Здесь ниже будет представлен расширенный текст статьи, которая в сжатом формате опубликована на портале pakhotin.org искуствоведом Марией Ефимовой.
Доказательство от противного
В этой статье доказательство ценности и необходимости повышения культурной осведомлённости - основы взаимопонимания в современном мире, богатом культурными различиями, проведено от противного на основе главы «Чур не я» комикса «Асоциальное сообщество» (1), (2), {тут весь комикс постранично – (34)} художницы Маринетт Мортем в котором: во-первых, показано как взаимодействуют его деструктивные, но дружные и визуально уникальные и эстетичные персонажи (кошка Верóника социопат (19), солнышко Хару-Хару психопат (20), (21), Безглазый Олень Джерри – социофоб (22), (23), (24), ананас Татьяна – рационалист (25), питомец Тоби – сбепросто собачка (26), (27)); и во вторых, определено различие замысла автора комикса и его возможных интерпретаций (4). Выбор этого комикса для достижения цели статьи связан с возможностью взглянуть на ситуации с разных точек зрения особенных персонажей с отсутствием или искажением культурной осведомленности.
Загадка культурной осведомлённости
Рассмотрим пример - в зависимости от угла зрения, глядя на листок на столе, один человек видит цифру «6», а другой – «9». Кто из них прав? Оба? А ведь это цифра - наблюдаемый объект, а не кот Шредингера. Неужели в культурную осведомленность должно входить и перцептивное селекционное умение сортировать информацию по степени её значимости для личных целей индивида? (3) Разве каждый видит то, что он хочет увидеть? Культурная осведомленность – это и право выбора мнения и точки зрения, и отказ от предрассудков окружающих, и умение понять ситуацию в целом, если истина больше, чем одна. Разрешить эту загадку позволит характеристика понятия культурной осведомленности, а также возможности и способы ее повышения. На одной из страниц комикса «Асоциальное сообщество» показано кардинальное различие целей каждого его членов Тоби: Безглазый Олень Джерри: «Нужно найти Тоби» (пропавшего питомца, которого он считает слабым и способным разве что потеряться), Верóника: «Нужно найти Джерри» (беззащитного и подверженного паническим атакам в одиночестве), Хару-Хару: «Нужно найти скидки» (маниакальный шопоголик), и успешный питомец Тоби, который уже нашел огромную говяжью ногу в витрине!
Что хотел сказать художник?
Пусть художница рисует свой комикс, и она увлечена развитием сюжета и персонажей, но гарантирует ли это, что всегда смысл комикса может быть в точности интерпретирован? Ведь замыслы художницы могут быть не раскрыты, а их интерпретации – ложными (4). Например, в комиксе «Асоциальное сообщество» присутствуют манекены, которые падают на пол, и поэтому нельзя догадаться, что солнышко-психопат Хару-Хару роняет не манекен, а настоящего ребенка, тем более, что тот просто лежит и молчит. Безглазый Олень Джерри, находясь на площадке для выгула собак, тычет палочкой не в их экскременты, а в червяка. Питомец Тоби, найдя говяжью ногу, на самом деле не смог поесть, и просто клацкал зубами у стеклянной витрины. Интерпретация, что фрустрирующий Безглазый Олень Джерри, изображенный в круге, чувствует себя, как будто на него смотрят в дверной глазок – не оправдалась, так как художница нарисовала его отражение в круглом зеркале, которые бывают в Торговых Моллах. Что Безглазый Олень Джерри – лежит в фонтане, и не готовится умирать, а просто вайбует. Кроме того, на страницах комикса есть пасхалки – отсылки к мультфильмам «Ежик в тумане» и «Мадагаскар», но найти их очень сложно. Не столкновение, а идентичность смыслов и интерпретаций – задача для применения инструмента познания – культурной осведомленности.
