Найти в Дзене
Назад в СССР

Какой фильм лишний? Тест

Советское кино было разным: глубокие драмы, лёгкие комедии, детские сказки и эпические исторические фильмы. Но все они объединялись одной общей чертой – неподдельной искренностью. Это то, чего порой не хватает современному кинематографу. Возможно, именно поэтому многие до сих пор с трепетом вспоминают эти фильмы. Незадолго до того, как Леонид Гайдай отправился в Крым для съемок своей шестой киноленты «Деловые люди», советские зрители впервые увидели американский вестерн «Великолепная семерка». Этот фильм произвел фурор: билеты в кинотеатры раскупались моментально, а из-за огромного интереса его даже демонстрировали на стадионах. Вдохновленный этим ажиотажем, Гайдай решил, что советское кино вполне может предложить свою версию подобной истории. После короткометражного хита «Пес Барбос и необычный кросс» режиссер всерьез задумался о смене жанра. Несмотря на успех знаменитой троицы — Труса, Балбеса и Бывалого, — он хотел попробовать себя в серьезном кинематографе. Однако директор «Мосфиль
Оглавление

Советское кино было разным: глубокие драмы, лёгкие комедии, детские сказки и эпические исторические фильмы. Но все они объединялись одной общей чертой – неподдельной искренностью. Это то, чего порой не хватает современному кинематографу. Возможно, именно поэтому многие до сих пор с трепетом вспоминают эти фильмы.

фотоколлаж - Какой фильм лишний? Тест
фотоколлаж - Какой фильм лишний? Тест

За кадром «Деловые люди»: любопытные факты со съемок

Незадолго до того, как Леонид Гайдай отправился в Крым для съемок своей шестой киноленты «Деловые люди», советские зрители впервые увидели американский вестерн «Великолепная семерка». Этот фильм произвел фурор: билеты в кинотеатры раскупались моментально, а из-за огромного интереса его даже демонстрировали на стадионах. Вдохновленный этим ажиотажем, Гайдай решил, что советское кино вполне может предложить свою версию подобной истории.

кадр из фильма «Деловые люди»
кадр из фильма «Деловые люди»

После короткометражного хита «Пес Барбос и необычный кросс» режиссер всерьез задумался о смене жанра. Несмотря на успех знаменитой троицы — Труса, Балбеса и Бывалого, — он хотел попробовать себя в серьезном кинематографе. Однако директор «Мосфильма» Иван Пырьев был уверен, что комедийный талант Гайдая нельзя упускать. Он предложил режиссеру поработать над адаптацией произведений О. Генри. Гайдай согласился, выбрав три новеллы: «Вождь краснокожих», «Родственные души» и «Дороги, которые мы выбираем».

Отбор актеров

История начиналась с новеллы «Дороги, которые мы выбираем», выполненной в жанре вестерна с погонями и перестрелками. Однако Гайдай, вдохновленный «Великолепной семеркой», понимал, что необходимо создать аутентичное и увлекательное зрелище.

Кастинг стал сложной задачей. Для вестерна требовались новые лица, которые не ассоциировались бы с прежними проектами режиссера. На главные роли были выбраны Владлен Паулус и Александр Шворин — талантливые актеры, но без ярко выраженного кинематографического багажа.

кадр из фильма «Деловые люди»
кадр из фильма «Деловые люди»

Во второй и третьей частях картины появились уже знакомые публике артисты. Юрий Никулин, известный по фильмам «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики», сыграл в новелле «Родственные души». Его партнером стал Ростислав Плятт, чья работа в «Женихе с того света» была высоко оценена зрителями, но фильм почти не показывали.

Третья новелла, «Вождь краснокожих», собрала других звезд. Георгий Вицин исполнил роль мошенника Сэма, а его напарником стал Алексей Смирнов, известный своей скромностью и ранимостью. На роль отца похищенного мальчика пригласили Георгия Милляра, который раньше часто играл сказочных персонажей, таких как Кощей или Баба-Яга. В фильме Гайдая он удивил всех своей убедительностью в образе интеллигентного американца.

