Найти в Дзене
Галерея BazArt

ИНКУБАТОРЫ ЗЛА

Есть в латинском языке слово incubare, что буквально переводится как «лежать, находится на чем-либо сверху». Как и многие латинские слова, оно вошло в другие языки, но уже с совершенно иным значением. Нам оно хорошо знакомо по термину инкубатор. Все знают, что инкубатор – это специальное устройство, предназначенное для искусственного выведения птенцов, как правило цыплят. Если высиживать яйца некому, на помощь придет инкубатор, и через положенный срок, пробив скорлупу, на свет выкарабкаются птенцы. Иногда, правда, ненадолго и лишь для того, чтобы оказаться в тарелке с супом. Инкубатор – очень древнее изобретение. Древние египтяне использовали его для высиживания птиц. А в Европе их массовое производство началось в конце XIX начале XX века. Очень полезное изобретение!

Однако слово incubare подарило жизнь еще одному термину. И если в случае с инкубатором речь идет о свете, то здесь задействована тьма. Слово это – инкуб.

Эжен Тивье "Кошмар" 1894 г.
Эжен Тивье "Кошмар" 1894 г.

Инкуб — это демон, распутный и злой, посещающий ночами женщин с целью совокупления. Он нападает на несчастных жертв, когда те уже засыпают, обездвиживает и овладевает ими, чтобы запитаться энергией живых существ. А вот к мужчинам приходят суккубы, это демоны в образе женщин. Но на самом деле суть у них одна – это ночные демоны, принимающие образ женщины или мужчины, жестокие, коварные, безжалостные, а главное – сексуально озабоченные. Одним словом – маньяки.

Упоминаний о развратных демонах в разных странах и эпохах довольно много. Они посещают людей с незапамятных времен. Это и месопотамский Лилу или женского рода Лилит, описанные в 2400 году до н.э. в Шумерском царском списке, и альп в немецком фольклоре, и уродливый карлик Трауко в чилийской мифологии, и венгерский лидерк (lidérc), бразильский Бото, южноафриканский Токолош, турецкий Карабасан, демон Асмадей из еврейской мифологии. Является ли это свидетельством реального существования инкубов? Ну если существует столько свидетелей по всему миру с незапамятных времен и до сегодняшнего дня, то стоит задуматься и поразмышлять на эту тему.

Месопотамская богиня ночи Лилиту.
Месопотамская богиня ночи Лилиту.

Карл Густав Юнг считал, что распутный суккуб, который является духовникам, не что иное, как их внутренний голос, «взывающий из недр бессознательного, голос возмущения против насильственного подавления индивидуальной природы», компенсация психикой насильственного воздержания.

Примерно такого же мнения придерживаются современные психологи, полагая, что это всего лишь сексуальные фантазии, которые, тем не менее, бывают впечатляюще реальными. Еще одной причиной явления инкубов ученые считают «сонный паралич», состояние, при котором у засыпающего или просыпающегося человека происходит полный или частичный паралич мышц. Явление достаточно распространенное. При этом человек испытывает ужас от ощущений, что кто-то сидит на груди, мешая дыханию, а пошевелиться невозможно.

А еще так называемая гипнагогия. Это когда в промежуточном состоянии между сном и явью человек как бы находясь в сознании видит образы из бессознательного. Причем галлюцинации могут быть и звуковыми, и зрительными, и тактильными.

Чарльз Волкер "Инкуб" 1795 г.
Чарльз Волкер "Инкуб" 1795 г.

Так что является ли инкуб плодом нашего воображения, или реально существует – вопрос.

Однако в средневековье ответ на этот вопрос не вызывал сомнений – конечно, существует. В 1275 году во французской Тулузе была сожжена Анжель де ла Барт за то, что родила от дьявола ребенка.

