Портреты Дмитрия Левицкого — это галерея образов высокого Просвещения. Его серия смольнянок[1] — это гимн школе как главному учреждению заложенному Петром и подхваченному Екатериной европейскому Просвещению, орудием которого становятся науки и искусства. В стенах Смольного института взращивается женщина будущей эпохи. Упражнения в благородных занятиях науками и искусствами возводят любопытно поблескивающих веселыми глазками «чернушек» (Портрет Феодосии Степановны Ржевской, в замужестве княгине Голицыной, и княжны Настасьи Михайловны Давыдовой. 1772, ГРМ) на вершины интеллекта и артистизма, на которых пребывают выпускницы — Екатерина Молчанова и Глафира Алымова (Портреты Е. И. Молчановой и Г. И. Алымовой. Оба — 1776, ГРМ). Портреты Левицкого — это уже блестящая страница энциклопедии русского просвещенного общества, и прежде всего тех его слоев, в которых к концу XVIII столетия сформировалась дворянская интеллигенция и родилась русская культура золотого пушкинского века. Среди героев Лев