Однажды я относительно спонтанно решил вернуться к просмотру того, что принято именовать не иначе как "перестроечная чернуха" с целью исчерпать субъективно отобранные остатки таковой. По результатам просмотра была сформирована ранжированная подборка, точечно разбавленная фильмами снятыми в Казахстане.
В общей сумме, с учётом просмотренных ранее фильмов числом 20 штук, получилось 48+2 (2-АССА-2, Игла Remix) позиции, уместившихся, за некоторыми точечными исключениями, в диапазон с 1986 по 1993 годы. Далее следует разбор 28+2 фильмов, а в конце весь список с оценками.
Всю "чернуху", в моём понимании, глобально можно разделить на четыре основные категории - арт-хаус с примесью сюрреализма и зачастую крайне зашкаливающего абсурда, где там и здесь могут просачиваться элементы дешёвой эротики, в разных пропорциях первого и последнего, остросоциальные драмы на злобу дня, криминал, зачастую перемешанный с первыми двумя аспектами и, в довесок особняком, то, что можно обозначить как "казахский нуар". Чтобы как-то минимально ориентироваться в этой "мутной массе" решил, что нужно для каждого пункта взять более-менее стойкую "отправную точку" / пример, в частности в контексте пороговой для подобного жанра условно хорошей оценки в 6 из 10, и соответственно проводить сравнение с ней.
Отдельно отмечу, что в текущей подборке в целом в расчёт не брались музыкальные и документальные фильмы, как то: Йя-Хха (1986), Конец каникул (1986), Диалоги (1986), Взломщик (1987), а также более поздние: Последний герой (1992), Солнечные дни (1996), Следы на снегу (2014). Их вынес в отдельный список.
Предупреждение (на всякий случай): изначально в целом постарался обойтись без явных спойлеров, но возможно где-то и проскочили отдельные аспекты, потребовавшиеся для общего контекста.
---
1. К первой категории можно отнести культовую "Асса" (1987), ставшую первой частью неформальной трилогии / квадрологии, где в целом ещё наблюдалась какая-никакая логика повествования в виде противопоставления криминального авторитета и новомодного неформала где-то на югах, разбавленная присутствием вечно и по сей день сумасбродного Баширова, а также Цоя и группы "Кино".
7 из 10.
---
1.1 (1). За ней последовало нечто под названием "Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви" (1989).
Фарс. Арт-хаус. «Аквариум».
Синопсис сюжета данной картины довольно сумбурен, а типажи расплывчаты, поэтому останавливаться на этих деталях не видится смысла. Вместо этого кратко обозначу другие аспекты. В целом здесь соблюдено сохранение схожих с "Ассой" (1988) типажей, которое дополнено новыми персоналиями, но при этом наблюдается полная перестановка ранее заданных пропорций. Так если в условном начале фильма, разбитом на несколько сегментов, наблюдается некий контекст, то чем дальше, тем всё более ситуация скатывается в чистый фарс, отсутствие каких-либо заметных тормозов и преобладанием упомянутого над всем остальным. На этом фоне персонаж Александра Баширова (играющего здесь роль соседа главного героя), некогда прибывшего в Москву "лимитчика", то ли косящего, то ли реально сбежавшего из ближайшей психушки, смотрится единственным сколько-нибудь вменяемым лицом, в то же время как отдельные эпизоды с его участием, примерно ничем, кроме как тем фактом, что от наступившей в перестройку вседозволенности посрывало крыши, объяснить невозможно.
Впечатление картина создает двоякое — до своего предшественника не дотягивает, определённый посыл, если добавить такие приставки как «арт-хаус» и «гротеск», при желании проследить можно, но в целом фарс сильно преобладает над содержанием и не имеет в сравнении, например с такой картиной как "Сны" (1993), контекста. Не спасает и присутствующий здесь в разных материях Борис Гребенщиков и группа «Аквариум». С другой стороны — субъективно вышло всё равно лучше того же "Города Зеро" (1988), что некогда досмотрел скорее из принципа, отчасти исходно положившись на высокую среднюю оценку. По сумме сказанного пусть будет
6 из 10.
---
1.2 (2). Дом под звездным небом (1991).
Поначалу данный фильм вроде бы по своему пытается развить заданный в "Ассе" (1987) и "Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви" (1989) посыл о гибели былой империи и судьбе её отдельных, как и ранее преимущественно чудаковатых, обитателей. Во всяком случае на это пытаются намекать отдельные эпизоды. В тоже время уровень фарса, ещё во второй картине поднятый до достаточно высокой планки, здесь выходит на ещё более высокий уровень, перемежается с вкраплениями хоррора, вставками со всесильным КГБ, тёмной магией, а ближе к эпилогу, скатывается в чистую, довольно бредовую и лишённую смысла фантасмагорию.
На отдельных аспектах можно бы попробовать остановиться чуть подробнее, но увы, не вижу в этом смысла — завершение трилогии не задалось и эта картина если кому и будет интересна, то, преимущественно, заядлым поклонникам отечественного арт-хауса, трэша с щипоткой мрачного сюрреализма, а также грайдхауса разного разлива.
4 из 10.
---
* 2-АССА-2 (2009).
Формальное и косвенное завершение, последовавшее за условной трилогией, куда обычно относят "Ассу" (1987), "Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви" (1989) и "Дом под звездным небом" (1991).
Данная работа являет собой невнятную, в том числе с учётом заданного некогда уровня фарса, сборную солянку из вставленных здесь и там элементов. Остановлюсь на ключевых из них. Первый — флэшбэки из первого фильма (некоторые из которых показываются по нескольку раз). Второй — странно вписанные, а также не менее неуместно смотрящиеся, выступления группы "Ленинград", в купе с пьяными разборками. Третий — не менее оторванные от контекста съёмки другого фильма режиссёра, "Анна Каренина" (2008). Четвёртый — вялотекущее основное действо, составляющее здесь, пожалуй, наименьшую часть непродолжительного хронометража, по своему, но очень своеобразным образом, продолжающее сюжет оригинальной работы, при этом по дороге жонглирующие годами и датами, которые расходятся с теми, что фигурировали ранее.
