Найти в Дзене
But life goes on

Любимая теща.

Вот история моей дорогой тещи Елизаветы Павловны Соловьёвой (Поповой), история превращения веселой, озорной, бесстрашной, бронзововолосой певуньи-красавицы в сломленную, усталую, отягощенную болезнями, не всегда адекватную женщину. Родилась Лизонька Попова в городе Оса Пермской губернии, в семье потомственного уральского рабочего сталелитейщика Алексея Даниловича Попова, о, котором я уже писал. Как семья перебралась из Ревды Екатеринбургской губернии в Осу Молотовской губернии я так и не выяснил. Знаю только, что именно в Осе А.Д. Попов был избран делегатом 16 съезда партии, а затем и арестован, когда Лизе было всего 7 - 8 лет. Жена арестованного Екатерина (мать Лизы) почти сразу развелась с „врагом народа“ и вышла замуж за П.И. Байдина, у которого уже была дочь Рита. Какова была жизнь у маленькой Лизы можно только догадываться (падчерица, нянька), но в 14 лет она уехала из семьи в Пермь (Молотов), где устроилась на крупнейший местный завод - Завод № 19 имени И. В. Сталина, в последств

Вот история моей дорогой тещи Елизаветы Павловны Соловьёвой (Поповой), история превращения веселой, озорной, бесстрашной, бронзововолосой певуньи-красавицы в сломленную, усталую, отягощенную болезнями, не всегда адекватную женщину. Родилась Лизонька Попова в городе Оса Пермской губернии, в семье потомственного уральского рабочего сталелитейщика Алексея Даниловича Попова, о, котором я уже писал. Как семья перебралась из Ревды Екатеринбургской губернии в Осу Молотовской губернии я так и не выяснил. Знаю только, что именно в Осе А.Д. Попов был избран делегатом 16 съезда партии, а затем и арестован, когда Лизе было всего 7 - 8 лет. Жена арестованного Екатерина (мать Лизы) почти сразу развелась с „врагом народа“ и вышла замуж за П.И. Байдина, у которого уже была дочь Рита. Какова была жизнь у маленькой Лизы можно только догадываться (падчерица, нянька), но в 14 лет она уехала из семьи в Пермь (Молотов), где устроилась на крупнейший местный завод - Завод № 19 имени И. В. Сталина, в последствии Пермский моторостроительный завод. Было это в страшном 1937 году. Там же она вступила в Комсомол. А затем началась война, и Елизавета Павловна Попова, имея бронь, как работающая на оборонном заводе, в 19 лет, упорно добивалась в Сталинском РВК, чтобы ее отправили на войну. И в 1942 году она этого добилась. Ее мобилизовали в краснофлотцы КБФ и направили в осажденный Ленинград в состав Морского Арсенала, склад боезапаса 146 БФ, который сначала базировался в Большой Ижоре, а затем был переведен в Ленинград в район ЦПКО. Это было судьбоносное решение - событие, определившее дальнейшую жизнь, как самой Е.П. Поповой, так и всей ее семьи и моей любимой жены. Вот так бывает. У человека есть несколько поворотных, решающих событий, определяющих дальнейшую судьбу и череду последующих событий. Вот несколько эпизодов, событий из боевой жизни Лизы Поповой, а уже с 1943 года Соловьевой Елизаветы.

Дата поступления на воинскую службу - 7 июня 1942 года. Лиза была направлена в Первый Балтийский Флотский Экипаж в звании краснофлотец, а затем была зачислена на склад боезапаса 146 КБФ (Морской арсенал), где прошла курсы обучения специальностям нового пополнения краснофлотцев - девушек, организованные с 10 июня, которые и закончила 20-го августа, и была зачислена в санитарное отделение, а в последствие стала командиром санитарного отделения.

На фото: матросы - девушки после окончания курсов. 20.08.1942

Пожалуй самое примечательное событие со смертельным риском случилось 28 апреля 1943 года. Сильный артиллерийский обстрел города. Часть вражеских снарядов разорвались на площадке „Елагин остров“. Убит один солдат, ранено три человека.

„Арсенальцы с огнетушителями в руках и подручными средствами стали энергично бороться с огнем, ежеминутно рискуя погибнуть от взрыва своих же снарядов. Вскоре на помощь смельчакам прибежала внештатная санитарная дружина. Самоотверженно трудились на тушении пожара санитарки Лиза Попова, Женя Гуженок, Наташа Паутова и Тамара Пожиг.“ (Это выдержка из книги арсенальца И.Ф. Салыганова „Морской арсенал на защите Ленинграда“ 1997.)

