Продолжение. Начало здесь.
По подземному переходу перехожу Тверскую на другую четную сторону
и оказываюсь у памятника основателю города – Юрию Долгорукому.
Князь «утопает» в цветах и зелени, так как площадь вокруг памятника – одна из точек фестиваля «Лето в Москве. Все на улицу!».
Я обхожу справа всю эту красоту и спускаюсь вниз по Столешникову переулку.
Храм Космы и Дамиана в Шубине –Столешников переулок, дом 2.
Когда-то по названию этой церкви эта часть Столешникова переулка от Тверской до Большой Дмитровки именовалась Козмодемьянским переулком.
Долгие годы старостой Храма был купец 2ой гильдии известный в Москве виноторговец Иван Афанасьевич Живаго. В этом храме он и был отпет 21 декабря 1869 года. К дому Ивана Афанасьевича я сегодня еще приду.
Сворачиваю во двор между домами № 4 и № 6. Передо мной предстаёт потрясающей красоты и заброшенности Усадьба Кожиных.
Когда-то в этом доме был литературный салон, который посещали Гоголь, Аксаков, Жуковский…
В 2002 году дом был признан памятником архитектуры и передан для реконструкции Центру гуманитарного и делового сотрудничества с российскими соотечественниками за рубежом.
С 2013 года «хозяином» усадьбы значится Федеральная служба охраны (ФСО) России, которое должно было закончить реставрацию к концу 2017 года. Но…
И всё же я люблю «заброшки». Отреставрированная и поновлённая усадьба – это, безусловно, прекрасно. Но в «заброшках» есть что-то настоящее, живое.
На углу дома № 6 прохожим застенчиво улыбается пиксельный Котик.
- Эй, дружок! Ты чей? Где твой хозяин?
На мостовой напротив дома № 8 вот такие оригинальные водопроводные люки.
А я иду дальше и выхожу на улицу Большая Дмитровка.
Сворачиваю направо, и пройдя немного вперед оказываюсь у «Египетского дома» - Большая Дмитровка дом 9.
В 1898 году гласный(депутат) Московской Уездной Земской Управы, купец 2ой гильдии, владелец галантерейной фирмы «Сычевы, М.В. и В.Г.», попечитель различных благотворительных обществ Василий Герасимович Сычёв продаёт один из своих домой на Большой Дмитровке купцу 1ой гильдии Алексею Михайловичу Михайлову. Михайлов сносит постройки на приобретённой участке, и заказывает модному московскому архитектору Адольфу Эрнестовичу Эрихсону целый комплекс зданий для своей меховой фирмы. Фасад главного доходного дома, выходящий на Большую Дмитровку, Эрихсон решает в нежных светло-зелёных тонах и украшает белой лепниной в «египетском» стиле.
Коллеги-архитекторы и газетчики не оценили изящество мысли Адольфа Эрнестовича, дом «обозвали» пошлым и зализанным. Но москвичи полюбили новое здание и сразу прозвали его «Египетским». За свою долгую жизнь дом видел многих и много «пережил», в 2010-х годах его выкупил частный инвестор, провел историческую реставрацию. И сегодня «Египетский» дом вновь «доходный», а на первом этаже, как и 125 лет назад кафе и меховой салон.
Напротив «Египетского» дома, на четной стороне улицы под номером 12 расположился «Дом Живаго».
Когда-то в этом доме продавали самые лучшие в Москве иностранные вина. Сам дом в 1838 году построил Иван Афанасьевич Живаго. Последним владельцем был его внук - доктор Александр Васильевич Живаго. Дом несколько раз перестраивался, во время последней реконструкции появился четвертый этаж, но потерялся фамильный вензель Живаго. Однако кое-какие элементы купеческого декора на доме всё же остались.
Рядом с домом Живаго, на месте когда-то существовавшего дома Бориса Александровича Нейдгардта – тестя Петра Аркадьевича Столыпина, расположился небольшой сквер, с 2015 года носящий имя великой русской балерины Майи Михайловны Плисецкой.
В центре сквера в 2016 году установлен памятник работы скульптора Виктора Митрошина, запечатлевший Майю Михайловну в её самом великом образе Кармен.
Скажу честно, Кармен – не самая моя любимая роль Плисецкой, но сколько бы актрис после её не исполняли эту роль, единственной Кармен на все времена останется Майя Михайловна. Для меня Плисецкая – это прежде всего «Лебедь» Сен-Санса.
А вот и «Лебедь» - огромное граффити на стене дома № 16
Много-много лет назад, когда я училась в начальных классах, я два года серьезно занималась балетом. Студия располагалась в, как тогда говорили, «Красном уголке» ЖЭКа. Несмотря на то, что помещение было полуподвальное, зал был прекрасно оборудован и руководила студией профессиональная балерина на пенсии, бывшая артистка Большого театра. За давностью лет её имя исчезло из моей памяти. Но я всё еще вижу её высокую худощавую фигуру с идеально прямой спиной, пышными седыми коротко стриженными волосами и изящными ногами, всегда стоящими в третьей позиции. Вероятно, за гроши, эта удивительная женщина занималась с нами (самыми разными девочками - худенькими и толстушками, гибкими и неуклюжими) по настоящей программе балетной школы. За два года обучения, начав с азов, мы встали на пуанты.
Наш педагог никогда не была примой, не была даже солисткой, она была просто артисткой балета. Но каждый свой рассказ о балете она начинала словами: «Вот, когда мы танцевали с Плисецкой…»…
А я иду дальше, поднимаюсь по Большой Дмитровке вверх, вновь пересекаю Столешников переулок.