Я крайне редко ставлю наиболее низкую оценку из возможных, но здесь тот случай, где непонятно, для чего, для кого, да и зачем подобное было снято. Впрочем вполне возможно, что на серию этих риторических вопросов не было ответа и у самого постановщика.
1 из 10.
---
2. Маленькая Вера (1988), Меня зовут Арлекино (1988).
6 из 10 / 6 из 10.
---
3. За последней чертой (1991).
Здесь в качестве "базы" можно упомянуть данное не особо известное произведение, примечательное в частности тем, что Тальков играет роль меланхоличного и философствующего главаря банды, в которую волей случайного стечения обстоятельств безнадёжно решает затесаться главный герой, всё глубже отправляющийся во тьму. По своему примечательный слепок эпохи, лишённый, в отличии от множества собратьев по жанру, мутных излишеств.
6 из 10.
Фанат (1989). Алексей Серебряков косплеит Жан-Клода Ван Дамма из "Кровавый Спорт" (1988) и противостоит ОПГ, организовавшей бойцовский турнир.
6 из 10.
---
(Казахстан) 4. Игла (1988).
Жанр под обширной в плане трактуемого контекста вывеской "истерн",
преимущественно к началу 1990-х давно почившее на "условном западе"
явление, которое неожиданно нашло кратковременное пристанище в
Казахстане. В довесок ко всему обзавелось собственным характерным
антуражем не похожим ни на что иное. Период часто обозначаемый как
"новая казахская волна".
7 из 10.
---
(Казахстан) * Игла Remix (2010).
Этот фильм не для вас…
Возможно неоднозначный по содержанию и подаче, но, пожалуй, единственный на моей памяти ремейк на просторах СНГ, более-менее внятно расширяющий исходную историю и подводящий её к логическому завершению, в том числе за счёт перестановки местами некоторых старых фрагментов. Новоявленные вставки в стиле комикса, а также сюрреалистические элементы, можно воспринимать по разному, но, субъективно, общего впечатления они не портят. Расширенные сегменты с Башировым и Мамоновым тоже.
Слоган фильма вероятно намекает на то, что этот фильм был собран сугубо
«для своих», той же концепции, судя по всему, должен был способствовать и
довольно ограниченный прокат с практически пустующими залами. Одним
словом — если вы нас не поняли, то сами виноваты, как говорится
предупреждали. Отсюда можно процитировать и ожидаемое восприятие
картины. От себя добавлю, что на этот аспект можно смотреть с двух углов
— если проводить прямое сравнение с оригиналом, искать какие-то скрытые
смыслы, задаваться риторическим вопросом на тему зачем было
переставлять местами разные сегменты и т. п., то исход будет несколько
предсказуем. Если же воспринимать ремикс в отрыве от таковой, как своего
рода вольный ремейк без претензий на что-либо, ещё одну возможность
встретиться с героями ныне далёкого прошлого, то
7 из 10.
---
3.1 (3). Дорога в ад (1988).
Вниз по наклонной.
Несколько тяжеловесная для восприятия, позднесоветская, мрачно-меланхоличная, антинаркотическая агитка, перемежающаяся с тягучим детективом. Хронометраж, в противовес подавляющему большинству других картин из списка, ограниченных рамками 1,5 часов, здесь выходит за 2,5 часа. Основным местом действия, насколько можно судить по косвенным признакам, становится западная Украина, а если точнее - Закарпатье. Группа циничных и жадных местных барыг спонтанно решает выйти на новый уровень путём встраивания в далеко идущую цепь, охватившую края от Бангкока до Средней Азии, по дороге втянув в свою авантюру несколько случайных обывателей, что в последующем и приведёт к полному крушению не только их небольшой группы, но всей тщательно выстроенной пирамиды. Нельзя не отметить и своеобразное чувство юмора упомянутых элементов - в качестве основной точки околачивания зависимых потребителей, проституток и иных тёмных личностей становится кооперативное кафе с броским названием "красный мак". Здесь вспоминается фраза одного из мафиози в "Круто сваренные" (1992), обещавшего органам правопорядка открыть следующую точку хранения своего товара прямо в полицейском участке.
Несмотря на общий тон и затянутое повествование, здесь, в отличии от многих собратьев по жанру, ещё наблюдается старый, советский подход, без характерного нарочитого скатывания в трэш и угар, что само по себе какой-никакой, но плюс. С другой стороны - неплохой слепок эпохи поздних восьмидесятых, местами разбавленный западным саундтреком, вроде так себе кавера
а также Volvo разного разлива, на вскидку что-то из серии 240-260, на которых разъезжает местная охрана порядка и которые, при первом взгляде, легко спутать с американскими масклкарами.
Действо вроде бы сулит умеренно счастливый финал, но играющая на фоне тревожная мелодия будто бы тонко намекает зрителю - средне-азиатская мафия бессмертна ничуть не меньше, чем сицилийская.
5 из 10.
---
1.3 (4). Автопортрет неизвестного (1988).
Сумрачный город.
Потерявшийся в жизни писатель блуждает по городским задворкам.
Случайное, а может и не совсем, стечение обстоятельств приводит его в
захолустный районный кинотеатр, в нынешнюю эпоху торгово-развлекательных
центров ныне ставших скорее редким реликтом. Бензин на исходе, на улице
дождь, а тут ещё и фура перекрыла проезд — от нечего делать главный
герой решает остаться на сеанс, демонстрирующий разные фрагменты его
жизни. Далее метания туда-сюда и разные случайные попутчики перемежаются напополам с общим сюрреализмом происходящего.