Что-то на культурном
Нужно ли вообще знать обычному человеку, что такое культурная осведомленность, если это не касается его по работе? Или это действительно что-то на культурном языке, не имеющее отношение к человеку, если он по профессии: ни антрополог, ни этнограф, ни сотрудник музея, ни исследователь культуры, ни архивариус, ни преподаватель культурологии, ни специалист по международному туризму и международным отношениям и дипломатии, ни гид, ни экскурсовод, ни лингвист, ни переводчик. Разве нужна культурная осведомлённость современному человеку для успешного межкультурного общения, развития глобальной компетентности, гражданской культуры и толерантности? (5),(6),(7) Разве не достаточно для этого простых поведенческих навыков, полученных в обычной среде своего воспитания? Культурная осведомлённость – это способность человека понимать и оценивать различные культурные явления, а также видеть взаимосвязи между ними. Поэтому культурная осведомлённость позволяет человеку лучше понимать окружающий мир, развивать критическое мышление и аналитические навыки, которые необходимы для успешной адаптации в современном обществе (8), (9).
Вред культурной неосведомленности
Ну допустим, человек не знает, или наоборот, знает, но сознательно не хочет быть культурно осведомленным. Какой вред отсутствие или недостаток культурной осведомлённости может это принести ему, или его окружению? Вот пример вреда при отсутствии культурной осведомлённости: ошибочное толкование вербального или невербального поведения партнёров по взаимодействию, непонимание и конфликты могут привести к негативным последствиям (10). В бизнесе или отношениях без учета культурных особенностей партнёров, можно столкнуться с недопониманием, разногласиями и потерей доверия. В многонациональных коллективах без учета культурных различий коллеги могут создать напряжённую атмосферу и снизить свою эффективность. Туристы и студенты, находящиеся в других странах, без знания местных правил и норм поведения могут нарушить закон, оскорбить жителей или вызвать недовольство и беспорядки. В межличностных отношениях без понимания культурных различий менталитета и обычаев между людьми могут быть обиды, ссоры и разрыв отношений (11). (12).
Как повысить свою культурную осведомленность
Достаточно ли быть культурно осведомленным без усилий, автоматически, по факту своего рождения в культурном обществе и пользования благами цивилизации, в том числе для выполнения своих функций как члена общества: выполнять работу, голосовать, потреблять контент – смотреть фильмы, читать статьи или новости на сайтах или в телеграмме? Как приобретается и наращивается культурная осведомленность? Чтобы стать более осведомлённым в культурных вопросах, можно читать книги и статьи, слушать подкасты, стараясь находить источники с разных точек зрения; изучать историю и искусство разных наций и этносов; посещать музеи, галереи, фестивали, театры и выставки с произведениями искусства разных народов, стран и эпох; путешествовать и знакомиться с культурой разных стран; изучать иностранные языки и практиковаться с носителями языка; слушать классическую и национальную музыку разных жанров; смотреть фильмы и сериалы с аспектами жизни и традициями разных стран; общаться с интересными и образованными людьми с различными ценностями, делиться и обмениваться своим опытом и мнениями (13), (14).
Что отличает культурно осведомлённого человека
Культурно осведомлённый человек обладает более широким кругозором, открытым и толерантным мировоззрением, что позволяет ему лучше понимать и взаимодействовать с людьми из разных культурных сред. Для него характерны толерантность, уважение к разнообразию, способность увидеть общее и объединяющее в разных культурах. Терпимость к отличиям в культурных ценностях, знание и интерес к другим культурам, уважение к чужим традициям, способность к эмпатии, умение общаться и находить компромиссы, отсутствие предубеждений к чуждым или странным обычаям, открытость к новому опыту, готовность принять новые идеи, точки зрения и способы жизни, без осуждения и критики. Культурно осведомлённый человек – это тот, кто обладает знаниями и пониманием различных культур, их ценностей, традиций, норм и особенностей. Такой человек способен уважать и ценить разнообразие, а также находить общий язык с людьми из разных культурных сред. (15).
Признаки культурной неосведомленности
Можно назвать следующие признаки отсутствия культурной осведомлённости: незнание или неправильное использование основных правил и норм поведения в обществе; непонимание или пренебрежение историческими и культурными особенностями других народов; отсутствие интереса к искусству, литературе и другим проявлениям культуры (к истории, музыке, кино, театру, архитектуре, мифам, обычаям и других формам культурного выражения); неспособность анализировать и критически оценивать произведения культуры и искусства, неумение поддерживать беседу на эти темы. Если собеседник дает негативную реакцию и комментарии по поводу различных событий и явлений, о культурных особенностях, традициях и истории разных стран, то культурная осведомлённость может быть ему недоступна на этом этапе развития личности (16).