Слева от меня на нечетной стороне замечательные и очень основательные основоположники марксизма-ленинизма.
Когда-то в этом здании располагался Институт Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина, потом в «Центральный партийный архив» Института марксизма-ленинизма при Центральном Комитете КПСС, сегодня это Российский Государственный Архив Социально-Политической Истории(РГАСПИ).
На противоположной стороне – дом № 22- «Дом Московского товарищества для ссуды под заклад движимых имуществ».
Построен в 1904 году по проекту модного тогда петербургского архитектора Александра Васильевича Иванова. Новый дом был оборудован «по последнему слову техники» - лифты, общедомовое паровое отопление, в каждой квартире собственные ванна и туалет. К услугам жильцов во дворе дома располагалась собственная прачечная. Квартиры располагались как обычно на верхних этажах, на первом этаже находились магазины и офис Ссудного товарищества. Этот ломбард был уникален тем, что в нем можно было получить ссуду под залог всего чего угодно, вплоть до нижнего белья.
К сожалению, для меня, дом сейчас в строительных лесах. Но для дома это конечно хорошо.
Следующий дом № 26 – советский бетонно-стеклянный монстр – Совет Федерации. Вот оказывается, где заседают вершители наших судеб!
Поднимаюсь по Дмитровке дальше вверх – слева массивное здание Музыкального театр имени К.С.Станиславского.
Театр был построен в 1940 года. А когда-то на его месте располагалось Московское купеческое собрание или Купеческий клуб. Мы все привыкли представлять себе купцов по картинам Бориса Михайловича Кустодиева. Но в конце XIX– начале XXвека купцы выглядели совсем по-иному. В основной своей массе это были хорошо образованные люди, владеющие несколькими иностранными языками, знающие правила этикета, следящие за модой. Купеческие жёны и дочери не отставали от мужчин. Все они имели хорошее образование и манеры. Купеческие дочери были завидной партией не только в России, но и зарубежом. Особенной популярностью купеческие невесты пользовались у немецких и французских женихов. Получившие образование и воспитание в лучших пансионах вместе с дворянками, купеческие дочки имели еще и хорошее приданое.
У здания театра поворачиваю налево в Петровский переулок.
За долгие годы своего существования переулок носил множество имен. Последний раз его переименовали в Петровский в 1992 году. Идущий под горку, переулок в перспективе заканчивается мощной крепостной стеной красного кирпича Высоко-Петровского монастыря.
В середине переулка по четной стороне дом № 6 – невысокий отреставрированный усадебный дом с небольшим садиком при входе. Сегодня здесь размещается Российское Военно-Историческое Общество (РВИО).
Прямо при входе в сад стоит памятник самому верному другу – фронтовой собаке.
Еще в саду «живёт» вот такой замечательный мишка.
С обеих сторон входных дверей в нишах на фасаде небольшие скульптурные композиции.
Правая посвящена архитектору Осипу Ивановичу Бове, который жил когда-то в этой усадьбе,
а левая – основателю РВИО генералу Скалону Дмитрию Антоновичу.
Погладив по носу Мишку и Собаку, я выхожу из сада, и прямо передо мной, на противоположной стороне переулка еще одно «удивление», которое давно хотелось увидеть - Театр Корша – Петровский переулок, дом № 3.
В 1885 году частный театр московского антрепренёра Федора Адамовича Корша переехал в новое специально для него построенное здание. Архитектор Михаил Николаевич Чичагов спроектировал его в так называемом «псевдорусском» или «неорусском» стиле, в виде сказочного терема с кокошниками и башенками. Сегодня в здании располагается Государственный Театр Наций.
Напротив театра – Петровский переулок дом № 8 – доходный дом купца Николая Терентьева.
В 1901 году у Ростовской мещанки Екатерины Анисимовны Кайдаловой выкупает старинный особняк, построенный еще Осипом Бове в 1830-х годах Потомственный Почетный гражданин г.Баку Николай Алексеевич Терентьев. Когда-то дома № 8 и № 6 были частью одной усадьбы, принадлежащей архитектору Осипу Ивановичу Бове. После его смерти усадьба была разделена на две части и продана разным хозяевам.
Новый владелец Николай Алексеевич Терентьев практически сносит старую усадьбу и на её фундаменте выстраивает свой новый дом в модном стиле модерн. По слухам, постройка и обустройство дома обошлись Терентьеву в очень кругленькую сумму. Тем более, что все внутренние интерьеры были выписаны из самого городу Парижу. Ну, что ж, у богатых свои причуды.
Николай Алексеевич прожил в своем московском доме 16 лет. Он скончался 29(по н.с.) декабря 1918 года и был похоронен на кладбище Скорбященского монастыря. Как и все московские доходные дома Терентьевский дом многое видел за прошедшие сто лет. В 2010-х годах особняк бакинского купца приобрел в частную собственность некий г-н Орлов. За свой счет он провел историческую реконструкцию дома и сегодня мы можем видеть дом № 6 в том виде, в котором его видел Николай Алексеевич Терентьев.
Г-н Орлов на фасаде дома к имени купца Терентьева добавил своё. Что ж, простим ему эту маленькую слабость, ведь он сохранил для нас такой красивый дом.
А я вновь иду дальше и, покидая тихий Петровский переулок, выхожу на шумную Петровку.