Найти в Дзене
Журнал Авто.ру

Светофоры: какими они бывают и что означают их сигналы

Оглавление

Светофоры регулируют дорожное движение, а для каждого из его участников есть свой тип лампочек и сигналов.  Рассказываем, какие бывают светофоры, для кого они нужны, как в них ориентироваться и как накажут того, кто запутался в обозначениях.

Какие бывают светофоры

-2

Самый распространённый светофор — обычный трёхсекционный, он встречается в любом месте, где нужно регулировать интервалы движения или очерёдность проезда автотранспорта. Сигналы могут располагаться как вертикально, так и горизонтально.

-3

Односекционный круглый светофор с мигающим жёлтым светом ставят преимущественно перед пешеходными переходами, но встретить его можно и на перекрёстках — для привлечения внимания водителей. Такое пересечение дорог считается нерегулируемым, при его проезде нужно руководствоваться знаками приоритета.

-4

Двухсекционный круглый светофор чаще всего встречается на парковках, стоянках, мойках, заправках, разводных мостах, пунктах взимания платы (ПВЗ) на платных дорогах, перед паромными переправами и в зоне весового контроля. Для этой же цели могут использовать односекционный, который работает в двух режимах: красный или зелёный.

-5

Светофор с дополнительными секциями в виде стрелок ставят на перекрёстках дорог более чем с одной полосой — когда движение прямо и в направлении поворота должно происходить в разные периоды времени.

-6

Черно-белые дополнительные секции под светофором устанавливают, чтобы предупредить водителя — за поворотом будет пешеходный переход, на котором люди как всегда имеют преимущество. Продолжить движение можно на зелёный сигнал, а при повороте — только убедившись, что вы никому не создадите помех.

-7

Светофор со стрелками нужен на многополосных дорогах для регулировки движения по конкретной полосе. Размещается не на обочине, а над полосой, поэтому хорошо виден издалека.

-8

Реверсивный светофор используют для полосы с реверсивным движением. На ней направление движения в определённые интервалы времени может меняться на противоположное. Зелёная стрелка разрешает движение, красный крест — запрещает, так же как и совсем выключенный светофор. Жёлтая диагональная стрелка предупреждает о том, что нужно покинуть полосу движения в указанном направлении.

-9

Трамвайный светофор регулирует движение трамваев, а также общественного транспорта на выделенных полосах. Автобусы, троллейбусы и трамваи могут двигаться только по «подсвеченной» светофором траектории. Например, когда одновременно горит нижняя, центральная и правая секции, двигаться можно направо и прямо, а когда нижняя и правая — только направо. Если нижняя секция выключена, движение запрещено.

-10

Этот светофор устанавливают на пешеходных переходах, он предназначен только для пешеходов.

-11

Светофор для велосипедистов устанавливают на пересечении велодорожек и полос для велосипедистов с проезжей частью. Он предназначен для велосипедистов, водителей СИМ и мопедов, если они пользуются велодорожкой или велополосой.

-12

Такой светофор устанавливают на железнодорожном переезде. Два нижних фонаря красные, верхний — бело-лунный, дополнительно на светофоре обычно монтируют динамик для подачи звукового сигнала.

Что означают сигналы светофора

Значение сигналов светофора описано в разделе 6 ПДД РФ.

Красный сигнал. На любом светофоре красный свет означает, что двигаться куда-либо запрещено. В зависимости от типа светофора он может гореть или мигать для привлечения внимания.

Есть нюанс относительно светофоров для одной полосы. Горящий красный крест или красная стрелка над полосой означают, что запрещён проезд конкретно по этой полосе. Если другие знаки не запрещают, можно перестроиться в соседнюю полосу и продолжить движение.

Жёлтый круглый сигнал. Двигаться запрещено, за исключением следующих ситуаций:

  • если водитель не успевает остановиться безопасно и при включении жёлтого сигнала ему придётся использовать экстренное торможение, разрешается продолжить движение;
  • если водитель уже выехал на перекрёсток, то должен продолжить движение, чтобы его освободить. Аналогично должны поступить пешеходы и водители СИМ.

