Посёлок Светлый Путь, как и большинство населённых пунктов Краснодарского края, в целом вполне мог претендовать на статус «относительно пригодный», для существования, если бы такая номинация существовала. Воплощение идеи вождя об электрификации страны, шагнуло далеко за самые смелые планы Владимира Ильича – к счётчикам электроэнергии тут относились как к пережитку. В домах, в которых они присутствовали местные Яблочковы и Лодыгины путём нехитрых приспособлений если и не заставляли крутиться диски в обратную сторону, то уверенно фиксировали их на месте. Даже водопровод, хоть и не магистральный, и исключительно с холодной водой, но был, почти во всех домах. Судьба остальных удобств вверялась целиком и полностью местным жителям. Бабушку Надежды, любезно предложившую молодым пожить в её доме, вполне устраивали удобства раннего Средневековья, то есть наличие ведра и таза. Туалета, не говоря уже о ванне или душе, как предмета, как части интерьера и задумки архитектора не было в принципе.
За полгода проживания молодой семьи, дом заметно похорошел – фасад отштукатурен и побелён, развалившиеся кирпичи ступеней заменены на новые, забор, завалившийся на дом, поднят и местами заменён, появилась калитка, пропавшая, в глубине веков. Территория облагорожена тропинками и невысокими, покрашенными в белый цвет, деревянными заборчиками. Огороды радовали глаз, второй за сезон, ботвой картофеля, и цветочками по периметру. Апофеозом стало возведение, в глубине сада, туалета, как бы сказал герой киноромана: «туалэта типа «сортир», с философской фразой на фронтоне – «Memento mori». В нескольких метрах от входа в дом удобно расположился деревянный стол, опирающийся на яблоню, и лавочка – именно тут и встретил Игорь, своего бывшего одноклассника.
- Как же я рад тебя видеть, – обнимая друга, – поприветствовал Игорь, – столько времени прошло, даже не верится!
- Я тоже очень рад, дружище, – Владимир светился от радости, – не так уж и много! Всего-то чуть больше полугода с момента вашей свадьбы… Я, кстати, еле выжил в роли «дружка». А где законная супруга?
- Надюшка, когда узнала, что ты приезжаешь, решила удивить тебя кулинарными изысками, поэтому с утра у плиты… Заходи, будь как дома!
- Господи, как вы тут живёте? – Владимир, с хрустом, откусил огурец.
- А что, собственно, не так? Это ты у нас городской житель, а мы с Надюшкой уже почти год тут обживаемся. Видел бы ты, что тут было раньше! – Игорь многозначительно покачал головой, – Жуть!
- То есть то, что я сейчас вижу – это Монмартр, а это тропа, – Владимир указал на размокшую, от ночного дождя, тропинку, виляющую между деревьями и теряющуюся в зарослях лопуха, – Елисейские поля?!
- Ничего, ничего, – улыбнулся Игорь, – Надюш, ты огурцы, которые на столе валяются, не мыла?
- Игорёк, я не успела – донеслось из недр дома.
- Вот и замечательно! Вовке, через некоторое время, просто необходимо будет осмотреть достопримечательности и, позабыв городские манеры, подумать о вечном. А я, как мудрый самурай, посижу на берегу реки и помою огурец, прежде чем жрать всё, что не прибито. – Рассмеялся Игорь.
- У меня почти всё готово – торт в духовке! – На пороге появилась Надежда. Вовка! Привет! – Ребята обнялись, как старые добрые друзья.
- Без фаты тебя прям не узнать, – улыбнулся Владимир, – здорово выглядишь! – Демонстративно оглядывая девушку, подытожил знаток. Фартук хозяйки не справился с кипучей энергией – коротенькая юбка, рубашка, мочка уха и даже правая коленка, вымазанная мукой, сразу выдавала в ней шеф-повара, а точнее, кондитера, испёкшего только за сегодняшнее утро не один пуд хлебобулочных изделий. – Ребята, накрывайте стол. Игорь, ты чего расселся?
