Найти в Дзене

Подробный разбор заданий для второго класса по теме ЗВУКИ и БУКВЫ

Изучение этой темы дает детям понимание, что отображение слов на письме (написание) отличается от того, как мы их слышим и произносим. Ведь различаются способы «обозначения» слов: при разговоре мы слышим звуки, а на письме используем буквы. И здесь правило «как слышится, так и пишется» не работает вообще. Именно поэтому у многих в голове возникает путаница, а в тетрадках - орфографические ошибки. На примере школьных упражнений помогаем детям разобраться в фонетике русского языка.

Задания взяты из учебника по русскому языку для второго класса, часть 1. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2023 год. Программа – Школа России.

Для запоминания:

-2

Задание 113

-3

Как выполнить задание

°

В отрывке из стихотворения А.С.Пушкина чувствуется грусть и уныние. Потому что наступила осень, деревья сбрасывают последние листья, жизнь замирает перед близким наступлением холодов.

°

Слова письменной речи состоят из букв (мы их видим на бумаге), а слова устной речи – из звуков (мы их слышим).

Задание 114

-4

Как выполнить задание

На рисунках мы видим: шар, ложка, шарф, лодка.

Звуки в каждом слове:

ш-а-р

л-о-ш-к-а (вместо ж слышится ш)

ш-а-р-ф

л-о-т-к-а (вместо д слышится т)

°

Одинаковые звуки: в словах шар и шарф - ш-а-р, в словах ложка и лодкал-о- -к-а.

Если копать глубже, то еще можно сказать, что в словах встречаются следующие одинаковые звуки: ш (шар, ло[ш]ка, шарф), а (во всех словах), р (шар, шарф), о и к (ло[ш]ка, ло[т]ка),

°

Слова, которые отличаются одним звуком: шар и шарф, ло[ш]ка и ло[т]ка.

Пояснение:

То, что записываем, мы обозначаем буквами (слова в книге, тетради и т.д.).

То, что слышим – называем звуками. На письме звуки тоже можно обозначить, для этого приняты определенные правила:

  • запись звуков берется в квадратные скобки [ш], это называется транскрипция;
  • для обозначения мягкого звука около него ставится специальный знак (запятая сверху), он называется апостроф: [ш’].

Примеры в заданиях:

Задание 115

-5

Как выполнить задание

°

Записи слов буквами (как мы привыкли): ёлка, мяч, гусь.

Обозначение звуками (транскрипция):

[й’олка] – буква ё обозначена двумя звуками й и о, при этом й’ – мягкий звук (с апострофом - «верхней» запятой);

[м’ач’] – на письме мя-, в звуковом обозначении м’а – апостроф указывает на мягкость этого сочетания звуков, ч’ – тоже мягкая, на это также указывает апостроф;

[гус’] – на письме для обозначения мягкости согласной c мы ставим ь (мягкий знак), в звуковом обозначении – с’.

Задание 116

-6

Как выполнить задание

°

Слова, которые получились из звуков второго ряда: лампа, роса (слышится как [раса]).

Значение слов:

Лампа – осветительный прибор,

Роса – мелкие водяные капли, оседающие на поверхности.

Задание 117

-7

Как выполнить задание

Родина, ветер, медведь, ягода, берёза, воробей, пальто, рисунок, сентябрь, заяц.

Задание 118

-8

Как выполнить задание

°

Настоящие слова: энциклопедия, трагикомедия, рододендрон.

Ненастоящее (выдуманное) слово: кувырколлегия.

Настоящие слова имеют лексическое значение:

-9
-10
-11

Что такое кувырколлегия – неизвестно. Этого выдуманного слова нет в словарях и у него не определено лексическое значение.

°

Настоящие слова, составленные из букв ненастоящего слова:

Кувырок, коллегия, яр, як, ил, лев, лук, луг, лик, лов, вол, век, гул, гол, рея, кол, вор, ров, кок, рог, рык, иго, грек, укол, угол, укор, улов, веко, волк, клык, крик, горе, кров, лира, гиря, круг, лыко, воля, вилы, округ, вилок, кивок, кегли, курок, крыло, колея, ролик, кулик, ловля, рывок, колли, оклик, ярлык, выгул, игрок, кулер, кролик, выкрик, клевок, кровля, окуляр, ливрея, коврик, луговик.

***

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные публикации.

Также читайте:

Выполняем проверочные задания из раздела СЛОГИ