Можно предположить, что таким своеобразным посылом даётся шанс
переосмыслить свою жизнь и, может быть, исправить какие-то аспекты дней
давно былых, но однозначного ответа фильм на этот вопрос не даёт, как и в
своих около философских изысканиях оказывается на отдалении от
известных экземпляров подобного плана, вроде того же "Сталкера" (1979). С другой стороны, учитывая год выпуска и связанное с ними
время, ожидать нечто иное, кроме акцента на хтонь бетонных окрестностей, было бы несколько наивно. По своему интересно, но не более того.
5 из 10.
---
(Казахстан) 4.1 (5). Женщина дня (1988).
Пара интеллигентов и случайный гость.
По своему замысловатый, классический любовный треугольник, действие которого разворачивается на улицах перестроечной Алматы. Выведенная в название фигура представлена здесь той, кого принято считать условной творческой интеллигенцией. На какое-то время компанию ей составляет странный, загадочный незнакомец. Этот аспект добавляет искры в восприятие пресыщенной былым стилем жизни (а также своими текущими отношениями) героини, роль которой здесь досталась Алике Смеховой в её двадцать один. Фоном проходят несколько историй поменьше.
С одной стороны вроде бы ничем особо не примечательная романтизированная мелодрама, а с другой здесь есть некая идущая мимоходом абстракция, элементы меланхолии и атмосфера на стыке разных по сути и содержанию эпох, что в частности отражается и в самих героях. Эти аспекты позволяют этому фильму выделиться на фоне преимущественно мрачных работ своего временного периода.
6 из 10.
---
2.1 (6). В городе Сочи темные ночи (1988).
Криминогенные элементы.
Поначалу может показаться, что данный фильм представляет собой типовой набор зарисовок из жизни обычной студентки и нечурающегося махинациями сантехника, история которых вполне могла бы разворачиваться где-нибудь в начале или середине 1970-х, но то лишь на первый взгляд. В процессе развития событий картина обрастает всё более мрачными красками, передающих дух эпохи.
Неудавшийся сантехник оказывается заядлым рецидивистом, постепенно теряющим нить контекста относительно того где, когда и кого он успел "обуть", как конкретно и на какую сумму. Студентка — разгульной особой, по ходу происходящего, как и другой персонаж, теряющая смысл жизни, по своему двигаясь в направлении "никуда" по головам окружающих её личностей.
Стечение разных обстоятельств сведёт их в городе Сочи, где им на пару
предстоит столкнуться с последствиями принятых решений. Основной
синопсис сюжета разбавляется несколькими мелкими зарисовками, но особой
глубины они добавляют. Сказать больше — не обойтись без спойлеров,
поэтому ограничусь озвученным. В довесок лишь одно — плюс балл за южную
атмосферу.
6 из 10.
---
(Казахстан) 4.2 (7). Влюбленная рыбка (1989).
Последняя романтика восьмидесятых.
Парень из окрестной деревни добирается на попутках в тогдашнюю столицу — Алматы. Среди попутчиков попадается пресыщенная жизнью роковая женщина, сопровождаемая мужем в лице министра, который некогда успел пройти путь от обычного жителя такого же непримечательного аула на самый верх локальной вертикали. По законам нуарного жанра, не смотря на серьёзную разницу в возрасте и иные обременяющие обстоятельства, две противоположности на какое-то время сходятся, но, как водится, ничем хорошим это не закончится.
Перемежающиеся блуждание по окрестностям сопровождаются небольшими историями второстепенных персонажей, вроде прибывшего откуда-то из Африки персонажа, периодически выдающего что-нибудь на французском. Само название, как и общая постановка, вполне прямолинейно отсылает к идейных вдохновителям в лице французских фильмов шестидесятых и, местами, судя по всему, "Бойцовской рыбки" (1983).
6 из 10.
---
3.2 (8). День любви (1990).
The lights in the darkness will shine for the people in Russia...
Ралли "Дакар", криминальные разборки, элементы дешёвой… нет, не эротики,
а скорее порнографии, подающиеся в сумме с рваным монтажом, с явными и
неявными заимствованиями из западных произведений того периода, вроде
той же "Кобры" (1986). Так вкратце, акцентируя внимание на броские детали, можно описать данный перестроечный боевик. На иных же аспектах, пожалуй, имеет смысл остановиться подробнее.
Завязка. Некая ОПГ желает провернуть операцию, связанную с теневым
рынком, но план идёт под откос. Тем не менее главари упомянутой
структуры не только не особо не отчаиваются, но и решают пойти на
радикальные меры — поручить местным «шестёркам» из местной же "моталки"
(ныне позабытый термин, ранее которым обозначились радикальные
молодёжные группировки) в день, на который была передвинута ключевая
операция, провести весьма своеобразный отвлекающий манёвр, суть которого сводится к серии беспорядочных изнасилований.
Развитие. Город погружается в хаос. Внимание милиции переключается на
новую напасть. Всё бы ничего, но из внимания выпадают две, на первый
взгляд малозначимые детали, или точнее, два субъекта. Первый — случайно
затесавшаяся в местной банде двуличная блондинка, она же студентка
кулинарного ПТУ. Второй — состоящей в той же "моталке", "слабый духом"
художник. Обе личности в последующем сыграют свою роль в закрученной
пьесе.
Следствие и последствия. События приобретут ещё более нагруженный оборот, после того, как в зону "боевых действий", как в прямом, так и переносном смысле, выйдут два персонажа, решившие на пару поиграть в локальную версию Рэмбо. Будут здесь и многочисленные стычки, и немного сумбура на пару с чернушными элементами, и проходящий фоном массовый штурм. Согласно духу перестройки по своему достанется каждой из "сторон баррикад", эпилог же будет достаточно неоднозначным.
