Советское кино было разным: глубокие драмы, лёгкие комедии, детские сказки и эпические исторические фильмы. Но все они объединялись одной общей чертой – неподдельной искренностью. Это то, чего порой не хватает современному кинематографу. Возможно, именно поэтому многие до сих пор с трепетом вспоминают эти фильмы.
За кадром «Деловые люди»: любопытные факты со съемок
Незадолго до того, как Леонид Гайдай отправился в Крым для съемок своей шестой киноленты «Деловые люди», советские зрители впервые увидели американский вестерн «Великолепная семерка». Этот фильм произвел фурор: билеты в кинотеатры раскупались моментально, а из-за огромного интереса его даже демонстрировали на стадионах. Вдохновленный этим ажиотажем, Гайдай решил, что советское кино вполне может предложить свою версию подобной истории.
После короткометражного хита «Пес Барбос и необычный кросс» режиссер всерьез задумался о смене жанра. Несмотря на успех знаменитой троицы — Труса, Балбеса и Бывалого, — он хотел попробовать себя в серьезном кинематографе. Однако директор «Мосфильма» Иван Пырьев был уверен, что комедийный талант Гайдая нельзя упускать. Он предложил режиссеру поработать над адаптацией произведений О. Генри. Гайдай согласился, выбрав три новеллы: «Вождь краснокожих», «Родственные души» и «Дороги, которые мы выбираем».
Отбор актеров
История начиналась с новеллы «Дороги, которые мы выбираем», выполненной в жанре вестерна с погонями и перестрелками. Однако Гайдай, вдохновленный «Великолепной семеркой», понимал, что необходимо создать аутентичное и увлекательное зрелище.
Кастинг стал сложной задачей. Для вестерна требовались новые лица, которые не ассоциировались бы с прежними проектами режиссера. На главные роли были выбраны Владлен Паулус и Александр Шворин — талантливые актеры, но без ярко выраженного кинематографического багажа.
Во второй и третьей частях картины появились уже знакомые публике артисты. Юрий Никулин, известный по фильмам «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики», сыграл в новелле «Родственные души». Его партнером стал Ростислав Плятт, чья работа в «Женихе с того света» была высоко оценена зрителями, но фильм почти не показывали.
Третья новелла, «Вождь краснокожих», собрала других звезд. Георгий Вицин исполнил роль мошенника Сэма, а его напарником стал Алексей Смирнов, известный своей скромностью и ранимостью. На роль отца похищенного мальчика пригласили Георгия Милляра, который раньше часто играл сказочных персонажей, таких как Кощей или Баба-Яга. В фильме Гайдая он удивил всех своей убедительностью в образе интеллигентного американца.
Поиски Джонни и съёмки в Крыму
Самая сложная задача стояла перед создателями фильма — найти исполнителя роли Джонни, мальчика, ставшего главным героем третьей новеллы. Рассматривалась даже кандидатура 31-летней Надежды Румянцевой, актрисы-травести, однако Гайдай сомневался, что в кино она сможет правдоподобно изобразить ребенка.
Все изменилось в последний момент: один из членов съемочной группы нашел Сережу Тихонова и привел его на пробы. Стоило мальчику появиться в студии, как Гайдай без колебаний понял — перед ним тот самый Джонни, которого он искал.
К сожалению, судьба Сергея Тихонова оказалась трагичной. После съемок в «Деловых людях» он сыграл еще две запоминающиеся роли: Мальчиша-Плохиша в «Сказке о Мальчише-Кибальчише» (1964) и хулигана Утюга в «Дубравке» (1967). Однако актерская карьера не успела раскрыться в полной мере. В 1972 году, едва достигнув 22-летнего возраста, Сергей погиб в результате несчастного случая, попав под трамвай.
Съемки проходили в Крыму. Белая скала и окрестности Бахчисарая стали техасскими прериями, а сцены ночного города снимались в Москве. В маленьком поселке, неподалеку от Белогорска, съемочная группа жила у местных жителей. Сергей Тихонов делил жилье с Георгием Вициным, который, несмотря на плотный график, почти не общался с окружающими.
Молодой Сергей быстро подружился с местной детворой, но его озорство нередко доставляло хлопоты. Однажды он сорвал все персики с соседского дерева, хотя плоды были неспелыми. Конфликт с местным мальчишкой закончился для Сергея травмой носа, но гримеры смогли скрыть следы драки.
Юные жители поселка особенно интересовались Алексеем Смирновым, ведь у его персонажа был пистолет и патронташ. Мальчишкам удалось украсть патроны, однако они оказались ненастоящими, что вызвало их разочарование.
Юмор и атмосфера Гайдая
Леонид Гайдай ощущал духовное родство с О. Генри. Оба мастера умели коротко и с юмором рассказывать о серьезных вещах. Более того, их объединяла любовь к кошкам: писатель приносил домой бездомных животных, а режиссер с удовольствием снимал их в своих фильмах.
Гайдай намеренно сделал фильм черно-белым, подражая стилистике классических американских вестернов. Несмотря на опасения создателей, что фильм может не пройти цензуру из-за «негативных» героев, худсовет принял картину. Аргументом стало то, что «Деловые люди» обличают, а не воспевают американские нравы.
Премьера и наследие фильма
«Деловые люди» вышли на экраны 27 мая 1963 года. Хотя кассовые сборы уступили «Великолепной семерке», зрители тепло приняли ленту. Шаловливых мальчишек с тех пор часто называли «вождями краснокожих».
Двадцать лет назад фильм был реставрирован и вновь обрел популярность. Сегодня «Деловые люди» остаются одной из любимых работ Леонида Гайдая, отражая его уникальное чувство юмора и мастерство.
Посмотрите и другие тесты на канале «Назад в СССР»:
Даже если вы не поклонник советских фильмов, стоит попробовать взглянуть на них с другой стороны. В них скрыто множество подсказок о культуре, истории, человеческих взаимоотношениях.
Каждая такая картина – не просто сюжет. Это атмосфера времени, её характер и настроение. И пусть с момента создания этих фильмов прошло уже несколько десятков лет, они всё ещё актуальны. Ведь главные ценности – доброта, дружба, любовь – не стареют.