- Действительно, чего это я расселся, – улыбнулся Игорь, – я несколько раз предлагал свою помощь, но от неё вежливо отказались и послали меня в сад… Где, собственно, я, в смирении, и прибываю. Жду распоряжений и указаний. Малыш, мы же на улице сядем, да? Кстати, откуда у нас такая роскошь, как мука? Ещё и в таких количествах…
- Конечно, на улице, – Надежда оглянулась, назад, в проём двери, на кухню, оценивая размер бедствия и масштабы разрушений, – у меня стол на кухне занят… Туда нельзя. Муку я у соседки попросила – нужно же было организовать праздничный стол? Праздник – значит торт! Хотя у нас с Игорем и торт – автоматически означает праздник.
- Да я наслышан, как вы тут живете…– Владимир расстегнул сумку, с которой приехал – Студенчество должно голодать – оно так знания впитывает лучше. Вспомните хотя бы Раскольникова… А, нет, это плохой пример… Игорь, как будущий историк, может это подтвердить. Держи, ставь всё на стол – не с пустыми же руками я к вам приехал?!
Праздник, посвящённый приезду Владимира в гости, постепенно начал обрастать незаменимыми атрибутами любого праздника: на столе появилась банка солёных огурцов, шмат сала, сковородка с обжигающе горячей, жареной картошкой, литровая бутылка спирта Royal и, чуть поменьше, вина «Улыбка». Юношеский максимализм иногда ставит организм на грань Гамлетовского вопроса «Быть или не быть» и тогда туловищу ничего не остаётся, кроме того, как бороться за жизнь самостоятельно, без помощи мозга.
- Мы это будем пить? – То ли с надеждой, толи с отчаянием в голосе, произнёс Игорь. – У меня завтра экзамен, по немецкому языку. Хотя бы допивать не будем? Мне бы ещё по билетам пройтись…
- Да и да, - ответил Владимир, на каждый из вопросов, – не каждые же выходные мы с тобой видимся!
- Что ты, что ты! Если б каждые я бы уже давно умер…
Несколько часов пролетели, в дружеском общении, как пара минут – тёплый кубанский вечер незаметно, но очень быстро, накрыла кромешная темнота. Освещение прилегающей территории ещё находилось в стадии проектирования и согласования. Игорь уже несколько раз, мысленно расставил столбы, протянул провода и вкрутил лампочки, но планы были заморожены, в связи с отсутствием столбов, проводов и лампочек. Проблема решалась очень древним способом: сдёрнув шкуру животного, закрывающую вход в пещеру, можно было осветить огнём очага соседскую пещеру, подкрадывающегося саблезубого тигра, стол, лавочку и засидевшихся друзей.
– Малыш, – обратился Игорь к супруге, – открой, пожалуйста, дверь. Я и так у тебя слепой, а тут даже очки не помогают – ни черта не видно, что и куда мы тут наливаем…
Надя потянула ручку двери, и неожиданный эффект не только моментально отрезвил друзей, но и разбудил соседскую собаку – Пожар! Игорь! Пожар! Горим! – Столб дыма, подсвечиваемый тусклой лампочкой, вырвался из дверного проёма.
- Твою ж мать! Малыш, стой! – Игорь бросился на кухню, не оставляя стихии ни малейшего шанса потухнуть, не испепелив его дотла. Неравная борьба за жизнь и само строение ограничилась открытием всех окон, и официальным объявлением о завершении приготовления торта. Массивный кусок угля, занявший самую большую сковородку, выглядел небольшим Везувием. Спасая содержимое самого себя, торт пытался извергнуть хотя бы часть ингредиентов, отчего в центре образовалось возвышение с кратером и растёкшейся, по краям, «лавой».
- Мы это будем есть? – с надеждой на опровержение и нотками тревоги, спросил Владимир? – рассматривая сковороду, дымящуюся в центре стола.
- Ребята, простите, я совсем про него забыла…
- А как он назывался, – зачем-то поинтересовался Владимир, – рассчитывая, видимо, что, называя его в прошедшем времени, подписывает приговор и списывает лакомство со счетов.
