5-й Заамурский конный полк был сформирован в 1907г. на Дальнем Востоке в Заамурском пограничном округе с целью охраны Китайской Восточной железной дороги (КВЖД). Штаб-квартира располагалась в Маньчжурии в Фуляэрди.
Молох империалистической войны требовал новых и новых резервов. С мая 1915г. полк (470 сабель) в Действующей армии на германском фронте. В составе 3-й Заамурской пограничной конной бригады полковника А.Н. Алексеева принимал участие в 1-й Мировой войне на Юго-Западном и Румынском фронтах.
Февральскую революцию и свержение самодержавия фронтовики-заамурцы встретили с одобрением. Революционный подъем солдат был пугающе высок, и офицеры полка во главе с командиром покинули свою часть, опасаясь самосуда. Революционизированные солдаты сорганизовались и избрали своим командиром подпрапорщика Гурового.
Из воспоминаний командира взвода: «…Многим товарищам в нашей дивизии известно, что наш полк в начале революции долго не колебался, а сразу и целиком перешел на защиту интересов трудового народа.
Благодаря нашим политработникам мы сумели удержать полк от расформирования или распада. Политработники у нас были следующие: покойник т. Рожков, бывший начальник нашей дивизии, т. Медведев, бывший командир 1 бригады, т. Кокорев, бывший командир нашего полка, выбранный нами командовать полком, т. Гаврильев, бывший тогда комиссаром нашего полка, и другие.
По прибытии нашего полка в г. Кишинев, мы сразу провели у себя выборные начала, т.е. очистили полк от разного юнкерства и офицерства и выбрали командование полка из своей среды. Наши выбранные товарищи повели в полку успешную работу – сплотили его в организованную крепкую часть. В то время еще присоединился к нам большевик т. Мелешин, так как он увидел, что действительно в полку порядок и организованность. Тут еще живее и успешнее пошла у нас работа. Тов. Мелешин стал комиссаром нашего полка…». (Боевой путь Блиновцев. 1930г.).
Октябрьский переворот застал 5-й Заамурский полк в Кишиневе. 27.10.1917г. по получении приказа нового главковерха Н.В. Крыленко о переходе частей на сторону Советской власти на общеполковом собрании заамурцы полностью его поддержали. В обстановке развала фронта, деморализации соединений и частей, заамурцы сумели сохранить полк как боевую единицу и продолжили нести гарнизонную службу в Кишиневе.
20.12.1917г. постановлением РУМЧЕРОДА 5-й Заамурский полк был подчинен образовавшемуся в Кишиневе просоветскому командованию. 27.12.1917г. на общем собрании полка командиром единогласно был избран подпрапорщик Георгий Иванович Кокорев.
04.12.1917г. в Кишиневе на Военно-молдавском съезде было образовано национальное правительство - Сфатул Церий провозгласившее Молдавскую Народную республику. Республика была признана Совнаркомом в Петрограде. Однако Сфатул Церий ввиду высокой популярности Советов не имел реальных рычагов власти и органов административного управления. Лидеры МНР начали вести переговоры с румынским правительством о вводе войск на территорию Бессарабии. 07.12.1917г. два румынских полка пересекли реку Прут и заняли несколько приграничных сел. Эти действия вызвали массовый протест населения и между советскими и румынскими оккупационными войсками возникло противостояние. Правительство Сфатул Церий также обратилось и к украинской Центральной Раде за помощью. 01.01.1918г. в Кишинев прибыл отряд трансильванцев, присланный из Киева для подавления Советов. Как происходило вооруженное противостояние между заамурцами и трансильванцами можно почерпнуть из воспоминаний командира взвода: «…Во время нашего пребывания в г. Кишиневе образовалось контр-революционное правительство Бессарабии – Сватул-Церий, которое хотело разными своими уловками сбить и наш полк с правильной дороги. Но убедившись, что это им не удастся и что с нашим полком не так, то легко справиться, они пригласили румынские войска разоружить наш полк.