Асоциальное сообщество и культурная осведомленность
На примере комикса «Асоциальное сообщество» рассмотрим ошибки в поведении и мышлении персонажей, которые из-за отсутствия культурной осведомлённости на самом деле несут угрозы и обществу, и персонажам. Действие происходит в Торговом Молле, где члены сообщества Асоциального сообщества ищут пропавшего питомца Тоби.
1. Игнорирование социальных норм: трикстер Верóника устраивает нападение и догонялки с солнышком-психопатом Хару-Хару, стараясь угомонить его, так как никак не может заставить его соблюдать общественные нормы и правила поведения. Ведь Хару-Хару не интересуют культурные правила или ожидания общества – он разбрасывает товары, манекены и муку, создавая клубы мучного тумана.
2. Недостаток эмпатии: Безглазый Олень Джерри паникует, оставшись один, но при этом его пугает сам факт любого взаимодействия: он не понимает чувств и переживаний других людей, и поэтому он их боится. Женщина, напомнившая ему, что быть с собаками в магазине запрещено, вызывает у него ступор, но его спасает Верóника, говоря, что питомец Тоби – это животное эмоциональной поддержки.
3. Агрессия и насилие: солнышко-психопат Хару-Хару завлекает за собой всю охрану Торгового Молла на склад, где связывает их всех воедино, для того, чтобы продолжать стаскивать товары в огромные кучи. Он явно не обладает навыками культурного общения и разрешения конфликтов и поэтому он спорит с Верóникой относительно покупки чего-то из товаров, собранных им в огромные кучи.
4. Проблемы с ограничениями: по итогам устроенного хаоса, фотографии членов Асоциального сообщества вывешивается в Торговом Молле на входе, и им запрещается его посещение. Так же асоциальные люди могут сталкиваться с трудностями при поиске работы из-за недостатка навыков коммуникации и культурных знаний, что снижает их шансы на успешное трудоустройство.
Возможна ли социализация Асоциального сообщества?
Асоциальным можно назвать сообщество, которое стоит в стороне от основных социальных проблем, замкнуто в системе узкогрупповых ценностей и не принимает социально полезные цели деятельности. Члены асоциального сообщества объединены в группу за счёт общих интересов, ценностей и взглядов на жизнь, и таких сообществ и объединений действительно много. Связь между асоциальным сообществом и культурной неосведомлённостью заключается в том, что недостаток знаний о культуре и традициях может способствовать формированию асоциального поведения. И поэтому культурная осведомлённость может помочь сделать асоциальное сообщество более социальным. Она способствует лучшему пониманию и уважению других точек зрения, повышает качество отношений и улучшает рабочую среду и сферу домашнего обитания.
Межличностное или межкультурное понимание
Различие в культуре и различие в типе личности – разные вещи. Культура относится к общественным нормам, ценностям и традициям, в то время как тип личности связан с индивидуальными особенностями человека. В комиксе Асоциальное сообщество ярко показаны особенности взаимодействия разных типов персонажей. Различия в типе личности также могут влиять на отношения между людьми, так как каждый человек обладает уникальными чертами характера, предпочтениями и стилем общения. Однако наличие культурной осведомленности может способствовать пониманию и принятию этих различий, лучшему взаимопониманию и сотрудничеству между людьми. В комиксе каждый герой имеет свои уникальные черты и особенности, которые проявляются в их реакциях на происходящее.
Ролевые конфликты деструктивной коммуникации
В комиксе Маринетт Мортем, персонажи создают события и реагируют и ситуации по-разному, что отражает разнообразие отображаемых характеров их особенностей и взглядов.
