы замедляются практически до "нуля", а при выезде с остановки , . опять же, замедляют поток в месте выезда.
7. сужение дороги с двух полос до одной. Тоже элемент "сдерживания", который приводит к затруднениям при выезде. Основной поток перестраивается из двух полос в одну. Причем делает это заранее, некоторые еще до пересечения с ул. Меловой. Неразберихи добавляет еще и отъезжающие от остановки автобусы, которые в момент выезда тормозят поток "в ноль".
В целом перекресток очень неудобен для выезжающих с поперечных улиц, ведущих в массивы частных домов.
В итоге - что делать ?
Давайте сделаем светофор.
Решит ли он все проблемы? Прежде чем чем отвечать на этот вопрос, надо уточнить, что сложность этого участка, что это не обычный перекресток, где примыкающие улицы сходятся в одной точке, как на пример тут.
На рассматриваемом участке- два перекрестка практически слились в один. Ну или один перекресток разделился на два. Но суть от этого не меняется. Важно что примыкания к основной дороге второстепенных отнесены одна от другой, при это, это расстояние между ними недостаточно велико для "полноценных" двух перекрестков, но все же слишком большое для того, чтобы создавать проблемы в организации движения.
Дополнительная сложность еще и в том, что поток с примыкающих улиц непостоянен по времени, мал по сравнению с основным ( по Калинина) и слишком фрагментарен, Исходя их этого подобрать и запрограммировать режим работы светофора, который с большой долей вероятности "удовлетворит" основной поток - очень тяжело. И риск сделать хуже, чем было - весьма велик.
Давайте сразу оговоримся, что просто "расширить дорогу и все поедет" - тоже не станет решением. Для выезжающих с ул. Индустриальной это никоим образом не облегчит проблему выезда, как не решит и для выезжающих с ул. Меловой, лишь немного ее нивелирует за счет упорядочивания маневров едущих по "основной", ул. Калинина.
А что на земле? А вот что:
Решением мог бы стать аналог "вызывного" светофора для пешеходов - "умный светофор". Это такой светофор, который с помощью видеокамер – датчиков транспорта, установленных на пересечении, способен измерять загруженность направлений движения транспортных средств и пешеходов, и в зависимости от этой величины выбирать оптимальный режим работы светофора. Это решение обладает рядом неоспоримых преимуществ. Более того, оно применяется в том числе у нас в городе (привет буквам АУ на светофорах). Но это решение достаточно недешевое.
Но неужели это самый важный перекресток во всей белгородской агломерации, что надо закапывать такие деньги именно в этом месте? Ведь эффективность вложения бюджетных средств никто не отменял. И если эти деньги ( на умный светофор) все же есть, то, мне думается, стоит их потратить на более важный для города перекресток.
Затянем петлю.
Более дешевым решением могло бы стать решение с применением петлевого индуктора транспорта (или ,по-простому "петель"), установленных на примыкающих улицах.
Когда на примыкающих улицах нет машин - основному потоку горит "зеленый", поперечным - "красный"
Когда же к перекрестку со стороны второстепенной дороги подъезжает автомобиль, детектор, "видя" этот автомобиль, на определенное время включает "красный" основному потоку, выпуская автомобиль со второстепенной дороги
При этом как время остановки основного потока, так и степень и загрузки и частоту включения "зеленого" на второстепенных дорогах - можно программировать и менять.
Это решение более дешевое и простое в эксплуатации, хорошо себя зарекомендовавшее в подобных ситуациях.
Однако, если мы делаем перекресток регулируемым, надо еще обязательно учитывать наличие двух пешеходных переходов.
Сейчас они располагаются за пределами перекрестков, что неправильно, и при переустройстве этого участка необходимо будет предусмотреть и мероприятия по оптимизации пешеходного движения.
Так же, если уж делать - то делать в комплексе и хорошо - то есть предусмотреть синхронизацию работы нового светофора с семафором, чтобы останавливать поток по Калинина со стороны ул. Октябрьской в случае движения поезда перед перекрестками и не запирать возможность выезда с ул. Индустриальная и Калинина.
Возможно удастся сделать островок с зоной безопасности для выезжающих авто. Но на сколько авто его делать: на одну, две больше? Еще надо учесть близость переезда. И что делать , если "островок" будет занят, но какой-то торопыга выедет с прилегающих улиц и заблокирует ул. Калинина в час-пик? В общем , не все так однозначно. надо считать, чертить, предлагать
Что еще можно сделать для повышения безопасности ? Больше обращать внимание на воспитание собственного терпения и взаимоуважения на дороге. Не всегда стоит "давить тапку" с каменным лицом, уверяя себя что "я на главной, остальные - пусть ждут" .
ЗЫ: Спасибо за помощь в подготовке материала ЦОДД г. Белгорода.