Найти в Дзене
Серебряное перо

Итоговое собеседование по русскому языку. Из опыта подготовки (продолжение). 10 советов учителю

(Продолжение. Начало ЗДЕСЬ)

Сегодня, по прошествии некоторого времени, анализируя пройденный этап, могу выделить моменты, которые оказались важными и помогли в организации подготовки к ИС.

1. Проведение тематического ученического собрания в 9 классе. На нём (на уроке нет времени) нужно старшеклассникам разъяснить процедуру проведения ИС. Собрание может провести не учитель-предметник, а классный руководитель или завуч школы. Как правило, такое разъяснение снимает многие вопросы, подчёркивает серьёзность предстоящего испытания (некоторые девятиклассники в начале года ещё инфантильны и недостаточно зрело относятся к учебной проблеме, к её во многом самостоятельному решению), мобилизует на систематическую осознанную, целенаправленную работу.

2. Оформление информационного стенда. Обычно такой стенд готовится школой и размещается для всеобщего доступа на одном из этажей. Вместе с ребятами рассмотрите его и озвучьте приведённую информацию. Стенд (можно попроще) или информационный уголок с ключевыми сведениями необходим и в кабинете, где девятиклассники изучают русский язык: к этой информации следует по мере необходимости обращаться на уроках во время подготовки к ИС. Стенд в классе нужно дополнить: разместить образцы заданий, рекомендации к их выполнению, критерии оценивания, ссылки на актуальные ресурсы и т. д. Выпускники в любое удобное для них время смогут воспользоваться предложенным содержанием.

3. Встреча с родителями в формате тематического родительского собрания в 9 классе. Я прихожу на него и выступление сопровождаю наглядностью (документы, презентация, фото, образцы заданий). Сообщение строю с учётом того, какие вопросы могут волновать родителей. В итоге вопросов на порядок меньше или вовсе нет. Важен также психологический аспект: родители должны понимать, что...

  • у них и у вас общая цель - помочь детям достойно пройти это серьёзное испытание;
  • они и вы союзники; вы работаете с детьми в школе, а родители СОПРИЧАСТНЫ процессу: интересуются успехами детей, контролируют их подготовку дома (❗ Да! Родители бывают разные! В любом случае они НЕ ДОЛЖНЫ подменять учителя, брать на себя его функции обучения, но подготовка к ИС ДОЛЖНА стать темой семейных бесед/обсуждений. СОПРИЧАСТНОСТЬ родителей и является формой их контроля);
  • девятиклассникам для успешного прохождения ИС недостаточно урока (тем более, что для этой цели специальные уроки не выделены), и детям НЕОБХОДИМО работать дома самостоятельно - читать вслух, пересказывать, строить монолог и диалог (вот тут-то родители и могут помочь/подсказать/поделиться жизненным опытом).

4. Размещение информации об ИС и ссылок на неё на сайте школы, на страницах класса в соцсетях, в родительском чате. Это повысит степень информированности родителей (тем более если они не посещают школу) и детей (если они болели и что-то пропустили), и Вы никогда не услышите фразу: "А я ничего об этом не знал!".

В иллюстративных целях фото из открытого доступа
В иллюстративных целях фото из открытого доступа

5. Если у Вас есть свой сайт / блог / страница ВК / телеграм-канал, размещайте там актуальную информацию по ИС (демоверсию, образцы заданий для индивидуальной работы, рекомендации по их выполнению, анализ ошибок, обучающие видео и т.д.). Это поможет собрать информацию в одном месте и систематизировать её для последующего использования (Ваш "золотой кейс"), активизирует работу школьников, обеспечит СОПРИЧАСТНОСТЬ родителей, облегчит контроль со стороны администрации/вышестоящего начальства (ну кто рискнёт сказать, что Вы не работали или работали недостаточно?).