Кошки-мышки, притяни-оттолкни. Заинтересовать, дать эмоции, азарт, заставить жить погоней за партнером, а затем исчезать на долгое время. Это одна из действующих стратегий пикапа, эмоциональные качели. Хару-Хару играет, заманивает и знает, что он это делает осознанно, а Верóника полностью вовлекается в этот процесс, и злиться и догоняет его по настоящему. Провокация и эскалация конфликта начинается с того, что Хару-Хару смотрит выжидающе и смеется, чем дразнит и выбешивает свою жертву. Он ее специально дразнит, и Верóника кидается на него, напрыгивая сзади. Хару-Хару делает удивленно-непричастное лицо, а затем совершает серию маневров, чтобы довести Верóнику до еще большего азарта, а затем рассыпает муку, чтоб скрыться в клубах тумана. Апогей противостояния, где Верóника догоняет Хару-Хару, на самом деле был им запланирован: Хару-Хару заманил Верóнику в свое тайное место, и показал то, что натащил товары из магазина в огромную кучу "Взгляни, взгляни! Это все по скидке", для него связанные охранники это сопутствующий ущерб его замысла. И Верóника не уходит, а требует открыть, в чем его замысел.
Симбиоз: Весь комикс Верóника носит у себя на спине, как рюкзак, ананас Татьяну, которая как голос разума дает саркастические комментарии тому, что происходит (31), (32). Но для Верóники это создает фон эмоционального принятия ее такой, какая она есть, со всеми ее психологическими проблемами, которые она решает за счет манипуляций с беспомощным Безглазым Оленем Джерри и его и нуждаемостью ее в опеке, а также ее зависимостью от манипуляций и эмоциональных качелей с ярким и деятельным солнышком-психопатом Хару-Хару. Но на самом деле, Хару-Хару тоже нуждается в Верóнике, он сначала успевает выбесить охрану и заставить преследовать его, затем он связывает охрану, а и стаскивает на складе товары из магазина горы, и только потом ведет Верóнику, чтобы она одобрила его выбор, и купила ему «по скидке» то, что он специально насобирал, чтобы у нее это выпрашивать.
Спаситель–жертва–преследователь: Верóника гиперопекает Безглазого Оленя Джерри. Она запретила ему сходить с места, где она его оставляет, но он превозмогая себя идет самостоятельно идет искать Тоби (33). Она использует его страх, чтобы быть его Спасителем, защищая его от ступора и страха в коммуникациях. Так же она преследует Хару-Хару, чтоб прекратить его безобразия, но когда ситуация выходит из-под контроля, она уже "девушка в беде", которую спасает бесстрашный Хару-Хару, вывозя всю компанию из супермаркета на тележке, и убегая от полиции. Если физиономия Хару-Хару всегда одинакова - он в постоянном ажиотаже, то в момент спасения обычно вялые полузакрытые глаза Верóники теперь уже пронизаны ужасом и восторгом. Вот что именно делает с ней Хару-Хару, не только катая на тележке, но и катая на эмоциональных качелях, то заставляя ее бегать за ним и охотиться на него, то спорить и торговаться, то вдруг спасать ее из непредвиденной ситуации, которую он сам и создал и из которой выход может найти только он сам (28), (29), (30).
Таким образом, в комиксе Маринетт Мортем герои имеют свои уникальные черты, которые на их уровне культурного развития и осведомленности проявляются в их поведении и действиях. Это забавляет и позволяет увидеть себя или своих знакомых в одном из героев, но и напоминает, что быть культурно осведомлённым - это непрерывный процесс, который требует внимания, усилий и интереса к людям и созданному ими иллюзий, отношений и в целом к миру вокруг нас.
Вывод
Комикс Маринетт Мортем – это яркий пример того, как вопросы низкого уровня культурной осведомлённости в асоциальном сообществе могут акцентироваться в творчестве художника (17), (18). В её работах мы видим разнообразие характеров персонажей и реакций на события, что отражает богатство культурного опыта и позволяет читателям лучше понять самих себя и окружающих, а также развивают навыки анализа и интерпретации произведений искусства. Культурные различия могут влиять на отношения между людьми, вызывая трудности в коммуникации, выражении эмоций и мировоззрении. Однако культурные различия также могут быть источником обогащения и укрепления отношений, благодаря обмену опытом и знаниями, расширению кругозора и пониманию мира. Таким образом, Маринетт Мортем демонстрирует, как разные люди могут по-разному воспринимать одни и те же события и явления (35). Она показывает, что культурная осведомлённость позволяет человеку лучше понимать окружающий мир и самого себя, а также способствует формированию гармоничного и открытого общества.
