Есть мнение, что прародина славян – Русколань – находилась на Кавказе. Именно там, под сенью великих гор, закалялся славянский характер. Закалялся испытаниями. Сначала – в 375 году – князя русов Буса Белояра распяли готы. А потом вообще пришёл лесник – в лице гуннов – и выгнал готов и русов с Кавказа на мороз. Мнение это интересно иллюстрацией, – снимком могилы Буса Белояра (само собой, уничтоженной евреями-большевиками в 1918 году). Собственно мнение на первом скрине, симок на втором, а на третьем представлен диалог комментатора, – долгое время отсутствовавшего, но выписанного без улучшений, – с другим знатоком истории.
Вообще, конечно, мнение вызывает вопросы. Даже не касаясь того, откуда взяться на месте современного Пятигорска славянам, – готы-то там откуда взялись, чтобы злодейски Белояра распять? Никогда так далеко на восток и на юг готы не заходили. И потом, почему у князя Руси не славянское имя Бус, и тем более «Белояр»? Ведь второй корень в «Белояре» и «Белоярске» – «яр» (обрыв) это тюркское заимствование, попавшее в русский язык лишь в золотоордынский период.
...Что же касается снимка, на нём «этокская статуя». Монумент был обнаружен в XVIII веке при строительстве дороги возле селения Этока немецким (тут многие напрягутся) инженером. Статую привезли в Пятигорск и вот так, вместе с несколькими другими античными находками из разных мест, разместили – за заборчиком. Никакой могилы под ними нет. Или, как минимум, устроителям городского парка ни о чём таком не было известно.
Адыгейцы прозвали изваяние Дука Бек. Происхождение статуи непонятно. По стилистике, по технике исполнения, по материалу (гранит) он отличается от других находок на Северном Кавказе.
Датировка памятника невозможна, поскольку статуя была извлечена с места находки (ныне неизвестного). Однако, ещё обнаруживший статую Иоганн Гюльденштедт обратил внимание, что аляповато и неумело высеченный воин одет в бешмет и сорочку по принятой у адыгов в XVIII веке моде. Также о многом говорило изображение на нижней части памятника среди прочих рисунков в том числе и стреляющего в оленя из ружья охотника (на рисунке – правая проекция). Исходя уже из этого, Дука Бек едва ли может быть старше XV века. О средневековом происхождении памятника свидетельствует и выполненная с греческим алфавитом надпись на кабардинском языке: «Туко сын Кануко сын Бека – имя тебе принадлежащее. Изготовлено сыном Маремуко».
...И, конечно, о злодеях-большевиках. Уничтожить могилу Белояра они не смогли, – по вполне, однако, извинительным обстоятельствам. Ибо, во-первых, как отмечалось выше, не было никакой могилы, а была композиция в парке «Цветник», в которую Дука Бек попал вместе с другими – из других мест и эпох – экспонатами. Во-вторых, композиция в парке была разобрана ещё в 1881 году, когда Дуку увезли в Москву, в музей. Где оригинал пребывает до сих пор. Недавно же в Пятигорске решили установить копию.
Может ли оказаться, что изваяние атрибутировано неверно, и оно, допустим, старше? Может. Если б не ружьё, – а легко может быть, что на рисунке не ружьё, – нет причин, почему Дуке Беку не оказаться бы древнее на несколько веков.
Может оказаться, что создан он не местным горским мастером?.. Ну… Высечь статую с таким уровнем мастерства вообще мог когда и кто угодно. При условии, естественно, что раньше он с камнем не работал. Тут совершенно неуместно говорить о стиле или технике исполнения.
Может оказаться, что надпись греческим шрифтом добавлена позже? Да.
...А может ли оказаться, что читается текст, допустим, не на кабардинском, а на русском?.. Ну… Может. Некоторые на русском даже этрусские надписи читают… Засада тут только одна. Не получится найти двух экспертов, которые прочитали бы надпись по-русски одинаково. Такой трюк только с кабардинским проходит.
И, наконец, вопросы правильные.
Дука Бек, это что вообще такое? Уверенно можно сказать лишь, что это надгробие Туко сына Кануко и внука Бека… Кто он? Ну… Это был известный человек. Как минимум, сравнительно с Бусом Белояром. О Туко нам известно что он существовал.
И ещё что он не был мусульманином. Или, о всяком случае, не ревностным.
Интересен же Дука Бек главным образом, как пример артефакта, – бессмысленной, не дающей никакой информации находки. Скульптура… слишком уж необычна, чтобы рассказать историкам что-то новое о культуре Северного Кавказа средних веков. Ибо она – не часть, не порождение какой-либо культуры. Просто результат творческого порыва некого «сына Маремуко» при содействии и, вероятно, финансировании не менее некого «сына Кануко». Такие, ни в какие ворота не лезущие, предметы не просто могут, но и должны время от времени появляться – к недоумению археологов.