Удивительный в этом году выдался сентябрь. Тёплый, солнечный, сухой. Говорят, такого сентября в Москве не было 100 лет.
Неожиданно на неделе, среди навалившихся забот и проблем выдался свободный день. Можно, конечно провести его с пользой – устроить генеральную уборку с мытьём окон и люстр. Но, пожалуй, позволю себе сегодня побездельничать и займусь любимым делом - пойду гулять по Москве. Как поёт один известный бард:
«Налетела грусть,
Ну что ж, пойду пройдусь,
Ведь мне её делить не с кем…»
Правда это он про Питер…
Поброжу по улочкам и переулкам, посмотрю разные «удивления», до которых раньше не доходили руки, вернее ноги. «Проведаю» героев своих историй.
Прогулка моя начинается от станции метро «Арбатская» Филёвской ветки. Станция первой очереди. Маленькая, но очень красивая и уютная. Так как с неё нет пересадки на другие линии, на голубой «Арбатской» всегда мало народа. Этой станцией пользуются в основном местные жители.
Жаль, с тротуара не видно, что наземный павильон «Арбатской» построен в форме звезды. Это оригинальное конструкционное решение архитектора Теплицкого через 6 лет после открытия станции принесло большую беду. Пятиконечная звезда стала прекрасным навигационным ориентиром для летчиков Люфтваффе. 24 июля 1941 года на Арбат и его окрестности было сброшено несколько тяжелых авиабомб. Сам павильон был частично разрушен взрывной волной, но уже к 1947 году имел первоначальный вид.
Перехожу «под землей» Арбатскую площадь и поднимаюсь на Никитский бульвар.
Вот желтое здание Городской библиотеки имени Н.В.Гоголя.
Сегодня она именуется «Дом Гоголя». Во дворе, зябко кутаясь в плащ, сидит хозяин дома.
-Здравствуйте, Николай Васильевич! Как Ваши дела? Всё по - прежнему? Сильно ли докучают Вам туристы? А автомобильные пробки на Бульварном кольце?... Ну, что ж, я рада, что у Вас всё хорошо. До встречи. Как- нибудь загляну к Вам ещё.
Удивительно, потомственный польский дворянин, родившийся и выросший в Малороссии стал самым русским из всех русских писателей…
От дома Николая Васильевича перехожу непосредственно на сам Никитский бульвар. Официально протяженность бульвара – 53 метров, но его «зеленая» часть очень небольшая. Так как сквер не имеет «сквозного» перехода на следующий Гоголевский бульвар, а заканчивается «тупиком», за которым начинается арбатский тоннель, прохожих, спешащих по делам, на Никитском бульваре обычно мало.
Они предпочитают миновать бульвар по тротуару вдоль домов. На сквере обычно гуляют местные собаки с хозяевами и местные бабушки с внуками.
Вечером на скамейках собираются театралы, ожидающие начала спектакля в театре «У Никитских ворот».
У здания театра сворачиваю с бульвара на Большую Никитскую и идут вниз, мимо здания «Геликон оперы».
У церкви Малого Вознесения поворачиваю налево в Вознесенский переулок.
А вот и первое «удивление», которое давно хотела увидеть.
Англиканская церковь святого апостола Андрея – Сент-Эндрюс, единственная в Москве – Вознесенский переулок дом 8/5 строение 3. Англиканская община в Москве появилась ещё при Иване Васильевиче Грозном в 1550-х годах. После долгих «скитаний» по городу в начале 1880-х годов на средства общины был куплен земельный участок в Вознесенском переулке и построено здание Храма.
В 1920 году церковь была закрыта, в здании было размещено посольство Финляндии. В 1921 году посольство переехало. Дальше церковь была общежитием, складом…А с 1960 года стала студией грамзаписи «Мелодия», благо уникальная акустика храма позволяла делать высококачественные аудиозаписи. В 1991 году здание вернули общине и сегодня это действующий Храм, в который можно зайти.
Но я не пойду туда. Слишком роскошная погода, иду гулять дальше.
На противоположной нечетной стороне Вознесенского переулка в доме № 7 на верхнем этаже «жил» студент Иванопуло, в комнате которого расположились концессионеры, приехав в Москву. Сегодня это обычный офисный и торговый центр.