Список литературы:
1. Асоциальное сообщество - Кто есть кто. Раскрытие характеров персонажей в сюжетной линии комикса Маринетт Мортем Асоциальное сообщество https://dzen.ru/suite/cc67a47d-5b4d-4ebc-870a-d9d81616d85f
2. Асоциальное сообщество - Кто кого. Характер и динамика взаимодействия персонажей в комиксе Маринетт Мортем Ассоциальное сообщество https://dzen.ru/suite/eab14b18-1919-4287-a1d7-85a69b5af179
3. Белякова И.Г. Культурная осведомленность как элемент глобальной межкультурной компетентности // Культура и цивилизация. 2021. Том 11. № 1А. С. 191-199. DOI: 10.34670/AR.2020.13.52.023 http://www.publishing-vak.ru/file/archive-culture-2021-1/23-belyakova.pdf
4. Замысел VS Интерпретация комикса Маринетт Мортем "Асоциальное сообщество https://dzen.ru/a/ZbVHmJh3nxys9wMi
5. Хронология развития понятия "культурная осведомленность Любанская А.С. В сборнике: Лингводидактика и межкультурная коммуникация: актуальные вопросы и перс пективы исследования. Сборник научных статей. Чебоксары, 2018. С. 332-340. http://www.publishing-vak.ru/file/archive-culture-2021-1/23-belyakova.pdf
6. Tasks for developing cultural awareness in l2 community Madina Ibragimovna ISAMUKHAMEDOVA Teacher Tashkent State University of the Uzbek Language and Literature Tashkent, Uzbekistan https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44848206_99247109.pdf
7. Формирование культурно-символьной осведомленности у бакалавров социально-культурной деятельности средствами событийного туризма Горбунова Н.А., Комраков Р.В., Федорова М.А. Ученые записки Орловского государственного университета. 2022. № 4 (97). С. 226-229. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_50289656_85280740.pdf
8. Cultural literacy and language awareness in a virtual classroom Sereda P.V. В сборнике: Филологические и социокультурные вопросы науки и образования. Сборник материалов V 4. международной научно-практической очно-заочной конференции. 2020. С. 700-703 https://www.elibrary.ru/download/elibrary_59854767_56264474.pdf
9. Роль культурной осведомленности при обучении курсантов английскому языку в гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений Фридерикс А.В. В сборнике: Многонациональная Россия: вчера, сегодня, завтра. Сборник научных статей. Смоленск, 2023. С. 635-642. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_45727133_11522653.pdf
10. Культурная осведомленность" как основа развития международной деятельности будущих экономистов в условиях глобализации Соловьёва Л.В. В сборнике: Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам. материалы ХI Международной научной конференции, посвященной 96-летию образования Белорусского государственного университета. 2017. С. 135-136. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32171015_14476601.pdf
11. Особенности стрессоустойчивости студентов в условиях зарубежной миграции в зависимости от уровня культурной осведомленности Тагильцева Е.В., Султанова А.Н., Сычева Т.Ю. В сборнике: НАУКА РОССИИ: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. Сборник научных трудов по материалам XXIV международной научной конференции. Екатеринбург, 2020. С. 38-42. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44510623_38590218.pdf
12. Использование возможностей гейм-дизайна для повышения уровня осведомленности об историии культурном наследии города Осипов А.В., Певчев И.С. В сборнике: Регионы. Города. Ракурсы и параллели. Сборник научных статей VIII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения В.И. Кочедамова, с конкурсом докладов молодых ученых, магистрантов и студентов. Редколлегия: Л.В. Чуйко (науч. ред.) [и др.]. Омск, 2023. С. 130-134. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_53870262_37080972.pdf