В иллюстративных целях фото из открытого доступа
В иллюстративных целях фото из открытого доступа

6. Обращение к коллегам, преподающим другие предметы, с призывом практиковать на своих уроках "зачётные" виды работ - чтение вслух, пересказ, монолог, участие в беседе. Особенно чтение вслух (остальные три вполне используются)! Вот где и когда наши дети читают вслух? Правильно, в начальной школе. Но у нас ведь выпускники. Конечно, мы будем читать на уроках литературы и русского языка, кто-то добросовестный - дома, но ведь можно время от времени читать вслух условие задачи на уроках алгебры и физики, теорему - на геометрии, учебную статью - на истории, географии, биологии. Хотя бы немного! Как раз будет практика в произнесении терминов и числительных, имён исторических личностей, названий исторических событий и географических объектов. Мои коллеги откликнулись на призыв. Ученикам объяснила, что активная устная работа на других предметах позволяет им приобрести необходимый опыт и, следовательно, приближает к успеху на ИС.

7. Предлагать учащимся задания по подготовке к ИС для самостоятельного освоения дома. Настаиваю: не требовать, а предлагать! Каждый ребёнок индивидуален, у каждого свой распорядок дня (кружки, секции, конкурсы), свой особенный психотип и интеллект (кто-то усваивает сходу, кому-то нужно больше времени). Не успел к этому уроку, подготовит к следующему. Или в этот раз послушает, как это делают другие, а в следующий раз уже... Разумнее не давать задания от урока к уроку, а расписать их на всю неделю, так дети смогут рациональнее использовать время, исходя из своего графика и индивидуальных особенностей. Конечно, задания к ИС даются параллельно с домашним заданием по теме урока (нам ведь ещё ОГЭ сдавать!). Поэтому и важен временнОй коридор, минимизирующий перегруз. Гнева родителей можно не опасаться: помните, они же СОПРИЧАСТНЫ (!) событию, они наши союзники (см. п. 3), к тому же мы не требуем, а предлагаем, да и работает созданное Вами широкое информационное поле - родители в курсе многих нюансов подготовки. Пишу, опираясь на собственный опыт. Может, мне просто повезло с классом?

В иллюстративных целях картинка из открытого доступа
В иллюстративных целях картинка из открытого доступа

8. Создание банка заданий - распечатанных тренировочных текстов для подготовки к ИС. Используйте для этого не только личные возможности, но и возможности учащихся: сейчас почти в каждой семье есть принтер. Необходимо, чтобы актуальная демоверсия была у каждого ученика. В целях охвата бОльшего количества тем, тренировочные варианты должны быть разными (по 1-2 экз. на класс), так продуктивнее: ими можно обмениваться при работе в парах, в группах.

9. Организация консультационного пункта. Он может работать в Вашем кабинете после уроков один раз в 1-2 недели. Или может работать онлайн, например, в группе класса ВК (посты сопровождайте специальным логотипом, это поможет отделить их от другой информации). Чтобы эта работа не превратилась в круглосуточный ад, определите конкретное время работы (например, с 15.00 до 15.30) и сообщите это время ученикам и родителям.

В иллюстративных целях картинка из открытого доступа
В иллюстративных целях картинка из открытого доступа

10. Подготовка к ИС должна быть почти на каждом, а при приближении к событию на каждом уроке. Время урока ограничено. Я выбирала наиболее приемлемый урок в неделю (чаще всего в пятницу) и выделяла в нём чуть больше времени для подготовки к ИС. Вначале обучала алгоритму работы на примере одного, наиболее сильного ученика. Потом уже ребята работали самостоятельно в парах или в группах по 4 человека. Я лишь помогала, комментируя верные и ошибочные примеры. Кстати, комментировали их и сами ребята, тут же исправляя, предлагая свои варианты решения заданий.

Но это уже тема следующей статьи.

(Продолжение следует).

_________________________________________________

Надеюсь, статья была полезной.

Благодарю за лайк и подписку!

P.S. На канале можно найти другие статьи о подготовке к ИС и ОГЭ.