А я иду дальше.
На пересечении Вознесенского и Елисеевского переулка на высоком постаменте стоит скульптура. Высокий, стройный молодой мужчина.
Это Муслим Магомаев. Памятник работы скульптора Александра Рукавишникова открыт 15 сентября 2011 года и установлен рядом с домом, где жил певец.
Памятник очень реалистичный, аккуратный, но, по-моему, мало похож на Муслима Магометовича.
Куда больше портретного сходства на мемориальной доске, расположенной здесь же рядом непосредственно на доме.
В этом же доме по адресу Елисеевский переулок дом 11 жили также прима советской оперетты восхитительная Татьяна Ивановна Шмыга
и гениальный советский дирижёр Евгений Федорович Светланов.
За «спиной» памятника Муслиму Магомаеву раскинулся небольшой сквер. После установки памятника сквер стал называться Сквером Муслима Магомаева.
Главным украшением сквера является изящная ротонда. Кем и когда она была установлена, мне найти эту информацию не удалось. Но сегодня ротонда не в лучшем состоянии.
В глубине сквера установлен памятник средневековому персидскому поэту Низами Гянджеви. За памятником располагается небольшой фонтан.
Но мне, к сожалению, не удалось отдохнуть на лавочке и насладиться журчанием воды. В сквере кипела работа по перекладке плитки, и коммунальные сотрудники с ожесточением пилили, покрывая все вокруг пылью, бордюрные камни.
Этот сквер иногда называют «Азербайджанским». Вплотную к скверу примыкает бывший доходный дом 1885 года (архитектор А.Э.Эрихсон),
который сегодня входит в комплекс строений, занимаемых посольством Азербайджана. Сотрудники посольства «взяли шефство» над соседним сквером и именно по их инициативе сквер был приведен в порядок, и в нем были установлены памятники Муслиму Магомаеву и Низами Гянджеви.
По Вознесенскому переулку я дальше не пойду. От сквера по Елисеевскому переулку выйду на еще один небольшой сквер, носящий сегодня имя Мстислава Ростроповича. Это наименование сквер получил в 2017 году, а еще ранее в 2012 году, здесь был поставлен памятник Мстиславу Леопольдовичу.
Место выбрано неслучайно. В расположенном чуть поодаль от сквера доме № 8 по Брюсову переулку, известном как «Дом композиторов», Ростропович жил.
Сквер имеет небольшой естественный уклон от Елисеевского переулка, так как когда-то о-о-очень давно он был обрывистым берегом небольшого ручья, впадавшего в речку Неглинку. Вдоль берега ручья в незапамятные времена рядышком расположились два храма Успения Пресвятой Богородицы и Храм Воскресения Словущего.
Считается, что по названию первого храма Успенского сам ручей и прилегающая к нему местность получили название Успенский Вражек.
В верхней части сквера, ближе к Елисеевскому переулку, стоит небольшая скульптура. Название выбито на постаменте – «Весть».
Информации о памятнике очень мало. Установлен в 1996 году, авторы скульпторы С. Мольков и А. Лягин. Ангел, сидящий на Льве, вроде как символизирует покорение небесными силами буйной земной стихии, которую символизирует Лев. Так ли это? Допустим.
Но Лёвушка очень миленький и совсем не «буйная стихия». Носик у него уже затерт и блестит.
Да и Ангел симпатичный.
Поднимаясь вверх по Брюсову переулку, попадаю еще в один сквер, который когда-то тоже был берегом ручья.
На верхней оконечности сквера стоит памятник советскому композитору Араму Ильичу Хачатуряну.
Как и Ростропович, Хачатурян жил в Доме Композиторов, поэтому и памятник расположен в сквере рядом. Памятник установлен в 2006 году в год Армении в России. Арам Ильич был широким человеком, южным. И Музыка у него громкая и фундаментальная. Вот и памятник основательный :)
Слева от сквера Хачатуряна - «Дом артистов МХАТа» - Брюсов переулок дом 17.
На его фасаде несколько мемориальных досок. В том числе Марису Эдуардовичу Лиепе - непревзойдённый Красс из балета «Спартак»,
русской советской балерине Екатерине Васильевне Гельцер,
Василию Ивановичу Качалову.