13. Важность культурной осведомленности в бизнесе Жукова И.С., Гайворонская Е.С., Клименко А.С. В сборнике: Научные исследования и разработки 2023: гуманитарные и социальные науки. сборник материалов XVIII-ой международной очно-заочной научно-практической конференции. Москва, 2023. С. 93-94. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_51324690_44069650.pdf
14. Возможности образовательной культурно-инклюзивной среды университета в повышении у студентов культурной осведомленности и воспитании уважения к разнообразию Горюнова Л.В. В сборнике: Национальная идентичность сквозь призму диалога культур. Сборник научных статей IV Международный конгресс. Ростов-на-Дону - Таганрог, 2023. С. 363-366. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_60013708_82462747.pdf
15. Культурная осведомлённость в комиксе Маринетт Мортем: разнообразие характеров и реакций https://dzen.ru/a/ZvnRVoAMRUajUiEQ
16. Капустина Д.М. Развитие культурной осведомленности при изучении иностранного
языка // Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 12А. С. 451-457. DOI:
10.34670/AR.2024.62.73.039 http://publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2023-12/c6-kapustina.pdf
17. Маринетт Мортем: полимат культурной осведомлённости https://dzen.ru/a/Zvr03oLnkAngEqTy
18. Культурная осведомлённость в комиксе Маринетт Мортем: разнообразие характеров и реакций https://dzen.ru/a/ZvnRVoAMRUajUiEQ
19. ВерОника – токсик-заводила Асоциального сообщества Маринетт Мортем
https://dzen.ru/a/ZYM8FCnaRScVB2k9
20. Хару-Хару (часть 1) - Солнце из Ассоциального Сообщества Маринетт Мотем
https://dzen.ru/a/ZYXFySJikxkwLslh
21. Хару-Хару (часть 2) - Солнце из Ассоциального Сообщества Маринетт Мотем
https://dzen.ru/a/ZZXCCS61wRuWLtmq
22. Безглазый олень Джери (часть 1) из Ассоциального сообщества Маринетт Мортем
https://dzen.ru/a/ZZaHdr_25nM2MtRq
23. Безглазый олень Джерри (часть 2) из Ассоциального сообщества Маринетт Мортем
https://dzen.ru/a/ZZalkSoEzhElwGXt
24. Безглазый олень Джерри (часть 4) из Ассоциального сообщества Маринетт Мортем
https://dzen.ru/a/ZZbfuACn0lgyRphM
25. Ананас Татьяна из Ассоциального сообщества Маринетт Мортем
https://dzen.ru/a/ZZb1nCcKAQiqB3mm
26. Питомец Тоби (часть 1) из Ассоциального сообщества Маринетт Мортем
https://dzen.ru/a/ZZc9obChZQJnK4u1
27. Питомец Тоби (часть 2) из Ассоциального сообщества Маринетт Мортем
https://dzen.ru/a/ZZfdV4ZaWR2LJoyk
28. Вероника VS Хару-хару (часть 1) в Ассоциальном сообществе Маринетт Мортем
https://dzen.ru/a/ZZfsxMiprDdVzxFZ
29. Вероника VS Хару-хару (часть 2) в Ассоциальном сообществе Маринетт Мортем
https://dzen.ru/a/ZZgVqR87oE4WS3qi
30. Вероника VS Хару-хару (часть 3) в Ассоциальном сообществе Маринетт Мортем
https://dzen.ru/a/ZZgrkSoEzhElmnyW
31. Вероника VS ананас Татьяна (часть 1) в Ассоциальном сообществе Маринетт Мортем
https://dzen.ru/a/ZZhUoVwQi2jqXZgt
32. Вероника VS ананас Татьяна (часть 2) в Ассоциальном сообществе Маринетт Мортем
https://dzen.ru/a/ZZkTFVKwnBEvgjw3
33. Безглазый олень Джерри VS питомец Тоби (часть 1) в Ассоциальном сообществе Маринетт Мортем https://dzen.ru/a/ZZkzdOs1ch7L1zS9
34. Асоциальное Сообщество 1 глава Чур не Я. Комикс Маринетт Мортем
https://vk.com/album-144817447_283841575
35. Культурная осведомленность художницы Маринетт Мортем в комиксе «Асоциальное сообщество» https://dzen.ru/a/ZwFzkWBHnnxRQ2Jm