Намешано много всего и разом, а затем скроено по принципу лоскутного одеяла. В целом достаточно характерный фильм своей эпохи.
5 из 10.
---
3.3 (9). Охота на сутенера (1990).
Из грязи в князи.
Фильм по своему отвечает на риторический вопрос, что могло бы произойти с одним из второстепенных героев "Маленькой Веры" (1988), который по сюжету отбыл в Москву, а сложилась она по своему похлеще чем у героини фильма предшествующего. Некогда читавший нотации и блюдущий высокую мораль, эдакий образцовый комсомолец, стал валютным спекулянтом и сутенёром, находящимся, среди прочего, в розыске.
Стечение случайных, хотя и вполне вероятных при таком раскладе
обстоятельств, привлекает к его фигуре внимание небольшой банды,
состоящей, как на подбор, из колоритных, но при этом отбитых на всю
голову, личностей - работающих на пару уголовников-рецидивистов, с виду
интеллигентного, но двуличного участкового в лице Игоря Верника и
сурового сотрудника КГБ схожей специфики. Им во чтобы то ни стало нужно
выбить с упомянутого товарища накопленные 'непосильным трудом'
богатства, чему, помимо спонтанных пертурбаций и историй, в которые по
ходу вляпывается данный сброд и их окружение, и посвящена большая часть
хронометража, разбавляемая вставки с выступлениями Талькова.
Работа в целом и преимущественно примечательна тем, что, в отличии от
собратьев по мутно-перестроечному жанру, здесь фактически нет ни одного
положительного персонажа, в остальном же ничего сколько-нибудь
примечательного скорее не наблюдается, а повествование ощущается
затянутым.
3 из 10.
---
3.4 (10). Живая мишень (1990).
Горький туман.
Сотрудник милиции прибывает в небольшой город, где все вертикали власти
тесно перемешаны с криминальными элементами. Цель - разобраться в этом
непростом раскладе и выявить каналы сбыта наркотиков и оборота валюты.
Начинается фильм как вроде бы сносная детективная история, с некоторым
уклоном в нуар, но в процессе нить сюжета полностью теряется от обилия
задействованных лиц, а общее действо превращается в невнятный сумбур,
где намешано всего понемногу, включая не особо уместные, чисто чернушные
элементы. Практически всю картину как-то на себе вытягивает эпотажный и
отрицательный герой Абдулова, которого при таком раскладе легко спутать
с главным героем и добраться до которого органы порядка так и не
смогут, в остальном же кино проходное. В титрах отмечено, что съёмки
велись по мотивам повести "Горький туман", за авторством сценариста, но
какой-либо информации по ней, включая год выхода, найти не удалось. Под
конец ещё примечательный факт - спонсировало съёмку "Невельская база
тралового флота". Невель - небольшой город в Псковской области.
4 из 10.
---
2.2 (11). Русская рулетка (1990).
Позднесоветская вариация "Бони и Клайда".
- Хочу шампанского.
-А гвоздей жаренных не хочешь?
Цитата из фильма. Позднесоветская вариация "Бони и Клайда" (1967), имеющая множество схожего с упомянутым фильмом. Пара в лице Елены Яковлевой, слабо вписывающийся в образ подобных героинь, и Дениса Карасёва промышляют случайными грабежами и мелкими махинациями, передвигаясь по множеству регионов некогда огромной страны.
Они не верят в победы добра над злом,
Как в победы зла над добром.
Они знают, что у них есть только серый день,
И они хотят жить этим днём.
Пелось в одной из песен Бутусова. Взяв за основу принцип "живи одним днём" главные герои, согласно негласным законам жанра, всё дальше скатываются по наклонной, с одной стороны вроде бы и осознавая, что пути назад нет, а с другой принимая подобную судьбу. В целом меланхоличная картина изредка разбавляется небольшим экшеном.
5 из 10.
---
2.3 (12). Муж собаки Баскервилей (1990).
Человек человеку волк.
Каждому морю — дождя глоток,
Каждому яблоку — место упасть,
Каждому вору — возможность украсть,
Каждой собаке — палку и кость
И каждому волку — зубы и злость.
Некий криминальный элемент волей стечения обстоятельств берёт под свою опеку сироту из приюта, обучая её в нужном ему направлении. Здесь неявным образом напрашивается параллель с "Леоном" (1994). В последующем её путь на какое-то время пересечётся с мотогонщиком не вписавшимся в реалии ведущей двойную жизнь группы и им вместе предстоит противостоять недружелюбному миру. Кино в целом незамысловатое, с типовой перестроечной мешаниной в виде разборок и эротики, но примечательное двумя аспектами. Первый - некоторые виды, съёмки велись в Севастополе. Второй - саундтрек в исполнении группы "Кино".
5 из 10.
---
3.5 (13). Стервятники на дорогах (1990).
Опасные грузоперевозки.
Двое дальнобойщиков перевозят грузы на просторах Беларуси. Один из них попутно промышляет мутными шабашками, что однажды выходит ему боком - неудавшийся курьер погибает от рук дорожной банды. Его друг решает самостоятельно вести правосудие, по крупицам собирая ценную информацию и, неоднократно, каким-то чудом выходит из стычек, следующих одна за другой.
Несмотря на заданный синопсис сюжета, являющийся внеочередной попыткой отобразить суровые будни провинциально-деревенских разборок отдельно взятой республики, в купе с не менее броским названием, претендующее если не на лавры того же "Конвоя" (1978), то во всяком случае на некую претенциозность, кино по факту довольно блёклое, как в целом, так и на фоне разных собратьев по жанру. Непосредственно того, что можно было бы назвать условным экшеном здесь приземлённый минимум, преимущественно уместившийся в буквально последние 15 минут фильма. Финал открытый и как дальше могла бы сложиться судьба главного героя можно только гадать.
