Двухэтажные вагоны создавались РЖД как альтернатива плацкарту: ведь вагон может перевозить на 10 человек больше, чем плацкартный, с уровнем комфорта как купе. Однако по факту почти десятилетней эксплуатации у пассажиров к таким вагонам все больше претензий.
Выходит не дешевле
У РЖД уже больше тысячи двухэтажных вагонов. Все больше и больше поездов формируются из двухэтажек. Из последнего – двухэтажные вагоны включают в состав поезда №391/392 Москва – Челябинск. Кроме того, двухэтажка протестирована на маршруте Москва – Вологда.
РЖД декларирует: двухэтажные поезда могут перевозить больше пассажиров в одном поезде, однако по факту это не всегда так.
Двухэтажные поезда – тяжелее и требуют постоянного питания. У двухэтажных вагонов нет своих генераторов, им необходимо непрерывно получать ток от локомотива. Далеко не каждый электровоз или тепловоз может снабжать поезд нужным количество энергии.
Это могут делать мощные локомотивы – такие как ЭП20, но их мало, и новые не выпускаются. Эти электровозы «Трансмашхолдинг» производил совместно с французским машиностроителем Alstom, которые в 2022 году вышел из всех совместный проектов.
Именно потому, что двухэтажные вагоны требуют мощной тяги, длинные поезда часто возят сплотки из двух тепловозов ТЭП70БС.
«Аврора» тоже будет ходить с двойной тягой – электровозами ЭП2К.
Таким образом, обычно в двухэтажных поездах 10-13 вагонов, в то время как в обычных – до 15-18.
Для пассажиров цены оказались тоже не ниже. Билет в купе двухэтажного вагона почти никогда не стоит дешевле плацкарта, и очень часто достигает по стоимости купе одноэтажного вагона. А с учетом того, что двухэтажные поезда делают фирменными – еще и превосходит их.
Мало места
В двухэтажных вагонах мало места – причем как для пассажиров, так и для багажа.
Особенно страдают пассажиры верхних полок второго этажа. Там особо не разогнуться. Все же там чуть просторнее, чем на верхней полке в плацкарте, но ненамного.
А вот для багажа наверху места нет. Приходится все складывать под нижнюю полку.
РЖД на сайте даже прописали:
Для обеспечения комфортных условий проезда в двухэтажных вагонах со спальными местами пассажирам рекомендуется провозить с собой одно место ручной клади габаритами не более 72х60х30 (ВхШхГ) см.
Эта рекомендация противоречит правилам перевозок пассажиров и багажа, согласно которым ручная кладь по сумме измерений должна не превышать 180 см. РЖД придут про 162.
Качество вагонов
Кажется, в двухэтажных вагонах многое сделано для комфортного проезда пассажиров – есть розетки внизу и usb-разъемы для зарядки телефонов наверху. Есть кулер с холодной и горячей водой. Раздельный сбор мусора и даже три туалета. Само собой, есть кондиционеры.
Однако с годами эксплуатации вагоны быстро приходят в упадок. Должным образом их не обслуживают.
Одна из ключевых проблем – вентиляция. Ее часто не хватает, чтобы в замкнутом пространстве на четырех человек всем хватало кислорода.
Летом пассажиры жаловались на проблемы с кондиционерами. Особенно остро проблема ощущается на втором этаже под крышей.
Еще одна проблема – неприятный высокочастотный звук, который иногда слышен в таких вагонах. Звук то пропадает, то появлялся вновь. Сотрудники поездов говорят, то это так звучит «высоковольтная линия».
«Античеловечный вагоны»
Автор Дзен-канала «Всвете» по итогам поездки в Крым называет двухэтажные вагоны античеловечными и вот какие аргументы она приводит, кроме того, что мы уже назвали.
Ступени. Везде ступени. С тяжелым чемоданом сложно не только взгромоздиться на второй этаж. На первый этаж тоже ведут ступени.
Это правда. Попасть в вагон без ступеней невозможно. А если вам нужно пройти по составу – например, в вагон-ресторан, то вам придется постоянно подниматься и спускаться.
В старых купейных вагонах в коридорах были откидные сиденья. И можно было там посидеть. В этих поездах ничего подобного не предусмотрено. Только стоять.
Пассажирка пишет про адскую духоту в купе и отсутствие форточек.
Обнаружился и забавный факт. Проводники для регулировки потока воздуха кладут в вентиляционные люки простыни. Так что будьте бдительны. Если вам душно - требуйте простыню убрать.
А я неоднократно был свидетелем того, как в подобных вагонах заклеивают скотчем воздуховод, ведущий к нижним полкам.
Устаревшая модель
Но главная претензия к РЖД в том, что они закупают устаревшую модель вагона – точно такую же, как десять лет назад. За это время производитель выпустил уже более тысячи одноэтажных вагонов с душем, пеленальным столиком и прочими удобствами, которые так и не перекочевали в двухэтажку.
В 2020 году была представлена новая модель двухэтажного вагоны – с бесшумными тележками, увеличенным габаритом, благодаря чему на верхней полке второго этажа можно было разогнуться, и душем.
РЖД закупили чуть больше ста таких вагонов и вернулись к прежней модели.
10-летие эксплуатации двухэтажных вагонов РЖД отметили в ноябре 2023 года. Первым был поезд №103/104 Москва – Адлер, запущенный в 2013 году перед Олимпиадой. С тех пор он перевез более 5 млн пассажиров.
Всего за десять лет двухэтажками воспользовались свыше 54 млн человек. И с каждым годом поездов и перевезенных пассажиров становится все больше. В январе-октябре текущего года двухэтажные поезда перевезли более 12 млн пассажиров, что на 13,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года.