- Он называется «Зебра», – не оставляя ни малейшего шанса на утилизацию, ответила Надя, – сейчас Игорь его ножиком поскоблит и всё будет хорошо. Да, Игорь?!
- Естественно! Это просто следующий этап! Вовка ничего не понимает в кулинарии! Рецепт тут такой: яйца, тесто, духовка, пожар, поскоблить и покрыть глазурью! Щассс всё будет! – рассмеялся Игорь и принялся за дело…
Не грустное торжество подходило к концу. Спирт, как и положено, был выпит, торт почти съеден, а во дворе забрезжил рассвет. Надя, оставив друзей за столом, уже просматривала седьмой сон.
- Как тебе семейная жизнь? – Поинтересовался Владимир, – смотрю всё у вас хорошо… Даже не смотря, что я убеждённый холостяк, признаюсь, смотрю на вас, счастливых и даже завидую…
- Ты прав, дружище – у нас всё просто замечательно. Я и сам готов себе завидовать, если бы не переживания за Надюшку… Денег нет, перспектив тоже – сам видишь. Даже руки иногда опускаются. Стараюсь не показывать это Наде. Может зря она со мной? Без меня была бы счастлива и обеспечена… Хорошо хоть урожай, какой-никакой собрали – картошка, маркошка… А то ведь голодали… Реально голодали… Я, признаться, даже не знаю, как окончить универ! Билеты на автобус стоят денег, а их у меня нет и взять негде – работы, как ты понимаешь, на этом «Светлом пути» нет совсем… А ты знаешь, что такое счастье или несчастье, друг мой?
- Как тебя деревенская жизнь-то прёт! – Улыбнулся Вовка – у меня не было времени подумать, но ты, видимо, восседая на троне, под табличкой «memento mori» уже придумал ответ?
- И да, и нет, – совершенно серьёзно ответил Игорь, – счастье и несчастье очень эфемерные и в то же время реальные понятия. Вот смотри, счастье субъективно – его нельзя потрогать, засунуть в карман или за пазуху, им даже я уверен, нельзя поделиться. Оно личное, очень незаметное и ранимое. Кроме того, счастье максимально эгоистично! Оно реально только для одного… И ещё – осознаём мы его, к сожалению, как правило, задним числом. Согласен? Ну так вот, а несчастье – легко видимое состояние со стороны, иногда даже бросающееся в глаза. Очень часто его можно в прямом смысле подержать в руках, почувствовать тактильно! Да-да! Представь окровавленные медицинские бинты, справку из онкологической клиники, пепел родного дома, свидетельство о смерти… И, что характерно, несчастье не где-то там сзади или там – впереди – оно чётко, конкретно здесь и сейчас!
- Игорёк, я бы на твоём месте меньше времени проводил там, – мотнул головой в сторону туалета Вовка, – а то я тебя потеряю через годик другой…
- Всё у вас будет хорошо. Я уверен, – пытаясь сменить тему, ответил собутыльник, – не знаю как, но точно! Москва не сразу строилась, а туалет у тебя зачётный… Надпись на латыни сразу говорит о том, что живёт здесь не просто серун, а философ-интеллектуал. Шикарный вид! Как на сооружение снаружи, так и на окружающие плантации изнутри! Особенно тебе удалась вентиляция – щели в два пальца!!! Н-дааа и картошка – это, конечно, здорово, но я люблю мясо…
- Не придирайся – я начинающий архитектор! А кто тебе, кстати, сказал, что у нас нет мяса? Вон, ходит в курятнике… Этой курице лет двадцать, наверное, отроду… Может, она даже наша ровесница! Не поднимается на неё топор… Пробовал уже пару раз... Жалко животину. Ну, не могу я! Вот и жду, когда помрёт.
- А потом в суп или гуляш, есть планы? – поинтересовался Владимир.
- Похороним! Какой суп? Это ж почти член семьи! Ничего в тебе святого нет… Всё в военном училище тебе кокарда отдавила. Ладно... Слушай, дружище, я тебе говорил, что у меня сегодня экзамен по немецкому языку? – не трезво смотря на друга, спросил Игорь, ожидая сочувствия и сострадания друга.