Поиски Джонни и съёмки в Крыму

Самая сложная задача стояла перед создателями фильма — найти исполнителя роли Джонни, мальчика, ставшего главным героем третьей новеллы. Рассматривалась даже кандидатура 31-летней Надежды Румянцевой, актрисы-травести, однако Гайдай сомневался, что в кино она сможет правдоподобно изобразить ребенка.

Все изменилось в последний момент: один из членов съемочной группы нашел Сережу Тихонова и привел его на пробы. Стоило мальчику появиться в студии, как Гайдай без колебаний понял — перед ним тот самый Джонни, которого он искал.

кадр из фильма «Деловые люди»
кадр из фильма «Деловые люди»

К сожалению, судьба Сергея Тихонова оказалась трагичной. После съемок в «Деловых людях» он сыграл еще две запоминающиеся роли: Мальчиша-Плохиша в «Сказке о Мальчише-Кибальчише» (1964) и хулигана Утюга в «Дубравке» (1967). Однако актерская карьера не успела раскрыться в полной мере. В 1972 году, едва достигнув 22-летнего возраста, Сергей погиб в результате несчастного случая, попав под трамвай.

Съемки проходили в Крыму. Белая скала и окрестности Бахчисарая стали техасскими прериями, а сцены ночного города снимались в Москве. В маленьком поселке, неподалеку от Белогорска, съемочная группа жила у местных жителей. Сергей Тихонов делил жилье с Георгием Вициным, который, несмотря на плотный график, почти не общался с окружающими.

Молодой Сергей быстро подружился с местной детворой, но его озорство нередко доставляло хлопоты. Однажды он сорвал все персики с соседского дерева, хотя плоды были неспелыми. Конфликт с местным мальчишкой закончился для Сергея травмой носа, но гримеры смогли скрыть следы драки.

кадр из фильма «Деловые люди»
кадр из фильма «Деловые люди»

Юные жители поселка особенно интересовались Алексеем Смирновым, ведь у его персонажа был пистолет и патронташ. Мальчишкам удалось украсть патроны, однако они оказались ненастоящими, что вызвало их разочарование.

Юмор и атмосфера Гайдая

Леонид Гайдай ощущал духовное родство с О. Генри. Оба мастера умели коротко и с юмором рассказывать о серьезных вещах. Более того, их объединяла любовь к кошкам: писатель приносил домой бездомных животных, а режиссер с удовольствием снимал их в своих фильмах.

Гайдай намеренно сделал фильм черно-белым, подражая стилистике классических американских вестернов. Несмотря на опасения создателей, что фильм может не пройти цензуру из-за «негативных» героев, худсовет принял картину. Аргументом стало то, что «Деловые люди» обличают, а не воспевают американские нравы.

Премьера и наследие фильма

«Деловые люди» вышли на экраны 27 мая 1963 года. Хотя кассовые сборы уступили «Великолепной семерке», зрители тепло приняли ленту. Шаловливых мальчишек с тех пор часто называли «вождями краснокожих».

кадр из фильма «Деловые люди»
кадр из фильма «Деловые люди»

Двадцать лет назад фильм был реставрирован и вновь обрел популярность. Сегодня «Деловые люди» остаются одной из любимых работ Леонида Гайдая, отражая его уникальное чувство юмора и мастерство.

Посмотрите и другие тесты на канале «Назад в СССР»:

Даже если вы не поклонник советских фильмов, стоит попробовать взглянуть на них с другой стороны. В них скрыто множество подсказок о культуре, истории, человеческих взаимоотношениях.

Каждая такая картина – не просто сюжет. Это атмосфера времени, её характер и настроение. И пусть с момента создания этих фильмов прошло уже несколько десятков лет, они всё ещё актуальны. Ведь главные ценности – доброта, дружба, любовь – не стареют.

Какой фильм лишний? Не видите тест, откройте ссылку ниже! ⬇️