Здравствуйте, уважаемые читатели. Представляю вашему вниманию подборку с обзором космической фантастики. Сегодня, это будет переводная фантастика. Главной ее особенностью – квалифицирующим признаком станет то, что это современная фантастика, написанная в нашем столетии. Постарался выбрать книги известных фантастов. Ну и… поехали.
Аластер Рейнольдс «Пространство Откровения» (2000 г.)
Начну обзор с дебютного романа одного из самых значимых фантастов современности Аластера Рейнольдса «Пространство Откровения», давшего начало большой одноименной космооперной эпопее автора, и являющегося первой частью Трилогии об ингибиторах, входящей в цикл.
Для начала определимся со значимостью. Наверное, многие из читающих данный обзор могут задаться вопросом: «а кто это вообще»? Другие же согласятся с тем, что Рейнольдс входит в когорту ведущих фантастов современности. В данной дихотомии нет ничего странного. Таковы особенности современности: увеличение предложения, как в самой фантастической литературе, так и других сферах массовой (да и не массовой) культуры; уменьшение популярности НФ, клиповое мышление, когда проще посмотреть что-нибудь коротенькое и т.д. Эти и другие факторы и явления привели к тому, что мастеров современной мировой НФ знают даже не все любители жанра. К примеру, вы можете читать отечественных авторов нулевых: Дивова, Лазарчука, Громова, Орлова, Ливадного и т.д. (нужное подчеркнуть) и давно забросить зарубежку. При этом, некоторые такие читатели могут безапелляционно утверждать, что переводная фантастика давно кончилась, ничего там интересного нет. А другие любители фантастики так же безапелляционно утверждают, что фантастики нет уже лет тридцать, примерно с того времени, как они сами перестали читать книги Стругацких, Лема, Хайнлайна, Саймака, Шекли, Гаррисона и др. Третьи вообще начали с "проды" на литературных сайтах и знать не знают об аксакалах прошлого. В общем, несмотря на то, что фрагментарность рулит, Рейнольдс и другие два автора, про чьи книги буду рассказывать, являются одними из наиболее значимых представителей современной научной фантастики. Думается, подчеркнуть это будет не лишним.
Итак, «Пространство Откровения». Оригинальная вещь, особенно если начать разбираться с анализом книги и пробовать писать рецензию. Так, к примеру, автор приоткрывает завесу глобального и объемного космического будущего человечества, с использованием биотехнологий в эпизодах на планете Йеллоустоун, разделением человечества на разные ветви и группы, на примере фракции ультрас, необычными инопланетными расами, такими как жонглеры с океанических планет и т.д. Но это обо всех этих чудесах космоса Рейнольдс докладывает читателю вскользь, не акцентируя внимание. В четырех пятых объема произведения, события происходят на отдаленной колонии Ресургем и космическом корабле ультрас «Ностальгия по бесконечности».
При всем, при том, многие упоминаемые явления и описываемые события вообще не важны в контексте сюжета романа. Они являются скорее прологом и введением в большой одноименный цикл. Так что, если вы возьметесь читать книги серии «Пространство Откровения», то в начале следует изучить одноименный роман. Даже несмотря на то, что многие книги, по хронологии цикла описывают более ранние события, чем в дебютном романе.
Язык повествования можно назвать вязким. Ты словно утопаешь в нюансах тех или иных эпизодов и начинаешь терять нить происходящего. Так, к примеру, когда Дэн Силвест вспоминает о событиях своего прошлого, когда он с Карин Лефевр исследовал пространства откровения, отходят на второй план основная канва повествования, с мятежом на Ресургеме, ожиданием прибытия корабля ультрас, линией Илии Вальевы и Анны Хоури и т.п. Хотя, это лишь отступление, вставка в роман. И такого в книге много. Лично меня, кстати, данные моменты не отвлекли от чтения и понимания сути прочитанного. Простой фантастики с линейным сюжетом хватает.
Зато, когда все сюжетные линии сводятся в одну, проявляется и динамичность сюжета, и его напряжённость. Что характерно, накал событий сочетается с поворотом сюжета в сторону строгой научной фантастики. Ну а вообще, как свойственно всей современной НФ, для романа «Пространство Откровения» характерно смешение направлений. Здесь присутствуют и мотивы приключенческой фантастики, и нотки космооперы, и элементы hard science fiction, и, даже, что-то сходное с жанром триллера.