В 413-427 годах известный богослов и философ Аврелий Августин или Августин Блаженный пишет одно из самых известных своих сочинений – трактат «О граде Божием». В этом монументальном труде Аврелий Августин не подвергает сомнению существование инкубов, указывая на многочисленные свидетельства очевидцев. «Многие утверждают, что испытали сами или слышали от тех, которые испытали и в правдивости которых нельзя сомневаться, что сильваны и фавны, которых в просторечии называют инкубами, часто являются сладострастникам и стремятся вступать и вступают с ними в связь», - пишет философ. Ну кто ж будет после этого сомневаться в существование демонических развратников, если столь уважаемый и авторитетный богослов уверен в том, что они есть?! С этого момента, вплоть до 19 века святые отцы изучали этот серьезный вопрос и выдвигали самые различные версии и предположения. Вообще, демонолог в средневековье это не какой-то там шарлатан, а весьма уважаемый ученый-теолог по вопросам нечистого.

И самый первый и важный вопрос – имеют ли инкубы и суккубы тело, если да, то какое.

Френсис Баррет "Инкубы"
Френсис Баррет "Инкубы"

На этот вопрос демонологи отвечали по-разному. Например, уже упомянутый Аврелий Августин считал, что демоны тела не имеют, они подобны текучему воздуху. Автор знаменитого «Молота ведьм» Хенрикус Инститорис полагал, что демоны создают себе тело, соединяя воздушную форму с элементами земли для уплотнения, а затем в облике инкуба или суккуба посещают мужчин и женщин. Об этой книге подробно можно прочитать здесь

https://dzen.ru/a/ZCvQDy2BIw3jhbYV
Итальянский священник Франческо-Мария Гваццо, член ордена Амброзианцев, очень уважаемый демонолог, автор пособия для охотников на ведьм «Compendium Maleficarum», был убежден, что инкубы создают себе тело из воздуха и даже могут оживлять мертвых и использовать их тела.

А вот Францисканец Людовико-Мария Синистрари в своей книге «De Daemonialitate et Incubis et Succubis» («О демоническом, инкубах и суккубах») считал, что инкубы обладают телом, причем более совершенным, чем у человека, умны, образованы, занимаются искусством и науками. Весьма симпатичные, однако! Правда последствия общения с ними совсем не симпатичные. Можно и на костер пойти.

"Суккуб" резьба по дереву на постоялом дворе в Кембридже 16 век
"Суккуб" резьба по дереву на постоялом дворе в Кембридже 16 век

На самом деле рассуждения о телесности и бестелесности инкубов велись не просто так, а были плотно связаны с наказанием для тех, кто имел с этими существами связь. Как можно судить того, кем овладел воздух? А вот если инкуб имеет тело, то это уже совсем другая история.

Большой вклад в учение об инкубах и суккубах внес Фома Аквинский. Он затронул второй, не мене важный вопрос: могут ли от инкубов рождаться дети? И здесь мнения демонологов так же разошлись. Одни полагали, что это невозможно. Другие, как Фома Аквинский, придерживались противоположного мнения и выдвигали самые что ни на есть научные теории на этот счет. Какая наука, такие и теории! Фома Аквинский считал, что демоны сначала в образе суккубов совокупляются с мужчинами, крадут их сперму и уже в образе инкубов отправляются к женщинам. Сами женщины часто возражали, и утверждали, что семя у инкуба холодное как лед. А как же тогда появился на свет волшебник Мерлин, которого считали дитем инкуба? Вот вам и доказательство. Кстати, уже упомянутый выше Синистрари был убежден, что Александр Македонский не что иное, как плод земной женщины и демона.

Мерлин. Иллюстрация к французской рукописи 12 века
Мерлин. Иллюстрация к французской рукописи 12 века

Такого же мнения придерживался и голландский иезуит богослов, а по совместительству демонолог, Мартин Антонио Дельрио (Martin Delrio). Проведя тщательное исследование данной темы, он изложил все доводы pro et contra в чрезвычайно популярном труде «Disquisitionum Magicarum Libri Sex» («Магические исследования»). В 1599-1600 гг. этот трехтомный труд был издан в Лёвенском католическом университете, приобрел известность во всей Европе, где переиздавался (в Кёльне и Венеции) вплоть до 1746 года. Образованные европейцы зачитывались этой полезной и увлекательной книгой. Так вот, согласно Дельрио, дети, рожденные от инкубов имеют чудовищный вид, они отвратительно худы, при этом очень прожорливы. Он даже приводит факты рождения таких детей, так одна женщина родила чертенка, и тот, не успев покинуть чрево матери, стал скакать и прыгать.