На помощь пожарной команде 53 подоспело „санитарное отделение матроса Лизы Поповой (Соловьевой).“

„18 июня 1943 года командующий КБФ адмирал Трибуц подписал приказ о награждении нагрудным знаком „Отличник ВМФ“ командира санитарного отделения матроса Е.П, Поповой. А в июле 1943 года Е.П. была награждена медалью „За оборону Ленинграда“ (Это из воспоминаний начальника 53-й пожарной команды Н.Р. Космынина). Очевидно в это же время Елизавете присвоено звание „старший матрос“.

Есть у меня два два портрета Е.П. того времени. Вот этот, как мне кажется, сделан в начале ее службы. Лихая, заводная девчонка, певунья. Думаю, „зажигала“ она не слабо, не мало сердец краснофлотцев затронула.

-2

А вот вторая, строгая, с медалью на груди - это уже в конце службы, закаленная в „боях“, повидавшая всякого Женщина.

-3

А теперь о личной жизни. В пожарной инспекции Арсенала служил Виктор Соловьев („…но был самый отчаянный шофер, звали Виктор его Соловьев“ - переиначил любимую песню В.Н. Соловьева, но об этом потом)

-4

Очень плохая и очень редкая фотография, но все-таки видно, как счастливы эти двое, будущие родители моей Людочки. Мне так представляется, близко познакомились они, участвуя в художественной самодеятельности. Да, в Арсенале была такая. Отмечались праздники с песнями, плясками, отмечались успехи наших войск, давались концерты с выездом на объекты. Активно принимали участие во всем этом Лиза Попова и Виктор Соловьев. Я вспоминаю, как однажды, я теперь не помню, кто конкретно, а может быть оба, рассказывали, как они бегали в самоволку на свидания. Война войной, а Любовь брала своё. Вообще поразительно то, что многие ветераны войны в своих воспоминаниях о днях воины считают, то это было самое счастливое время. Служение общему праведному делу, ощущение собственной востребованности и значимости, ну и молодость, наконец. Потом, когда они сняли форму, многие из них снова превратились в винтики, шестеренки государственного механизма, потеряли многие личностные характеристики. Говорят, что униформа обезличивает, но я так не считаю. Она прежде всего определяет служение общему делу, востребованность, значимость личности. У меня нет точных сведений, лишь косвенные. Но я думаю, что еще до конца 1943 года они поженились, а сразу после снятия блокады Ленинграда у Е.П. началась первая беременность. Из документов видно, что Е.П. Соловьева демобилизовалась 26.08.1944. (на седьмом месяце) в звании старший матрос и встала на учет в РВК по месту прописки своего мужа (Приморский РВК). 22-го сентября была освобождена Главная база Балтийского флота Таллин, и Виктора Соловьева перевели на старое место службы - Противопожaрная служба тыла ТМОР, Таллинский Арсенал, куда, а именно в Таллин, переехала и Елизавета Соловьева. Рожать Елизавета Павловна поехала к маме своей в Осу. А 8-го октября родился сын Вовочка. Он не долго прожил. Может быть сказался тяжелый переезд, может быть общие тяготы военной жизни, но уже после Победы, 03.09.1945 года он умер, оставив неизгладимый след горя в семье Соловьевых. Это была не последняя смерть детей Елизаветы Павловны. В 1971 году умерла Тамарочка, в 2008 году умер младший сын Женя, правда уже, когда Елизаветы Павловны не было в живых. К счастью моему, жива моя прекрасная Людочка, и я уверен, что мы еще поживем. Думаю, что эти ужасные события, плюс к этому переезд из Старой деревни на Васильевский остров в коммунальную квартиру с проблемными соседями не могли не сказаться на здоровье моей дорогой тещи и, наверное, ее детей. Я еще хорошо ее помню в начале нашего знакомства. Это была прекрасная женщина, очень добрая, готовая помочь, посочувствовать. Например, нашим с моей женой первым жилищем была полуподвальная комната, которую нам „подарила“ Елизавета Павловна, поступив на работу в районный паспортный стол. Всегда с нежностью вспоминаю это время. Нам с Людочкой было там хорошо!

-5

Потом, несмотря на свое очень неплохое уральское здоровье, болезни и печальные события стали брать свое. Но еще долгое время, когда собирались гости и когда по их просьбе снималась со стены гитара, и супруги Соловьевы соглашались попеть, в их голосах звучали те времена, когда они были счастливы, как это не парадоксально в страшные времена Войны. Помню их любимые песни: „Запоют подруги о разлуке…..“, „В глубокой теснине Дарьяла…“, „Синенький скромный платочек…“. А потом еще горе - 16.10 1991 года умер Виктор Николаевич, который, несмотря на последние разногласия в семье, был, по моему мнению, стержнем этой семьи, цементом, который крепил семью, не смотря ни на что. Я помню горькую обиду Елизаветы Павловны: „Как он мог?!“. Не стало Елизаветы Павловны в 2004 году. Умирала она тяжело.