– Станислав, тормози, мне вот здесь выйти надо! – Пассажир показывает на автобусную остановку, нервно похлопывая по дверной ручке.
– Да тут нельзя, – отозвался таксист, мельком глянув на знак «Остановка запрещена».
– Да ерунда, брат, ну кто там на тебя смотреть будет? Мне срочно, давай!
Станислав поморщился, но, убедившись, что автобуса поблизости нет, мягко прижался к бордюру. Дверь хлопнула, пассажир скрылся в толпе, водитель, пожав плечами, продолжил свой маршрут.
Три дня спустя...
Утро началось с яркого сообщения на экране телефона: «Штраф 3000 рублей» . Станислав чуть не пролил кофе на руль.
– Это что за черт?! – пробормотал он, открывая приложение.
На фотографиях – его машина, четко припаркованная на автобусной остановке, и табличка с пунктом 3.27 в кадре. Желтая разметка вдоль бордюра.
– Да как так-то?! – Гнев подошел к горлу. – Ну я ж на секунду...
Вечером Станислав встретился с коллегами в придорожной столовой.
– И у меня то же самое! – сообщил Михаил, таксист со стажем. – Пассажир попросил я остановился. Тоже штраф.
– Это еще что! – включился другой. – Я видел, как один парень специально подставил. Клиент снимает на телефон, как таксист высаживает его, потом вызывает полицию и передает запись, чтобы ему награду на работе дали!
Станислав тяжело переживал.
– Выходит, нас всех теперь так... по кругу?
– Похоже на то, – заметил Михаил. – Меня вот тоже пассажир подловил. Спрашивает: «Ну вы же понимаете, что за это штраф? А если заплатите на месте, то я ничего не передам». Знаешь что? Платил лично. 500 рублей отдал, чтобы штрафа в 3 тысячи не было.
На следующий день Станислав решил быть начеку. Включив видеорегистратор, он принял первый заказ и внимательно вслушивался в слова каждого пассажира. Вроде всё шло спокойно, пока под вечер снова не прозвучала знакомая просьба:
– Тормози на остановке, я здесь выйду!
– Никак нельзя, друг. Тут штрафы огромные, а ты где-нибудь впереди выйдешь, а? – Станислав сдержал голос ровным.
– Да ладно, на секунду! – спросил пассажир. – Никто не узнает.
Но Станислав заметил, как в зеркало заднего вида вновь мелькнуло лицо человека с телефоном. Пассажир внимательно смотрел что-то в приложении.
Он мягко вырулил обратно на полосу и уверенно сказал:
– Здесь нельзя. Если хочешь, выйдешь через 100 метров у магазина.
Пассажир, явно не ожидавший такого ответа, нахмурился и раздраженно заторопился к двери, когда машина остановилась в стороне от остановки.
– Как знаешь, – бросил он, вылезая.
Станислав улыбнулся: на видеофиксации регистратора сохраняется весь диалог. «На всякий случай оставлю», — подумал он, начиная понимать, как действовать с такими клиентами.
Вечером, уже дома, он просмотрел записи регистратора. В одном из кадров четко видно, как пассажир, покинув машину, сразу достал телефон и направился к местному полицейскому.
«Так я и думал, – горько усмехнулся Станислав. – Ну ничего, дружок, твой план не сработал».
Пару дней спустя он поделился видео с коллегами через общий чат. Там же стали происходить похожие истории.
– А я вот что заметил, – написал один из водителей. – Эти ребята часто ездят на учебу. Один провоцирует, другой снимает, а потом на штрафах зарабатывают. Говорят, что некоторые даже с гаишниками сотрудничают.
– Мы им сейчас устроим, – добавил другой. – У меня на заднем стекле уже табличка висит: «Ведется видеозапись». После этого сразу меньше вопросов, где можно выйти.
На протяжении нескольких недель таксисты всей Москвы слаженно работали против провокаторов. Видеорегистраторы стали стандартом, и каждый подозрительный пассажир сразу попадал под пристальное внимание водителей.
Истории начали публиковать в социальные сети. Люди делились видеороликами, предупреждая друг друга о местах, где чаще всего были «подставы».
«Не ведитесь на провокации. Включайте камеры и сохраняйте записи!»
А те, кто заработал на чужом труде, внезапно исчезли с местных улиц.
Вечером, возвращаясь с очередной смены, Станислав остановился у кофейного киоска, чтобы передохнуть. Пока он ждал кофе, его взгляд упал на городской автобус, который медленно останавливался на остановке.
«Странно всё это, – задумался он. – Кто-то специально провоцирует, кто-то наживается, а расплачивается мы – те, кто просто хочет заработать. И ведь каждый раз мы выбираем между законом и человечностью».
Эта мысль грызла его до конца смены. Но он знал одно: пока таксисты останутся сплоченными и готовыми защитить свои права, ситуация не будет безнадежной.
В этот момент он даже улыбнулся. Для него справедливость – это не только знание законов, но и умение защищать себя.