3 из 10.
---
(Казахстан) 4.3 (14). Кайрат (1991).
В поисках жизненного пути.
Деревенский парень по имени Кайрат прибывает в Алматы с целью поступления в вуз, но инициатива оборачивается провалом и товарищу приходится ограничиться ролью водителя автобуса, проживающего в общежитии. Дальнейшее же действо представляет собой случайные зарисовки из жизни не удавшегося студента в незнакомом городе. Снят фильм в чёрно-белых тонах и уложен в хронометраж равный примерно одному часу. Собственно к сказанному особо более добавить нечего. Завязка истории в целом стара как мир, но сам фильм чем и примечателен, так это разными мелкими деталями и атмосферой, отображающими дух того времени.
6 из 10.
---
1.4 (15). Лох — победитель воды (1991).
Герой или монстр?
Реалистично-сюрреалистическая фантасмагория с участием знаковой фигуры эпохи перестройки в лице Сергея Курёхина, разбавленная сумбурным звуковым сопровождением и отстранёнными, закадровыми комментариями. Как название, так и другие составляющие, вроде бы отсылают к японской мифологии, хотя претензия на определённый элемент абсурда тоже вполне очевидна.
Главный герой, на пару с ветераном боевых действий в Афганистане, держат небольшой компьютерный клуб, привлекающий внимание рэкетиров. Далее следует в целом заурядная история о мести и справедливости, но, на этот раз, сопровождённая своеобразным скрытым посылом. Если не погружаться в долгие рассуждения, кратко она складывается в формулу "если слишком долго смотреть в бездну, то бездна начинает смотреть в ответ".
Из игр в кадрах мелькает Digger (1983), пару же других упомянутых позиций на слух опознать не удалось. Из иных примечательных элементов можно отметить костюм, конструируемый ключевым персонажем для борьбы с супостатами.
6 из 10.
---
3.6 (16). Путана (1991).
Высоконравственная проституция.
Остросоциальная драма с вкраплениями триллера, повествующая о нелёгких буднях представительниц древней профессии. Сквозной сюжет, действие которого, судя по всему, разворачиваются в Одессе, перемежается с разными эпизодическими моментами, вроде появляющегося в паре кадров маньяка с безумным взглядом. Из характерных элементов можно отметить один необычный аспект - типовая перестроечной чернуха, рэкет, потасовки и другая дичь, здесь странным образом сочетаются с ещё чисто советской и, по таким меркам, местами наивной постановкой повествования.
Выделяются и некоторые действующие лица. Так одна из ключевых фигур, сутенёр, представлен здесь эдаким стареющим интеллигентом, борцом за "высокие нравы" в исходно специфической среде, противопоставляемый разному "необузданному сброду". Впрочем, как водится, внешность обманчива - ведущий задумчивые, около философские беседы товарищ не моргнёт и глазом если на следующий день ему вдруг потребуется тихо устранить зазнавшегося конкурента за счёт задействования случайно примкнувшей и не приметной, ещё вчерашней школьницы. Довершает картину саундтрек в виде разных западных треков того времени, перемежающихся с одной из песен группы "Комбинация".
5 из 10.
---
2.4 (17). Гений (1991).
Великий комбинатор.
В этом двухсерийном фильме смешалось всего понемногу, но если коротко, то охарактеризовать его можно как "криминальная трагикомедия с элементами фарса". Бывший подававший надежды инженер-изобретатель переобувается в предприимчивого кооператора на овощебазе где-то в Санкт-Петербурге. В целом "белую" коммерческую деятельность он сочетает с крупномасштабными аферами, особо не выбирая кого и на сколько он и его подельники "нагреют" на этот раз. Сгодятся все, будь то бывшие крупные партийные деятели или вроде бы как случайные приезжие откуда-то с Кавказа.
В свою очередь состоящие в предприимчивой банде лица не ровня их организатору и, судя по всему, набирались не исходя из каких-то принципов, а чисто спонтанно, в ближайшей подворотне, что с виду далеко не глупому "комбинатору", выйдет боком. В этом контексте, при более пристальном рассмотрении, большинство персонажей, в диапазоне от местной милиции до вожделенной пассии главного героя, и их поступки зачастую не отличаются особым умом или логикой, что достаточно регулярно в целом вступает в диссонанс.
Фоном и невзначай мелькают разные элементы эпохи — перепродажа западной и японской техники, недовольная женщина, которую обвешали в киоске обещает пожаловаться Собчаку, "Том и Джерри" на экране телевизора и т. д.
В своё время фильм вероятно мог бы быть по своему примечательным, но проверку временем он скорее не прошёл, а повествование, хронометраж два часа сорок две минуты, ощущается затянутым. Тот же вышедший ранее "Воры в законе" (1988) ощущается куда ближе к фактическим релиям. Да, за звук постоянно пиликающего датчика расстояния, на добрые несколько минут фильма, минус балл.
6 из 10.
---
1.5 (18) Бесконечность (1991).
В поисках смысла.
Более чем трёхчасовое полотно, единственный фильм Марлена Хуциева, вышедший в "тёмный" период союзного, а затем и постсоветского кинематографа. Как говорят исходно съёмка велась в нескольких локациях в 1987 году, но в прокат проект попал спустя четыре года. Мужчина средних лет переживает экзистенциальный кризис, блуждая, то ли как человек, то ли как призрак, где-то между настоящим и прошлым.