Вообще, средневековые ученые очень серьезно относились к подобным теориям. Вот, например Амбруз Паре (1510-1590 гг.), французский хирург, которого по праву считают отцом современной медицины. Это был без сомнения выдающийся ученый. Именно он изобрел протезы и усовершенствовал медицинские инструменты, применяемые при лечении глубоких ран, именно он предложил при ампутации использовать не раскаленный нож, а лигирование, именно он ввел хирургические операции по исправлению «заячьей губы» и исправление «волчьей пасти». Это действительно был не просто хороший врач, а талантливый исследователь и практик. Как настоящий ученый предмет рождения детей от дьявола он изучил, систематизировав все известные ему случаи аномалий у новорожденных детей. В трактате «О монстрах» в разделе демонологии он рассматривает связь врожденных уродств с отцовством дьявола. И вот к какому выводу приходит Паре: никакой связи здесь нет, потому что никаких детей от дьявола родиться не может, потому что у демонов нет ни тела, ни половых органов. Более того, Паре отрицает вообще факт сексуальной связи с демоном и считает «это сношение воображаемое, происходящее от иллюзорного впечатления Сатаны». А об инкубах и суккубах пишет, что никакого секса с ними нет, а вся эта тяжесть либо от болезни, либо от обжорства. Жрать надо меньше на ночь мяса и пить крепких вин – вот такой вывод делает великий ученый Паре. Однако, это вовсе не означает, что он не верил в существование демонов. Очень даже верил. Считал, что они могут претворяться чем угодно: монстрами, змеями, гвоздями и прочими предметами. А вот вступать в интимные отношения не могут. Кстати, такие уважаемые древнегреческие мыслители, как Плутарх, Плиний, Соран Эфесский тоже полагали, что инкуб - это бред, вызванный болезнью или обжорством.

И.Г.Фюссли "Инкуб, покидающий двух спящих женщин"
И.Г.Фюссли "Инкуб, покидающий двух спящих женщин"

Хорошо был лично знаком с дьяволом родоначальник Реформации Мартин Лютер. Нечистый вечерами бил Лютеру окна и ворочал мешки с орехами под кроватью. Так мало этого, когда Лютер садился работать, нечистый мешал и вступал с богословом в пререкания. Однажды Лютер так разозлился, что метнул в того чернильницу, да так, что залил всю стену. Потом это пятно он демонстрировал любопытным. Мартин Лютер полностью разделял учение и суккубах и инкубах. Их существование не подвергал сомнению, а вот в рождении детей от таких связей как и Паре, сомневался. Однако, предполагал, что Сатана может подменять детей. Кстати, был яростным борцом с ведьмами. «Я не имею никакого сострадания к этим ведьмам, я всех бы их сжег!» - восклицал богослов. Гуманный, однако, был человек! Кстати, именно Лютер перевел Библию на немецкий, сделав более доступной для широких масс, до этого ее можно было читать только на латыни. И именно Мартин Лютер считается одним из создателей немецкого литературного языка. Не всё же только бесов по замку гонять и чернильницами швыряться!

"Портрет Мартина Лютера" мастерская Лукаса Кранаха Старшего, 1528 г.
"Портрет Мартина Лютера" мастерская Лукаса Кранаха Старшего, 1528 г.

Вообще начиная с 15 века Европа просто одержима колдовством, ведьмами и борьбой с этими явлениями. В уважаемых университетах издаются книги, где подробно рассматриваются все аспекты взаимодействия дьявола с людьми. Ну и, конечно, возникает третий, самый важный вопрос: а что делать с теми, кто вступил в связь с демоном? И вообще, как отвязаться от этого навязчивого сексуального партнера? Ответ для средневекового человека был очевиден – костер. В «Молоте ведьм» предлагается применить экзорцизм, а потом все равно сжечь. Мартин Антонио Дельрио предлагал исполнять пасхальные песнопения, чтобы отпугнуть инкуба.

