Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Античеловечные вагоны: итоги 10-летней эксплуатации РЖД двухэтажных вагонов

Двухэтажные вагоны создавались РЖД как альтернатива плацкарту: ведь вагон может перевозить на 10 человек больше, чем плацкартный, с уровнем комфорта как купе. Однако по факту почти десятилетней эксплуатации у пассажиров к таким вагонам все больше претензий. У РЖД уже больше тысячи двухэтажных вагонов. Все больше и больше поездов формируются из двухэтажек. Из последнего – двухэтажные вагоны включают в состав поезда №391/392 Москва – Челябинск. Кроме того, двухэтажка протестирована на маршруте Москва – Вологда. РЖД декларирует: двухэтажные поезда могут перевозить больше пассажиров в одном поезде, однако по факту это не всегда так. Двухэтажные поезда – тяжелее и требуют постоянного питания. У двухэтажных вагонов нет своих генераторов, им необходимо непрерывно получать ток от локомотива. Далеко не каждый электровоз или тепловоз может снабжать поезд нужным количество энергии. Это могут делать мощные локомотивы – такие как ЭП20, но их мало, и новые не выпускаются. Эти электровозы «Трансмашхо
Оглавление

Двухэтажные вагоны создавались РЖД как альтернатива плацкарту: ведь вагон может перевозить на 10 человек больше, чем плацкартный, с уровнем комфорта как купе. Однако по факту почти десятилетней эксплуатации у пассажиров к таким вагонам все больше претензий.

Выходит не дешевле

У РЖД уже больше тысячи двухэтажных вагонов. Все больше и больше поездов формируются из двухэтажек. Из последнего – двухэтажные вагоны включают в состав поезда №391/392 Москва – Челябинск. Кроме того, двухэтажка протестирована на маршруте Москва – Вологда.

РЖД декларирует: двухэтажные поезда могут перевозить больше пассажиров в одном поезде, однако по факту это не всегда так.

Двухэтажные поезда – тяжелее и требуют постоянного питания. У двухэтажных вагонов нет своих генераторов, им необходимо непрерывно получать ток от локомотива. Далеко не каждый электровоз или тепловоз может снабжать поезд нужным количество энергии.

Это могут делать мощные локомотивы – такие как ЭП20, но их мало, и новые не выпускаются. Эти электровозы «Трансмашхолдинг» производил совместно с французским машиностроителем Alstom, которые в 2022 году вышел из всех совместный проектов.

Электровоз ЭП20 с фирменным поездов «Северная Пальмира»
Электровоз ЭП20 с фирменным поездов «Северная Пальмира»

Именно потому, что двухэтажные вагоны требуют мощной тяги, длинные поезда часто возят сплотки из двух тепловозов ТЭП70БС.

Двойная тяга тепловозов ТЭП70БС с двухэтажным поездом №159 Москва - Петрозаводск. Фото: Алексей Уланов
Двойная тяга тепловозов ТЭП70БС с двухэтажным поездом №159 Москва - Петрозаводск. Фото: Алексей Уланов

«Аврора» тоже будет ходить с двойной тягой – электровозами ЭП2К.

Фото: Лиза Alice
Фото: Лиза Alice

Таким образом, обычно в двухэтажных поездах 10-13 вагонов, в то время как в обычных – до 15-18.

Для пассажиров цены оказались тоже не ниже. Билет в купе двухэтажного вагона почти никогда не стоит дешевле плацкарта, и очень часто достигает по стоимости купе одноэтажного вагона. А с учетом того, что двухэтажные поезда делают фирменными – еще и превосходит их.

Мало места

В двухэтажных вагонах мало места – причем как для пассажиров, так и для багажа.

Особенно страдают пассажиры верхних полок второго этажа. Там особо не разогнуться. Все же там чуть просторнее, чем на верхней полке в плацкарте, но ненамного.

-5

А вот для багажа наверху места нет. Приходится все складывать под нижнюю полку.

РЖД на сайте даже прописали:

Для обеспечения комфортных условий проезда в двухэтажных вагонах со спальными местами пассажирам рекомендуется провозить с собой одно место ручной клади габаритами не более 72х60х30 (ВхШхГ) см.

Эта рекомендация противоречит правилам перевозок пассажиров и багажа, согласно которым ручная кладь по сумме измерений должна не превышать 180 см. РЖД придут про 162.

Качество вагонов

Кажется, в двухэтажных вагонах многое сделано для комфортного проезда пассажиров – есть розетки внизу и usb-разъемы для зарядки телефонов наверху. Есть кулер с холодной и горячей водой. Раздельный сбор мусора и даже три туалета. Само собой, есть кондиционеры.

-6

Однако с годами эксплуатации вагоны быстро приходят в упадок. Должным образом их не обслуживают.

Порванная сетка
Порванная сетка
Неопрятные полки
Неопрятные полки
Выпавший уплотнитель
Выпавший уплотнитель

Одна из ключевых проблем – вентиляция. Ее часто не хватает, чтобы в замкнутом пространстве на четырех человек всем хватало кислорода.

Летом пассажиры жаловались на проблемы с кондиционерами. Особенно остро проблема ощущается на втором этаже под крышей.

-10

Еще одна проблема – неприятный высокочастотный звук, который иногда слышен в таких вагонах. Звук то пропадает, то появлялся вновь. Сотрудники поездов говорят, то это так звучит «высоковольтная линия».

«Античеловечный вагоны»

Автор Дзен-канала «Всвете» по итогам поездки в Крым называет двухэтажные вагоны античеловечными и вот какие аргументы она приводит, кроме того, что мы уже назвали.

Ступени. Везде ступени. С тяжелым чемоданом сложно не только взгромоздиться на второй этаж. На первый этаж тоже ведут ступени.

Это правда. Попасть в вагон без ступеней невозможно. А если вам нужно пройти по составу – например, в вагон-ресторан, то вам придется постоянно подниматься и спускаться.

-11

В старых купейных вагонах в коридорах были откидные сиденья. И можно было там посидеть. В этих поездах ничего подобного не предусмотрено. Только стоять.

Пассажирка пишет про адскую духоту в купе и отсутствие форточек.

Обнаружился и забавный факт. Проводники для регулировки потока воздуха кладут в вентиляционные люки простыни. Так что будьте бдительны. Если вам душно - требуйте простыню убрать.

А я неоднократно был свидетелем того, как в подобных вагонах заклеивают скотчем воздуховод, ведущий к нижним полкам.

-12

Устаревшая модель

Но главная претензия к РЖД в том, что они закупают устаревшую модель вагона – точно такую же, как десять лет назад. За это время производитель выпустил уже более тысячи одноэтажных вагонов с душем, пеленальным столиком и прочими удобствами, которые так и не перекочевали в двухэтажку.

В 2020 году была представлена новая модель двухэтажного вагоны – с бесшумными тележками, увеличенным габаритом, благодаря чему на верхней полке второго этажа можно было разогнуться, и душем.

-13

РЖД закупили чуть больше ста таких вагонов и вернулись к прежней модели.

10-летие эксплуатации двухэтажных вагонов РЖД отметили в ноябре 2023 года. Первым был поезд №103/104 Москва – Адлер, запущенный в 2013 году перед Олимпиадой. С тех пор он перевез более 5 млн пассажиров.

Всего за десять лет двухэтажками воспользовались свыше 54 млн человек. И с каждым годом поездов и перевезенных пассажиров становится все больше. В январе-октябре текущего года двухэтажные поезда перевезли более 12 млн пассажиров, что на 13,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года.