В один момент герой спонтанно начинает распродавать разное, вроде бы ценное имущество, хотя ещё минутой ранее считал, что кто-то просто ошибся номером телефона. Выходит из дома, куда-то бредёт. Перед его взором предстоят события из дней давно минувших. Затем вновь оказывается на пустынных улицах, периодически встречая разных вроде бы знакомых, а с другой стороны совсем не знакомых людей, периодически также перекидываясь фразой-другой со случайными встречными. В другом эпизоде он заказывает ныне не востребованную мелодию у группы, выступающей на уличной сцене. Окружающие обыватели недовольно расходятся, на площадку выходит молодой парень, вероятно презентующий его же в молодости, и танцует с девушкой. Вокруг больше не остаётся никого. Мгновение спустя герой продолжает смотреть на ту же сцену, но обстановка меняется - на том же месте теперь совсем другая пара, вокруг появляются опавшие листья, покосившиеся заборы, всё выглядит забытым и заброшенным. По завершению танца все трое медленно куда-то следуют по тёмной и безлюдной улице.
Собственно вся картина и представляет собой чередование такого рода элементов, около философскую, крайне не спешную, притчу о жизни, смерти, сделанном / упущенном выборе и пространных разговорах с самим собой. Посыл в целом более-менее становится понятен ещё не доходя до середины, но тягучее повествование на этом ещё далеко до завершения. В общем довольно своеобразная и, может быть, самая неординарная работа режиссёра, смотреть которую стоит только по особому настроению, либо в случае некоторой тяги к чему-нибудь около сюрреалистическому, но при этом, в отличии от в частности ранее упомянутых картин, лишённому разных нарочитых элементов того времени.
6 из 10.
---
2.5 (19). Мигранты (1991).
Внутренняя эмиграция.
Он - дорожный строитель, проживающий в общежитии. Она - прибывшая из Амурской области особа, вожделевшая выйти замуж за первого попавшегося иностранца, будь то в том числе патлатый фин с ближайшей стройки. Случай сводит их поздним вечером в одном из ресторанов Москвы, после чего они продолжают вместе вляпываться в разные истории, ибо ночная столица - место опасное, а ночная столица времён перестройки место опасное вдвойне, а то и поболее некоторых провинциальных городов.
Согласно расхожей пословице противоположности притягиваются, чему собственно, то есть развитию романтической линии параллельно разным передрягам, и посвящено кино, или, если точнее, большая его часть. Местами мелькают характерные элементы эпохи - плакаты всех разновидностей, коллекционирование пачек сигарет, полные разных странных личностей полупустые парки. Реалистична ли сама ключевая история? Разве что отчасти, как и упомянутая поговорка на практике скорее работает с точностью до наоборот. В остальном же у героев возникал потенциальный шанс построить жизнь в провинциальном крае, но они его проигнорировали, как следствие счастливого финала не последует.
5 из 10.
---
3.7 (20). Курьер на восток (1991).
Beat 'em up.
Два выходца из детдома прокладывают путь по криминальной лестнице. Один - опытный курьер запрещённых веществ. Другой - весьма далёк от подобных реалий, но по старой дружбе без раздумий решает отправиться в Среднюю Азию, представленную здесь, судя по всему, Узбекистаном, дабы доставить некую посылку. Мафии же, согласно перестроечному веянию, нужно периодически сдавать своих "шестёрок" для того, чтобы местные органы порядка могли выполнить целевой план по посадкам, не вызвав при этом подозрений из всё более теряющего силу центра, представленного здесь ревизором из Москвы. Как итог по ходу дела заподозривший неладное гражданин по опытнее отправляется прямиком на тот свет, а другой на 8 лет в места не столь отдалённые, откуда ему, а также ещё паре колоритных товарищей, один из которых агент под прикрытием, в последующем предстоит сбежать и, начав ещё на зоне, наносить справедливость, базирующуюся, как и у героя более позднего "Брата" (1997) на довольно субъективных убеждениях о таковой.
В общем и целом заурядная, чисто криминальная история, примечательная двумя фактами. Первый - далеко не самое распространённое место действия. Второй - более-менее не вычурные элементы восточных единоборств, коим в частности найдётся применения в узких проходах пригородного электропоезда, что невольно навевает ассоциации со старыми beat 'em up'ами. Три героя последовательно проходят несколько локаций и также последовательно запинывают примерно всех, кто встретится по дороге, а в финале их ждёт босс и его приспешники.
5 из 10.
---
3.8 (21). Меченые (1991).
Уругвайская разведка.
- Неразборчивость в половых связях ведёт к тяжёлым венерическим заболеваниям.
- И портит моральный облик советского человека до неузнаваемости.
---
- Можно подумать, что ты шпион и боишься, что тебя разоблачат.
- Ты недалека от истины, я действительно резидент уругвайской разведки.
- Да... а почему уругвайской?
- Родину не выбирают.
Картина с довольно мутным синопсисом сюжета. Предыстория главного героя, представленного здесь Алексеем Ниловым, известного широких массам по "Улицам разбитых фонарей" (1997), отыгрывающего эдакого ловеласа с принципами, окутана туманом. Более-менее ясно лишь то, что действия, по крайней мере частично, разворачиваются в Крыму, а также то, что герой, руководствуясь довольно размытыми мотивами, решает поиграть в борца за справедливость, вмешавшись в местные криминальные разборки по принципу "грабь награбленное".
Смелые выходки товарища очевидным образом не останутся без внимания и последствий, что в частности плавно подведёт весь расклад к обыденному финалу про месть за друга, между делом вовлечённого в процесс, точечно разбавленный антуражем вышеупомянутого региона, по ходу дела фактом нахождения клада времён противостояния белых и красных, с которого начинается фильм и который ещё сыграет свою роль, а также сочетанием очередного раунда различных пертурбаций с обувным бизнесом и местами саундтреком в лице Stevie Wounder.
На качественном уровне в целом ничего особенного, хотя и есть пара занимательных сцен. По сути можно воспринимать как эдакий рядовой, расширенный эпизод более позднего сериала, в особенности с учётом того, что в нём временами находились местами более интересные истории.