Остается дать краткую аннотацию «Пространства Откровения». ХХVI век. Человечество давно вышло в космос и основало колонии у других звезд. В колонии Ресургем поднимается мятеж против главы Дэна Силвеста, чьи помыслы связаны с исследованием культуры загадочной расы амарнтийцев – канувших в лету аборигенов мира Ресургем. В мире Йеллоустоун наемница Анна Хоури получает задание от таинственной нанимательницы, выступающей инкогнито. Она должна войти в экипаж звездолета секты ультрасов «Ностальгия по бесконечности». В то же время, один из триумвиров (старших офицеров) «Ностальгии по бесконечности» Илиа Вольева подыскивает кандидатуру оружейника. После чего, звездолет должен взять курс на Ресургем, чтобы найти Силвеста. Много лет назад, Дэн Силвест помог ультра, облегчив участь капитана Браннигана, командующего «Ностальгией по бесконечности», подхватившего крайне неприятный вирус. Командиру звездолета ультра вновь требуется помощь ученого. Планы Вольевы и других триумвиров отвечают интересам Хоури и ее нанимательницы.
Тимоти Зан «Сверхдальний перелет» (2005)
Скорей всего, лучше было бы в компанию к фантастике Аластера Рейнольдса добавить произведение Питера Гамильтона, Энн Леки, Энди Вейера и других авторов, использующих в космической фантастике допущения строгой Н.Ф. Тем более, что третьим произведением подборки будет космооперный роман Иэна Бэнкса «Алгебраист». Но я люблю разнообразие. Потому, под одной тематикой стараюсь объединять в подборках разнообразную фантастику. Роман Тимоти Зана «Сверхдальний перелет» относится к космической фантастике. Только, это космическая фантастика иной галактики иного времени, то есть относится к расширенной Вселенной Звездных войн, как сказали бы в додиснеевские времена (сейчас, правильней отнести данную книгу к Легендам Звездных войн). Если к космической опере ЗВ-литература вполне относится, то говорить применительно к ней о строгой sci-fi (научной фантастике) не приходится. Думается, объяснять почему не нужно. Обзор ЗВ-фантастики является также постоянной темой моего канала. Так что, пусть будет.
Что касается романа Т. Зана «Сверхдальний перелет», то он мне дюже не понравился. Если бы не уделял Звездным войнам постоянного внимания, не стал был писать о нем. Не сильно хочется занимать ваше время разборами минусов и недостатков. Но, обо всем по порядку.
События «Сверхдальнего перелета» происходят между первым и вторым эпизодами трилогии приквеллов, за несколько лет до начала Войн клонов. В республике затевается проект исследования неизведанных регионов галактики. Для этих целей строится гигантский исследовательский корабль, на борту которого находятся колонисты, исследователи, джедаи и т.д.
В это же время, небольшой кораблик контрабандистов, в тех самых регионах, куда должен направится корабль проекта «сверхдальний перелет», захвачен представителями неизвестного флота. Его экипаж: Жорж Кар'дас, Дубрак Кеннто, и Марис Фераси оказались в плену у расы синекожих гуманоидов, сильно похожих на людей. Предводительствовал у последних некто Митт’рау’нуруодо, или Траун. И это было первое, по хронологии легендариума ЗВ, появление на сцене знаменитого, в недалеком будущем, имперского адмирала. В республиканском секторе за предстоящим перелетом маячит заговор коварного канцлера Палпатина. А расе Трауна – чиссам угрожает экспансия из далеких и неизведанных глубин космоса. Со всем этим предстоит разбираться молодому командиру флота Доминации чиссов Трауну.
Что сказать о данной фантастике?! Во-первых, бросается в глаза нереализованность многих сюжетных задумок. С теми же интригами Палпатина. Да и вообще, присутствие здесь самых известных персонажей иной галактики иного времени вроде Энакина, Оби-вана и Дарта Сидиуса притянуто за уши. Также, есть достаточно явственные логические несостыковки. Например, исследовать неизведанные регионы космоса собирается специальная экспедиция, на специальном корабле. В это же время, туда на небольшом кораблике добирается, пусть и случайно, троица контрабандистов. Вполне спокойно потом там оказывается и силы, подстрекаемые верховным лордом ситхов. Зачем спец. звездолет в таком случае, то бишь этот самый «сверхдальний перелет»?! Но это все, в принципе, терпимо.
Самая главная «беда» книги заключается в том, что диалоги Тимоти Зана просто невозможно воспринимать на серьёзных щах. Кажется, что ты читаешь не современную космооперную фантастику, а мультик в духе «Космические спасатели лейтенанта Марша». Понятно, что в иной галактике иного времени условностей чуть больше, чем в обычной космической фантастике. Здесь не нужно обращать внимание на особенности ксенопсихологии и ксенобиологии (иных рас), физические характеристики планет, состав атмосферы и ее пригодность для дыхания и много чего еще. Но все таки любой сеттинг можно сделать умным, интересным. Как в случае сериалов «Мандалорец», «Андор». Или завораживающим, с неповторимой атмосферой, как в книгах Дрю Карпишина. Там ведь тоже персонажи прямолинейны, а их диалоги похрамывают. Но атмосфера тайн ситхов и джедаев, обрядов, обычаев, обретения Силы и т.п. обволакивает и заставляет признать, что да, это Звёздные войны. У Тимоти Зана в романе «Сверхдальний перелет», на мой взгляд, не получилось. Впрочем, мое мнение ценно также, как и мнение любого другого любителя фантастики. Уверен, что у данной книги есть свои поклонники.