В 1728 году в Вюртемберге состоялся суд на 46-летней Анной-Марией Розенталь, которая, по ее собственным свидетельствам, вышла замуж за демона по имени Антон Нагель. Демон приходил к ней невидимым, оплодотворял, а затем забирал новорожденных детей и разрывал на части. Суд долго совещался, что же делать с подсудимой. Самые неподкупные судьи предлагали немедленно сжечь. Однако, нашлись и заступники за бедную женщину. И в результате суд пошел на снисхождение: Анну-Марию сначала обезглавили, а только потом сожгли. Да здравствует самый гуманный средневековый европейский суд на свете! Что интересно, у этой несчастной психически нездоровой женщины были и свидетели, которые свидетельствовали в ее пользу, то есть подтвердили, что видели ее беременной, а потом дети неожиданно исчезали. Правда превыше всего!

Кстати, одним из пунктов обвинения во время суда над тамплиерами было обвинение в отречении от Бога путем спаривания с демонами.

И.Г.Фюссли "Ночной кошмар"
И.Г.Фюссли "Ночной кошмар"

С развитием науки общество стало относиться к женщинам, вступавшим в связь с инкубами, и мужчинам, имеющими отношения с суккубами, более лояльно. Даже в среде священнослужителей появилось мнение, что все это всего лишь плод больного воображения, и никакой связи на самом деле не существует.

В 1746 году французский учёный аббат-бенедиктинец, автор исторических трудов, богословских работ по толкованию Библии, а так же трактатов на тему оккультизма Огюстен Кальме (Дом Кальме) выпустил известную работу «Трактат о явлениях духов» («Dissertations sur les apparitions des anges, des démons et des esprits, et sur les revenants et vampires de Hongrie, de Bohême, de Moravie et de Silésie» - Трактат о Явлениях Ангелов, Демонов и Духов, а также о Привидениях и Вампирах в Венгрии, Моравии, Богемии и Силезии). Работа серьезная и многогранная. В книге есть такая глава - «Удивительное действие воображения в мужчинах и женщинах, которые думали, будто имеют общение телесное с злыми духами», название говорит само за себя. Дом Кальме считает все эти истории связи с инкубами и суккубами ничем иным, как невежество, распаленное воображение, помешательство, обман несчастных шарлатанами. Кстати, экзорцизм не отрицает в данном случае. Потому что убежден, что это подействует на воображение жертв благотворно. В общем, Дом Кальме был не просто хорошим историком и богословом, но и не плохим психологом.

Джулио Романо "Сон Гекубы"
Джулио Романо "Сон Гекубы"

А затем наступил век ХХ и вот уже XXI. Наука не просто продвинулась вперёд, она стремительно улетела в заоблачные высоты. Человек вышел в космос, изобрел автомобили, самолеты, стиральные и посудомоечные машины, в микроскоп увидел такое, что до сих пор не может прийти в себя, узнал о существовании молекул и атомов, и даже теорию относительности уже не считает окончательной, а лишь частью чего-то более грандиозного. Если вы думаете, что над инкубами и суккубами стали просто смеяться, то сильно ошибаетесь. Они по-прежнему живут среди нас и посещают ночами мужчин и женщин. Интернет завален бесчисленными свидетельствами присутствия этих демонов в нашей жизни.

Есть ли демон в образе инкуба или суккуба галлюцинация и симптом психического расстройства или они существуют на самом деле? Как сказал кто-то очень мудрый: если вселенная бесконечна, в ней есть место всему.

В статье об эпидемиях мы рассказывали о страшных болезнях, на протяжение тысячелетий разорявших города страшнее любой войны. Они проносились по миру, оставляя после себя смерть и мрак запустения. Человечество справилось с этой напастью. Мы победили холеру, тиф, оспу, смогли приручить чуму, изобрели пенициллин и создали прививки, научились даже лечить рак. Но мы так и не смогли победить Зло. Оно по-прежнему всесильно, и страшнее войн и эпидемий. И если в том, что Дьявол претендует на человеческое тело, превращаясь в инкуба, можно усомниться, то нет никаких сомнений, что душа по-прежнему является для него лакомым куском. «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». («Братья Крамазовы» Ф.М.Достоевский)

К.А.Коровин "Мефистофель" 1906 г.
К.А.Коровин "Мефистофель" 1906 г.