5 из 10.
---
3.9 (22). Штемп (1991).
Слепок эпохи.
Примечательное некоторыми моментами кино, вроде побега главного героя из тюрьмы, откуда напрашивается обратная ассоциация с "За последней чертой" (1991), но в остальном в целом достаточно шаблонная детективная история в виде противостояния одинокого персонажа, принципиального инспектора уголовного розыска, двойного агента и разномастной столичной мафии.
Как временами бывало в некоторых фильмах подобного кроя, экшена здесь не то чтобы много и он, преимущественно, помещён в эпилог. Из прочих составляющих можно отметить броский разговор двух криминальных воротил, не двояко намекающий на то, что властвовать как бандитам старой формации, так и некогда всесильным спецслужбам осталось недолго — скоро в столицу, как, впрочем и не только в неё, нагрянет совсем новая волна. Волна беспредельщиков, которым былые принципы окажутся полностью чужды.
Сегодня работы схожего пошиба не являются чем-то уникальным. Конкретно же эта картина примечательная внеочередной репрезентацией недолгого перестроечного периода, времени на стыке эпох и на большее, по существу, не претендует.
5 из 10.
---
2.6 (23). Идеальная пара (1992).
Комбинаторы.
Охарактеризовать этот фильм в двух словах можно так — "умеренная
эротическая комедия". Две супружеские пары принимают участие в съемках
романтического фильма на юге страны. Мужчины решают разнообразить свое
времяпрепровождение не самым обычным образом — по ночам тайно меняться местами и проводить время с пассиями друг друга, но их продуманный до мельчайших деталей "свингерский план" идёт не как задумано, так как жёны, заподозрив неладное, попутно проворачивают противоположную схему. Таким образом первым кажется, что они спят с жёнами друг друга, но по
факту получается наоборот. Собственно вокруг этого аспекта в основном и
разворачиваются разные дальнейшие ситуации и мимолётные подколы, а
создание упомянутого полотна только добавит некоторый неразберихи.
Пожалуй если бы сегодня кто-то бы попытался снять фильм с подобной
концепцией, то, вероятно, в лучшем случая вышла бы проходная работа и не
столько в смысле содержания, сколько постановки и других элементов.
Здесь же ситуация иная и фильм, при в целом чисто перестроечной
специфике, а отчасти может быть и из-за короткого хронометража,
смотрится вполне приемлемо и не скатывается в явную чернуху, что вполне
можно было бы ожидать, с учётом года выхода. Отдельно можно отметить в
меру неплохой саундтрек.
5 из 10.
---
3.10 (24). Крысиный угол (1992)
Бывший тренер по карате, возвращается после нескольких лет отсидки за своё некогда запрещённое увлечение. Мир вокруг за это время успевает преобразиться, но старая обида на некогда поспособствовавших посадки товарища, никуда не делась, к ней в довесок добавляются иные отягощающие обстоятельства, так что месть и очередной раунд противостояния вида герой-одиночка против криминальных структур и продавшейся милиции не заставит себя ждать.
За рамками же собственно данного типового синопсиса сюжета, скоротечной погони на жигулях, а также того, что здесь отметился Александр Иншаков, позже причастный к созданию культовой "Бригады" (2002) сказать особо нечего.
4 из 10.
---
3.11 (25). Мастер Востока (1992)
Прерванное умиротворение.
Несколько сырой, любительский как по постановке, так и по содержанию, боевик с восточными мотивами. Собственно ввиду этого аспекта, по своему эксплуатирующего принцип "так плохо, что местами хорошо", он выделяется на фоне иных бесчисленных и, зачастую, безликих собратьев по жанру. Впрочем стоит отметить, что определённые заимствования из работ "калибра побольше", в частности из того же "Фаната" (1991) напрашиваются сами по себе.
Мастер боевых искусств Ким Ин Хо преподаёт в собственной школе, но оказывается меж двух огней. С одной стороны поздние советские нравы по отношению к подобному обучению ещё остаются довольно двоякими. С другой местный криминал заинтересован в обучении своей «пехоты» в нужном ему направлении и слова «нет» для данных товарищей не существует. Согласно законам жанра последствия не заставят себя долго ждать и изначально спокойному как скала герою, весьма далёкому от уличных нравов, придётся поступиться со своими принципами и выйти на тропу войны.
История — стара как мир. Общая компоновка — оставляет желать лучшего. В тоже время атмосфера, хотя и своеобразная, в наличии.
4 из 10.
---
3.12 (26). Путешествие в счастливую Аравию (1993).
Меланхоличный road movie.
Не задавшийся актёр ловит попутку. За рулём оказывается симпатичная особа. Обменявшись парой нелепых реплик они продолжают путь в тишине по грязно-весенним улицам. По дороге к их компании добавляется ещё два нежелательных попутчика, вооруженные автоматом - начиная с этой точки фильм превращается в эдакий в меру закрученный локальный аналог западного термина "road movie", выполненный в серой палитре. Вначале они направляются в аэропорт за неким важным грузом, а затем... приходится корректировать планы на ходу и прокладывать далёкий путь, что не обойдётся без череды ещё целой порции приключений с весьма непредсказуемым результатом.
При более внятной постановке и менее мутной плёнке в целом могло бы получиться довольно неплохое кино, а так довольно средний, "чернушный" проект, который не особо вытягивает и известный широким массам по первому сезону "Улиц разбитых фонарей" (1997) Александр Лыков.
4 из 10.
---
(Казахстан) 4.4 (27). Место на серой треуголке (1993)
Экзистенциальный поиск.
Несколько мрачных будней из жизни молодого городского жителя. Пустые пространные разговоры, сигареты и алкоголь, случайные встречи, такие же спонтанные стычки, редкое сочинение стихов и пьес в стол — типовой набор активностей на день.