Иэн Бэнкс «Алгебраист» (2004)
К фантастике валлийского писателя Аластера Рейнольдса, добавим в подборку произведение шотландца Иэна Бэнкса (к сожалению, в 2013-ом году Бэнкс переместился в иные миры). В романе И. Бэнкса «Алгебраист», как в «Пространстве откровения» А. Рейнольдса, основной локацией повествования является ограниченное пространство. События, главным образом, происходят в звездной системе Юлюбиса: на планетах Наскерон и Сепекта. Но вместе с этим, автор приоткрывает перед читателем галактику, описывает ее прошлое и настоящее во всем ее глобальном масштабе. Миллиарды лет разные расы выходят в космос и осваивают его, основывают могущественные межзвёздные державы, или альянсы. Но вечность и уйма лет неумолимо приводят к их закату и небытию. На место одних народов приходят другие. Например, люди. Земное человечество и многие другие разумные расы галактики относятся к классу короткоживущих, быстрых существ. Как правило, сфера их интересов лежит в освоении маленьких, кремниевых миров. Таких, как Земля. Однако, параллельно, на многочисленных газовых гигантах возникла и расцвела другая жизнь. Так называемые насельники относились к классу медленных разумных. Они жили тысячи и миллионы лет и ко времени описываемых событий, освоив мириады миров, не стремились к экспансии.
Собственно, если условно отбросить достаточно напряженный и интересный сюжет, то «Алгебраист» можно считать книгой о насельниках, древней и невероятно устойчивой расе. Скорей всего, посвящу им отдельный обзор в рубрике о самых интересных инопланетянах фантастики. Единственное, что подчеркну: устойчивость цивилизации насельников на Наскероне, да и других газовых гигантах галактики, основана не только на долгожительстве. Насельники более анархичны и менее социализированы, чем мы. С другой стороны, обязательства в имеющихся социальных отношениях соблюдаются индивидами так, что зачастую не требуют формального закрепления в виде указов, законов, контроле официальных органов и т.п. В общем, что-то типа гандов из культовой повести Эрика Фрэнка Рассела, только на инопланетный лад. Прикольные ребята.
Кроме насельников, в книге присутствуют и иные разумные (ну и люди, конечно). Они, как и насельники, не сильно похожи на потомков землян, а их цивилизация в общественном плане представляют собой уникальные культуры. В общем, твердая научная фантастика является основой книги. Плюс к этому, имеет место быть и косомооперная составляющая, особенно проявляющаяся ближе к финалу.
Удивительно, что Бэнкс смог создать масштабную вселенную в одном романе, без продолжений. К тому же, получилось достаточно увлекательно, нет такого, как, к примеру, в «Пространстве откровения», когда временами выпадаешь из сюжета. Хотя длинных описаний тоже хватает. Классная фантастика, на мой взгляд, конечно.
Ну и в заключение, пару слов в качестве аннотации. Прологом романа стал эпизод с приключениями четырех молодых людей на планете Сепекта. Один из них струсил в ситуации, когда его выбор и действия могли спасти жизнь, что отразилось на всех них, на протяжении многих лет.
Прошло время, молодой наблюдатель Фассин Таак, подававший виды в своем клане, как будущий неординарный ученый, был внезапно призван на службу в органы власти Меркатории – огромного межпланетного объединения, включавшего тысячи миров и рас (в том числе и планету Сепекта, откуда родом был Таак).
Еще через какое-то время, обнаружилось, что правитель звездного объединения Эпифания – 5 Люциферус двинул свой флот в систему Юлюбиса. Люциферус прознал, что у насельников Наскерона имелся некий артефакт, список или формула, приоткрывающий тайну гипотетической сети гиперпространственных тоннелей. Тот, кто завладевал «насельническим списком» мог получить решающее преимущество в галактике. Фассин Таак послан начальством на Наскерон, чтобы разгадать тайну списка, до прибытия кораблей Люциферуса. Также формируется и флот Меркатории, который должен отправиться на выручку обитателям Сепекты.
На этом на сегодня все. Спасибо за внимание, читайте фантастику.
Для справки: уведомления (ссылки) о публикации новых постов и статей Интересной фантастики, оперативно размещаются в ОК - сообществе канала: https://ok.ru/group/70000000139527