С недавних пор я захожу в любой храм - тут и архитектура, и живопись, и история - мне интересен не только внешний облик строения, мне интересно его внутреннее убранство - и чем храм древнее, тем и интереснее - что было задумано архитектором и мастерами, что удалось сберечь и сохранить до наших дней. И прежде, чем дверь откроется и ты войдешь внутрь и увидишь всё собственными глазами, сохраняется какая-то загадка, тайна. Волнительно! Особенно если об этом храме ты ничего не читал, не знаешь и тут впервые. К сожалению, стены очень многих древних храмов внутри девственно белые (такое, как правило, бывает после реконструкции/реставрации) - остатки прошлой "цивилизации" уже окончательно стерты, а воспроизвести роспись "как было" или еще не успели, или вовсе не станут, так как история рисунка/росписи/фресок не сохранена. В итоге от храма остается его историческое название, место, восстановленные стены, а вот души у храма, простите, уже нет... И такие отреставрированные храмы, а по сути своей новоделы, не трогают и внутреннего трепета не вызывают. Но есть в Москве и иные места, места сохранившие свою душу!
Я приглашаю вас заглянуть на Старую Басманную улицу в Москве... Более 4-х столетий назад, в 17 веке на этих землях образовалась слобода, получившая свое название Басманная - и тут есть варианты образования названия:
- или от дворцового казённого пшеничного хлеба определенного веса (от татарского "батман" означает вес), выпекавшегося в местных пекарнях для поставки на царский двор и раздачи служивым царя - басман
- или от того, что каждая такая пшеничная булка хлеба на своей корке имела характерный узор, получаемый по клейму - басме, например:
- или же название пошло от ремесленников, изготавливающих изделия из кожи и металла и клеймившие свою продукцию, т.е. применяли клеймо - басму и «басмили» свою продукцию для узнаваемости мастера в народе
- а есть мнение, что проживал на этих землях, владел домом и богатым двором воевода, боярин царя Ивана Грозного Алексей Данилович Басманов (ум. 1570г.) с сыном Федором (ум. 1571), состояли они в рядах опричного войска, были любимцами и опорой царя. И именно от их фамилии и пошло название слободы.
Так или иначе, но Басманная слобода сложилась неким образок к 17 веку, а дорога, пролегающая через слободу и ведущая из Кремля в царские села Рубцово (позже Покровское) и Преображенское, а также соседство с Немецкой слободой и знати обитавшей там, способствовало росту за счет желающих построить свой дом и пустить корни именно тут. Постепенно, но уверенно слобода обросла лучшими домами знати, купцов и именитых заводчиков. Ну а какая богатая слобода и без собственного храма?! Была в слободе своя церковь, но во-первых, небольшая и всех прихожан ну никак не вмещавшая; во-вторых, выполненная в дереве, что при регулярных пожарах и вовсе дело опасное; и наконец, построенная ещё при Василии III в 1517 году.
Найдите 10 отличий, сравнив фото наших дней (выше) с изображением на почтовой фотокарточке 1909-1916 гг. (ниже), отпечатанной в типографии города Гамбург
Так в течение 5 лет на средства поселившихся тут дворян велось строительство и к 1751 году возвели барочный храм Никиты Мученика, по проекту архитектора Дмитрия Васильевича Ухтомского (1719-1774), домами по проектам которого в сущности и была застроена Басманная слобода 18 века.
Вдумайтесь перед нами храм, построенный в годы развитии русского искусства во времена правления императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761), очаровательные путти "русского барокко" вот уже более 270 лет снисходительно смотрят на жителей Москвы...
Мы обошли вокруг всех строений церковной территории, попасть в храм можно только пройдя сквозь колокольню и трапезную.
Трехъярусная колокольня богато декорирована спаренными колоннами и пилястрами, несущими разорванными фронтонами и сильно выступающими карнизами, венчается невысоким шпилем.
Итак, открываем дверь... Первые минуты обстановка выглядит интригующе и чуть пугающе... В бывшей когда-то двухсветной трапезной по одну из сторон ряд каких-то дверей, не свойственный данному месту. И этим дверям есть, конечно же, свое обоснование. Забегаю вперед скажу, что храм этот не коснулись московские пожары 1812 года, после революции 1918 он не был закрыт, решение о закрытии созрело только к 1933 году, после этого храм был тут же разорен и разграблен, и даже частично разобран (часть ограды, портик с северной стороны храма). В стенах закрытого храма располагался и Лесотехнический институт, и склад министерства культуры СССР, и общежитие... Был в планах и снос этого храма..., но обошлось.
Честно сказать не ожидая ничего хорошего, идем дальше (я с надеждой)... и ориентируясь на что-то вдали. Сквозь узкую дверь входим в главный храм! Вы только посмотрите какая красота!!!
Главный храм внешне кажущийся основательным и даже массивным, внутри, за счет сочетания золота с нежно - голубым тоном стен, имеет пространство объемное, своды кажущиеся невероятно высокими, а сколько здесь света! К сожалению, роспись минималистична, но достаточно хорошо сохранилась подлинная барочная лепнина. И здесь фактически нет никого. Тихо...
Исторический иконостас был демонтирован в советские годы, и тот что мы с вами можем видеть сейчас восстановлен в формах, близких к первоначальным, с использованием подлинных фрагментов из собрания Музея архитектуры имени Щусева.
Ну где вы еще в Москве увидите такое?
Храм коснулись реставрации, но было это очень дано в 1960-х и в конце 1980-х годов, в 199-х храм был передан РПЦ. Без сомнения, храму сейчас (и давно) необходим капитальный ремонт, а значит очень немалое финансирование. Глядя на новые строящиеся храмы и видя вот такую уникальную историческую красоту, с каждый годом ветшающую, задаюсь вопросом - зачем возводить новое типовое, когда эти же средства можно потратить и сохранить великолепие прошлых лет (веков)?!
Поднимите глава вверх!
В стенах этого храма бывали Александр Сергеевич Пушкин, Петр Андреевич Вяземский, Николай Михайлович Языков.
В наши дни храм приписан к Елоховскому собору, который находит от Старой Басманной в пешей доступности
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории и путешествия! И помните, что за узкой и невзрачной дверью может оказаться подобное величие!