Суть — извечный поиск смысла существования. Потенциальной надежды на то, что беспорядочный перебор однажды перестанет быть тщетным и откроется некая истина, или несколько. В абстрактной лотерее однажды будет вытянут счастливый билет. Или же наоборот — гнетущая меланхолия без какого-либо контекста и содержания. Набор сцен и зарисовки, не более того. Делай так или эдак — всё останется как есть. Какая трактовка окажется ближе — зависит от зрителя.
За скобками — один из ключевых представителей того, что принято называть "новой волной" в кино родом из Казахстана.
5 из 10.
---
(Казахстан) 4.5 (28). Дикий Восток (1993).
Безумный истерн.
- Кто это был?
- Иван Тайга.
- Кто-то? Тайга?
- Ага. Тот самый. Неуловимый.
- А что? Его никто не может поймать?
- Да кому он нахрен нужен.
"The Last Soviet Film" - гласит слоган. Кратко несколько фактов:
* Изначально предполагалось, что в фильме будет сниматься вся группа "Кино". Был бы фильм от этого по итогу лучше остаётся только гадать. Заменой ей стала группа "Tequilajazzz", тогда только образовавшаяся.
* Съёмки проходили осенью и зимой в Киргизии и весной в Алматы.
* Работа вполне явно выступает на одном поле с "Безумный Макс 2: Воин дороги" (1981), беря при этом за основу тематику истерна, т.е. противоположность вестерна и советскую технику. При желании можно обнаружить и другие менее / более очевидные заимствования, вроде эпизода с картошкой из "Чапаева" (1934), а также что число героев, семь, отсылает к соответствующему японскому произведению.
* Выхода в официальный прокат в РФ не было и существует проект только в черновом варианте.
Наличествует довольно необычная канва сюжета. Где-то в степи живёт цирковая династия лилипутов. Они подвергаются нападкам безумной банды и не в силах самостоятельно противостоять им. Чтобы как-то совладать с ситуацией они отправляться в ближайшее подобие населённого пункта, довольно своеобразное место, где за круглую сумму местной валюты планируют нанять для защиты вольного наёмника. По ходу действия компанию ему составят: пара неразговорчивых элементов, один из которых носит тёмные очки, забулдыга, роковая блондинка на кабриолете и трюкач.
Звучит безумно? Не без этого. Дальнейшее повествование развивается по,
с одной стороны, предсказуемому сценарию стычек с местной бандой,
которое разбавляется разными точечными историями, с другой здесь
находится место нескольким оригинальным ходам, как и чего у этого фильма
точно не отнять, так это общей атмосферы, передать которую словами
довольно сложно.
Конечный же вердикт может быть прямо противоположным. От признания
данного произведения претензионным трэшем до проведения аналогий
с различной классикой постапокалиптического жанра.
6 из 10.
---
Подведение итогов. 48+2 перестроечных фильма. 1986-1993.
Арт-хаус и сюрреализм (9).
1. Сны (1993) - 7.
2. Асса (1987) - 7.
3. Лох — победитель воды (1991) - 6.
4. Бесконечность (1991) - 6.
5. Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви (1989) - 6.
6. Автопортрет неизвестного (1989) - 5.
7. Город Зеро (1988) - 5.
8. Дом под звездным небом (1991) - 4.
9. 2-АССА-2 (2009) - 1.
---
Остросоциальные драмы (комедии с элементами эротики включены сюда же) (13).
10. Маленькая Вера (1988) - 6.
11. Меня зовут Арлекино (1988) - 6.
12. «Авария» — дочь мента (1989) - 6.
13. В городе Сочи темные ночи (1989) - 6.
14. Курьер (1986) - 6.
15. Обнаженная в шляпе (1991) - 5.
16. Идеальная пара (1992) - 5.
17. Мигранты (1991) - 5.
18. Муж собаки Баскервилей (1990) - 5.
19. Гений (1991) - 6.
20. Луна-парк (1992) - 4.
21. Снова в СССР (1991) - 3.
22. Брюнетка за 30 копеек (1991) - 1.
---
Криминал (21).
23. Беспредел (1989) - 7.
24. Воры в законе (1988) - 6.
25. Фанат (1989) - 6.
26. За последней чертой (1991) - 6.
27. Криминальный квартет (1989) - 6.
28. Курьер на восток (1991) - 5.
29. Путана (1991) - 5.
30. ...По прозвищу «Зверь» (1991) - 5.
31. Дорога в ад (1988) - 5.
32. День любви (1990) - 5.
33. Меченые (1991) - 5.
34. Штемп (1991) - 5.
35. Катала (1989) - 5.
36. Русская рулетка (1990) - 5.
37. Мафия бессмертна (1993) - 4.
38. Живая мишень (1990) - 4.
39. Мастер востока (1992) - 4.
40. Путешествие в счастливую Аравию (1993) - 4.
41. Крысиный угол (1992) - 4.
42. Охота на сутенера (1990) - 3.
43. Стервятники на дорогах (1990) - 3.
---
Казахский нуар (7).
44. Игла (1988) - 7.
45. Дикий Восток (1993) - 6.
46. Женщина дня (1989) - 6.
47. Влюбленная рыбка (1989) - 6.
48. Кайрат (1991) - 6.
49. Место на серой треуголке (1993) - 5.
50. Игла Remix (2010) - 5.
---
Музыка и документальное около неё (7):
51. Следы на снегу (2014) - 8.
52. Конец каникул (1986) - 7.
53. Йя-Хха (1986) - 5.
54. Взломщик (1987) - 5.
55. Солнечные дни (1996) - 5.
56. Последний герой (1992) - 5.
57. Диалоги (1986) - 4.