Жёлтый мигающий сигнал не требует каких-либо действий, просто информирует о возможной опасности.

Жёлтая стрелка в сторону под углом означает, что проезд по полосе скоро будет запрещён и указывает направление, куда можно перестроиться.

Красный вместе с жёлтым встречаются нечасто. Они загораются перед включением зелёного сигнала — пока двигаться запрещено, но водитель должен быть готов начать движение.

Зелёный сигнал:

  • круглый разрешает движение в любом направлении;
  • если на круглом зелёном сигнале есть стрелка, разрешено двигаться только в указанном направлении (направлениях), для остальных (при наличии) у светофора есть дополнительная секция;
  • горящая зелёная стрелка разрешает проезд только в указанном направлении. Если при этом на основном светофоре горит жёлтый или красный, предварительно нужно пропустить машины, приближающиеся с других направлений;
  • зелёная стрелка налево кроме поворота разрешает разворот, если не стоит соответствующий запрещающий знак.

Зелёный мигающий сигнал говорит о том, что скоро светофор переключится на запрещающий. Поэтому машины возле перекрёстка продолжают движение, а тем, кто находится дальше, надо готовиться к остановке.

Бело-лунные сигналы на светофоре для трамваев определяем следующим образом:

  • светятся только верхние сигналы — проезд запрещён;
  • светится нижний в комбинации с одним или несколькими верхними — проезд разрешён в направлении светящихся верхних сигналов.

Бело-лунные сигналы на других светофорах означают следующее:

  • если мигает силуэт пешехода со стрелкой на допсекции под светофором, то в указанном направлении есть пешеходный переход и в данный момент движение пешеходов по нему разрешено;
  • на переезде горящий бело-лунный сигнал — аналог зелёного. Он делает переезд регулируемым и одновременно разрешает проезд.

Что ещё нужно знать о светофорах

Если светофор выключен:

  • на перекрёстке — и при этом нет регулировщика. Очередность и направление движения в этот момент определяют знаки приоритета и разметка;
  • на переезде. Водитель перед проездом обязан убедиться, что не приближается поезд, при установленном знаке STOP для этого необходимо остановиться;
  • над реверсивной полосой движения. В этой ситуации движение по ней запрещено.

Если светофор установлен, но ещё закрыт темной плёнкой, он пока не регулирует движение — даже если сигналы через неё  просвечивают.

На табло светофора может быть выведен таймер — он показывает, сколько времени осталось до переключения сигнала.

Световые сигналы иногда дополняют звуковыми:

  • красный свет на переезде может сопровождаться звонком;
  • зелёный свет для пешеходов может дублироваться звуковым прерывистым сигналом — чем они чаще, тем меньше времени осталось до переключения на красный.

Как штрафуют за светофоры

Разовый проезд на красный свет для водителя обойдётся в 1000 рублей, а за повторное нарушение придётся отдать уже 5000 рублей или сдать права на 4–6 месяцев (пп. 1, 3 ст. 12.12 КоАП РФ).

При попытке проехать на красный свет через ж/д переезд можно получить аналогичное постановление на 5000 рублей или остаться без прав на 3–6 месяцев. А за рецидив могут лишить прав уже на год (пп. 1, 3 ст. 12.10 КоАП РФ).

Проезд на красный по полосе реверсивного движения приравнивается к выезду на встречную полосу и грозит штрафом в 5000 рублей или лишением прав до полугода. Если водитель был вынужден совершить этот манёвр, чтобы объехать препятствие, штраф меньше — 1000–1500 рублей. А за повторный выезд на «встречку» без уважительной причины прав лишат уже на год или (в случае фиксации нарушения камерой) оштрафуют на те же 5000 рублей (пп. 2, 4, 5 ст. 12.15 КоАП РФ).

Штрафы предусмотрены не только для водителей. За движение на красный свет пешехода оштрафуют на 500 рублей, а велосипедиста — на 800 рублей (пп. 1, 2 ст. 12.29 КоАП РФ).

Больше полезного для автомобилистов — в Журнале Авто.ру