Найти в Дзене
Серебряное перо

Итоговое собеседование по русскому языку. Из опыта подготовки (начало). Мы справимся!

(Начало)

Когда я сообщила своим девятиклассникам о том, что им предстоит не только сдавать ОГЭ, но и получить доступ к нему, пройдя итоговое собеседование по русскому языку уже в феврале, в классе наступила тишина. Та самая, звенящая. Когда парты не скрипят, телефоны не пикают, ручки не падают, учебники не листаются, портфели не шуршат, но ощущение звона присутствует.

Двадцать пар зелёных/карих/синих глаз устремились на меня.

Да, примерно так! В иллюстративных целях картинка из открытого доступа
Да, примерно так! В иллюстративных целях картинка из открытого доступа

В них было многое: интерес / удивление / любопытство / растерянность / "всёпропало"... Не было равнодушия. И это обнадёживало: мы справимся.

Замечу, что класс у меня обычный, "среднестатистический". Есть добросовестные трудяги (увы, их меньшинство), есть и мягкотелые лентяи, и шустрые непоседы, и упорные молчуны. Отсюда и разница в реакции на сообщение.

В иллюстративных целях картинка из открытого доступа
В иллюстративных целях картинка из открытого доступа

Первое, что мне нужно было сразу же сделать, - удовлетворить интерес / удивление / любопытство. Рассказала в общих чертах, что/где/когда/как будет происходить. В общих - за неимением времени (об этом предупредила). Потом, в последующие дни - постепенно, дозируя информацию и повторяя её для полного усвоения всеми, - сообщала в подробностях. В том числе и отвечая на возникающие вопросы.

Второе, что сделала, - поддержала тех, у кого растерянность / "всёпропало". Подчеркнула, что на итоговом собеседовании (ИС) проверяется умение общаться, вести беседу. Но ведь ребята делают это каждый день! Что же здесь необычного? И ещё: ИС проводится в устной форме, следовательно, орфографических и пунктуационных ошибок никто не сделает, даже если очень захочет.

Мультфильм «В стране невыученных уроков» (1969, реж. Юрий Прытков). Фото из открытого доступа
Мультфильм «В стране невыученных уроков» (1969, реж. Юрий Прытков). Фото из открытого доступа

Итак, нам вместе предстояло пройти сложный путь "от" и "до": много и кропотливо работать, тренироваться, преодолевать трудности, справляться с эмоциями, помогать друг другу. С этого момента нам пришлось перестраивать работу на уроке и дома.

В иллюстративных целях картинка из открытого доступа
В иллюстративных целях картинка из открытого доступа

Опыт показывает, что к ИС девятиклассники относятся по-разному (помните разную реакцию на сообщение?). Изначально у всех различные стартовые позиции в базовых знаниях и навыках, в умении управлять стрессом, в опыте решения проблем. Кто-то уверен в себе и считает, что справится (по крайней мере, минимум баллов уж точно наберёт, а для "зачёта этого вполне хватит). Кто-то лихорадочно пытается определиться, есть ли шанс подсмотреть/списать/
получить подсказку - или всё же "всёпропало"?

Несмотря на степень уверенности, волновались все ребята. Многих беспокоил устный формат ИС и запись в реальном времени, отсутствие возможности что-то переделать/перезаписать/перерешать, как это бывает на письменном экзамене. При устном ответе практически нет времени на тщательное обдумывание ответа, нельзя отложить трудный вопрос и вернуться к нему позже (как в тестах). Всё необходимо делать быстро и последовательно. Во время заминки нельзя получить помощь класса, а заминки случались - по причине незнания ответа и неумения выйти из такой ситуации, по причине ограниченного словарного запаса.

Ознакомившись с заданиями, ребята решили, что самое простое задание - описание фотографии, самое сложное - пересказ.

Словом, работать есть над чем.

...Сегодня, по прошествии некоторого времени, анализируя пройденный этап, могу выделить моменты, которые оказались важными и помогли в организации подготовки к ИС.

Но это уже тема следующей статьи.

(Продолжение ЗДЕСЬ).

_________________________________________________

Надеюсь, статья была полезной.

Поделитесь, какие трудности испытывали Вы и Ваши ученики?

Благодарю за лайк и подписку!

P.S. На канале можно найти другие статьи о подготовке к ИС и ОГЭ.