Не ошибусь, если скажу, что сегодня мало, кто с уверенностью может сказать, кто такой Василий Качалов, а вот его собаку знают ВСЕ!
Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду…
Это стихотворение «Собаке Качалова» Сергей Александрович Есенин посвятил доберману Джиму, хозяином которого был великий русский актер Василий Иванович Качалов.
Сергей Александрович познакомился с Джимом, когда тот был еще 5-месячным щенком и навсегда «влюбился» в него. Передавая «приветы» своему близкому другу Василию Ивановичу Качалову, Есенин всегда просил отдельно «кланяться» Джиму. По существующей легенде Джим был потомком легендарного полицейского пса Трефа, поэтому хозяин уважительно называл его Джимом Трефовичем.
К, сожалению, скорее всего в этом доме Джим не жил. Так как из-за большой занятости в театре и постоянных гастролей Качалов был вынужден отдать пса. И предположительно произошло это в 1926 году, а в Брюсовом переулке Василий Иванович поселился только в 1928 году. А жаль. Мемориальная доска Джима могла быть висеть рядом с доской хозяина.
Следующий интересный дом – «Кооперативный дом артистов» - Брюсов переулок, дом 12.
У первого подъезда – очень душевная, я бы даже сказала трогательная мемориальная доска Анатолию Петровичу Кторову и его жене Вере Николаевне Поповой.
Анатолий Николаевич Кторов – неотразимый Паратов («Бесприданница», 1936 год, режиссер Я.Протазанов), несгибаемый и в то же время такой беззащитный старый князь Волконский («Война и мир», 1966 год, режиссёр С.Бондарчук) и, конечно, Святой Иорген («Праздник Святого Иоргена», 1930 год, режиссер Я.Протазанов).
Около второго подъезда – мемориальная доска Всеволода Эмильевича Мейерхольда. В этом же втором подъезде находиться его квартира - музей, которую можно посетить.
Напротив дома артистов – высокий 4-х этажный «за́мок». Это так называемая «Усадьба Гудовичей».
Когда-то усадьба фасадом выходила на Тверскую улицу. Но в конце 1930-х годов часть строений была снесена, а оставшаяся передвинута вглубь двора.
Дом имеет очень длинную и насыщенную историю. Кто только не жил в этом доме и декабристы, и писатели, и военачальники, и купцы. Даже сам Маршал Победы Георгий Константинович Жуков работал здесь подмастерьем в скорняжной мастерской. Считается, что построен дом был в начале 1800-х годов. В 1810 году для своей семьи этот дом приобрел вновь назначенный московский генерал-губернатор Иван Васильевич Гудович.
В 1870-х годах усадьбу приобрел штабс-ротмистр Андрей Миклашевский. Он перестроил дом, украсил изящной лепниной. На фасаде расположил свой вензель
и фамильный герб.
По поводу герба имеются разночтения: кто-то уверяет, что это фамильный герб Миклашевских, кто-то, что это «несуществующий» герб, составленный из гербов Миклашевских и Гудовичей. Не буду спорить. Может быть и так.
По-моему, мнению Казак со стрелой в руках очень смахивает на царя-батюшку Николая Александровича II. А Лёвушка очень миленький.
Через арку я выхожу на вечно шумную Тверскую,
и, повернув налево, иду вверх, мимо дома московского градоначальника,
к подземному переходу.
У подземного перехода на стене дома № 15 по Тверской висит огромная репродукция картины Фирса Журавлёва «Дети-нищие».
Проект "Шедевры музеев мира на улицах города. Великие художники России на улицах Москвы" был начат в 2008 году. Предполагалось, что около 120 репродукций известных картин разместят на фасадах центральных улиц города. Но размещено было всего несколько картин, проект тихо сошел на «нет». Вывешенные картины так и остались на фасадах, но почти у всех пропали разъяснительные таблички. Этот проект не был оригинальной идеей московских властей, такие акции проводились в некоторых европейских городах. В Лондоне эта затея тоже продержалась недолго, вскоре после начала акции со стен пропали сами картины, а таблички остались. Вероятно, «культурные» лондонцы решили, что это оригиналы :).