- Конечно, говорил! Ты мне весь мозг своим немецким вынес… Вот что я тебе скажу: не на одном немецком строится образование! Нашёл из-за чего расстраиваться! – Владимир ностальгически задумался, – А знаешь, как меня в военном училище сейчас по немецкому гоняют! Уууу… Кошмар! У меня такое чувство, что из немецкого нам хотят сделать второй родной! Что ты?! Я сейчас по-немецки почти как по-русски могу говорить… Толи ещё будет! Может, даже переводчиком буду...
- Стоп! – прервал полиглота Игорь. – Ты знаешь немецкий?! А я забыл, что знал, ещё в армии… Как говорит мой папа, «не знал, не знал и забыл окончательно…» План такой: сдаёшь экзамен за меня – ты!
- Я? – Владимир поперхнулся остатками торта, – кардинальное решение, а когда?
- Ты! – сказал, как отрезал Игорь, – Мы же с тобой внешне похожи, так? Так! Ты знаешь немецкий, так? Так! Я не знаю это факт! Ты приехал ко мне, а не я к тебе. Я пьян – ты тоже. У меня экзамен – ты сдаёшь… Логично? Вполне! Экзамен через три часа… Собирайся! Поехали…
Город встретил друзей солнечным утром, запахом приближающегося лета, светло-зелёной листвой и головной болью.
- Лучше бы я умер вчера, - поделился ощущением Игорь, – ладно пить-то, но допивать зачем нужно было?
- Ну ты даёшь, что же мы до утра сидели бы и смотрели на бутылку? И вообще, не стони, не у тебя сегодня экзамен, а у меня… И я переживаю… Кстати, вон смотри, – Владимир показал на жёлтую бочку с пивом, разместившуюся в тени сквера, – Я в таком состоянии точно завалюсь. Мне в оздоровительных целях просто необходим литр, а лучше два! Пошли быстрее, до экзамена ещё двадцать минут!
Немолодая продавщица посмотрела на своих первых, по всей видимости, клиентов и, с немым укором во взгляде, налила молодым людям по пол-литровой банке пенного…
- И жизнь хороша, и жить хорошо – констатировал Вовка, – подражая киногерою, – пойдём, мой юный любитель немецкого языка. Показывай, где мы сдаём экзамен!
- Я-то тебе зачем? Вход вон, зачётка вот, – протягивая книжку и показывая на старинное двухэтажное здание с выразительными куполами и острыми шпилями, – второй этаж, аудитория триста пять. Запомнил?
- Запомнил, – кивнул Вовка, – а факультет у нас какой?
- Факультет, у нас с тобой, – «Истории и мировой художественной культуры».
– Обречённо произнёс Игорь и сел на лавочку.
Солнце, выглядывая сквозь листву, приятно грело, озабоченные студенты, сбившись в небольшие компании и обсуждая глобальные проблемы сдачи совершенно ненужных никому экзаменов, проходили мимо. Особо отчаявшиеся и потерявшие веру в глобальную справедливость отставали от своих соплеменников и останавливались на пит-стоп возле бочки с пивом. Лица безнадёг выражали одновременно вселенскую тоску, мольбу о помощи и веру в светлое будущее, может быть даже такое, где экзаменов не будет вовсе...
- А жизнь-то налаживается, – удивился пришедшей в голову мысли Игорь, – тепло, пиво тут хорошее и экзамен как-то сам собой…
- Можешь нас поздравить, – подошедший сзади Вовка, весело хлопнул Игоря по плечу, – я всё сдал!
– Да ладно, – недоверчиво отреагировал Игорь, подпрыгнув от неожиданности – серьёзно?!
- Ты сомневался?! Я же тебе говорю, что буду переводчиком с немецкого! Держи свою зачётку!
Игорь недоверчиво взял в руки зелёную книжицу, развернул на нужном семестре… «Немецкий язык, экз., – 180 акад./ч. – «3» – УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО».
Благодарю за прочтение! Буду рад всем отзывам и комментариям!
Еще больше статей автора на страничке ВК https://vk.com/evgeny_kireev