Найти в Дзене

Когда снижение НМЦК на полпроцента — не признак картельного сговора: позиции судов

Иркутское УФАС России рассмотрело обращение о нарушении антимонопольного законодательства двумя медицинскими компаниями при участии в электронных аукционах. Антимонопольщики провели внеплановые выездные проверки в отношении указанных компаний и установили, что ГБУЗ «ИОКБ» в ноябре и декабре 2019 года были проведены электронные аукционы. В апреле 2021 года электронный аукцион был проведён Министерством здравоохранения. Предметами аукционов являлась соответственно: От обоих участников закупок поступили идентичные ценовые предложения со снижением НМЦК на 0,5%. В результате с одной из указанных медкомпаний заключили два контракта, а с другой – один. УФАС усмотрело в действиях медкомпаний признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 «Закона о защите конкуренции» и возбудил дело о нарушении антимонопольного законодательства. В числе прочего служба привела доказательства в виде: Разбирательство перешло в череду судов. Служители Фемиды пришли к выводу, что заключение регулятора не соответствует действу
Изображение из свободных источников
Изображение из свободных источников

Иркутское УФАС России рассмотрело обращение о нарушении антимонопольного законодательства двумя медицинскими компаниями при участии в электронных аукционах.

Антимонопольщики провели внеплановые выездные проверки в отношении указанных компаний и установили, что ГБУЗ «ИОКБ» в ноябре и декабре 2019 года были проведены электронные аукционы. В апреле 2021 года электронный аукцион был проведён Министерством здравоохранения.

Предметами аукционов являлась соответственно:

  • поставка расходного материала для отделения ультразвуковой диагностики, НМЦК 2 832 000 рублей;
  • поставка медицинского изделия систем ультразвуковой визуализации универсальных, ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, НМЦК 23 425 000 рублей;
  • поставка медицинского изделия - аппарата искусственной вентиляции лёгких анестезиологический, монтаж, ввод в эксплуатацию, обучение специалистов, НМЦК 55 200 000 рублей.

От обоих участников закупок поступили идентичные ценовые предложения со снижением НМЦК на 0,5%.

В результате с одной из указанных медкомпаний заключили два контракта, а с другой – один.

УФАС усмотрело в действиях медкомпаний признаки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 «Закона о защите конкуренции» и возбудил дело о нарушении антимонопольного законодательства.

В числе прочего служба привела доказательства в виде:

  • наличия единой стратегии достижения антиконкурентного соглашения путём добровольного отказа заявителей от конкурентной борьбы в рамках рассматриваемых торгов;
  • наличия устойчивых финансовых связей, кадровой взаимосвязи;
  • подачи заявок и ценовых предложений с одного IP-адреса;
  • идентичности свойств файлов;
  • единого адреса расположения;
  • завершения торгов с наименьшим снижением цены.

Разбирательство перешло в череду судов. Служители Фемиды пришли к выводу, что заключение регулятора не соответствует действующему законодательству, и обязали службу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов компаний.

Выводы судов:

· в рассматриваемых торгах иных участников не было, что может свидетельствовать об отсутствии соответствующей конкурентной среды вследствие непривлекательных экономических условий, низкой рентабельности для поставщиков медицинского оборудования, исходя из условий торгов;
· поставка товаров по двум аукционам осуществлялась в период ковидных ограничений;
· антимонопольное законодательство, положения Закона о контрактной системе не обязывают участников торгов снижать рассчитанную в соответствии с утверждёнными методиками обоснованную НМЦК до цены экономически невыгодной, не отвечающей интересам субъекта предпринимательской деятельности;
· в случае участия в торгах одного из обществ контракт подлежал заключению с этим обществом в соответствии с Законом о контрактной системе как с единственным поставщиком по НМЦК или цене поставщика.
· само по себе наличие хозяйственных связей, взаиморасчётов, совпадение IP-адресов, отказ от борьбы, в рассматриваемом конкретном случае недостаточны для доказывания наличия антиконкурентного соглашения по п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона «О защите конкуренции».

Вместе с тем, суды приняли во внимание закупочные цены по данным ЕИС на идентичные медицинские изделия и оборудование со схожими характеристиками, комплектацией, модификацией и сопутствующими работами, и установили, что НМЦК не позволяла снизить её более существенно.

Позицию предыдущих инстанций о том, что снижение НМЦК на 0,5% не является признаком картельного сговора в случае, если к участию в закупке заявились только два оператора, в октябре 2024 года поддержал Верховный суд.

По мнению ВС, подобные действия участников торгов могут быть обусловлены отсутствием возможности более существенного уменьшения НМЦК из-за изначально низкой рентабельности конкретной закупки.

Документ: Определение ВС РФ от 08.10.2024 № 302-ЭС23-25619 по делу № А19-25129/2022