1 января 1918 года в 12 час. ночи прибыл на ст. Кишинев эшелон румынских войск в 800 человек, хорошо вооруженной пехоты. Этот эшелон пришел из Киева, так как Киевская рада и кишиневское правительство Сватул-Церий работали сообща. В Кишинев навстречу первому эшелону шел второй из Яссы для соединения и совместного действия. Однако, не доезжая одного пролета до ст. Кишинев, он был разоружен одним эскадроном нашего полка, который выставил вблизи этой станции сторожевое охранение. По прибытии эшелона на ст. Кишинев, нас вызвали по тревоге к вокзалу в пешем строю. Приходим на станцию. Эшелон стоит спокойно, только один часовой редко шагает перед ним. Наш комиссар и командир полка с несколькими товарищами пошли в вокзальное помещение, попросили начальника эшелона и несколько румынских офицеров к себе. Начали вести с ними переговоры. Наше командование предложило им сдать оружие и отправиться восвояси, но они не соглашались: – Мы. мол, едем домой, в Румынию, и никаких враждебных планов по отношению к вам не имеем; мы, дескать, предполагали здесь, в Кишиневе, дневку устроить, так как за дорогу устали и хотим отдохнуть, заказать обед, покормить солдат и ехать домой. Обед для них был уже готов, что и нам было известно.
Здесь получили мы распоряжение приготовиться. Тихо и быстро мы рассыпались в цепь за оградой платформы и залегли вдоль полотна под насыпью. Ждем распоряжения. Два пулемета поставили на кипятильниках и один на паровоз, который дежурил на станции. Ждем сигнала – выстрела из винтовки, после которого надо открыть огонь. Вдруг румыны заволновались, стали вылезать из вагонов, побрякивая оружием и котелками. Вот они занимают позицию, рассыпались всем эшелоном, залегли под колесами вагонов и затихли. Как видно, также ждут распоряжения. На станции тишина и спокойствие. В вокзале все идут переговоры.
Вот скоро и утро. Ночь была морозная, небо было ясное. Звезды катятся, падают по небосклону одна за другой. Вот и восток загорелся. Вдруг возле станции раздался гулкий выстрел и тут моментально открылся пулеметный огонь и ружейный. Ничего не слышно, кроме сплошной трескотни. Однако, стрельба эта продолжалась недолго: румыны стали бежать к нам один за другим, бросали оружие и сдались все целиком. Мы отобрали у них оружие и направили в город к месту нашего расположения…». (Боевой путь Блиновцев. 1930г.).
06.01.1918г., с Ясского направления румынские королевские войска в превосходящих силах повели наступление. Под давлением румын войска кишиневского гарнизона вынуждены были отступить на левый берег Днестра. 5-й Заамурский полк организованно оставил Кишинев и переправился через Днестр, заняв оборону на левобережье. В конце января 1918г. полк вошел в состав Тираспольского отряда. Будущий герой Гражданской войны Григорий Котовский со своим партизанским отрядом также входил состав в 5-го Заамурского полка. Это была бывшая команда пешей разведки 136-го Таганрогского пехотного полка, в которой с весны 1917г. воевал Котовский, помилованный генералом А.А. Брусиловым. 5-й Заамурский полк, совместно с красногвардейскими отрядами из Бендер, несколько раз успешно атаковал румын.
Современные либеральные историки, принижая 23 февраля – день Рождения РККА сообщают, что под Нарвой и Псковом никакой победы советских войск не было. А потери! Потери многократно превышают германские. Разочарую нерадивых историков!
23.02.1918г. в день Рождения Красной армии группа советских войск, куда входил и 5-й Заамурский полк, под командованием бывшего подполковника М.А. Муравьева наносит румынским королевским войскам сокрушительное поражение. Из воспоминаний командира взвода: «…Спокойно мы выступили из города, перешли через Днестр, на левом берегу расположились, ожидали приближения румынских войск. Когда румыны стали подходить к городу Бендерам, то Заамурский полк переправился обратно через реку Днепр и вышел им навстречу. Завязалась борьба с румынами на улицах г. Бендеры. Много румын было захвачено живыми, и так как тогда плена не было, то все пленные были брошены в Днестр…». (Боевой путь Блиновцев. 1930г.).
По теме:
Год 1918. Экспедиция Муравьёва в Бессарабию
Вероломство казаков. Тираспольский отряд
32-й Донской революционный казачий полк
Уважаемые читатели! Если понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал.