Найти в Дзене
Все Лето в Шапке

Свет! Камера! Мотор! На что снимать свое лучшее путешествие.

Итак, Его Величество Контент! Каждый раз, когда при очередном выезде мы пакуем целую сумку исключительно со съемочным оборудованием, возникает немой вопрос: «А как мы до этого докатились?». С одной стороны, всё это отнимает кучу денег, времени и сбивает темп путешествия. С другой — даёт возможность жить вашему впечатлению после трипа и вновь разжигает давно пережитые эмоции с новой силой. Подписывайтесь на наш канал в Telegram, там мы делимся актуальной информацией в "режиме здесь и сейчас". Дальше дисклеймер: мы ни разу не профессиональные видеографы, монтажёры или колористы. Всё, что мы умеем и о чём будем говорить дальше, — компиляция тонны совершенно разной информации из YouTube и личного опыта, основанного на бесчисленном количестве проб и ошибок. Всё, ответственность с себя сняли, дальше будем умничать. Погнали! Глобально всё, что мы используем, можно поделить на несколько подзаголовков: • Основная камера • Экшн-камера • Воздушная съёмка • Аксессуары • Софт По этому списку и пойд

Итак, Его Величество Контент! Каждый раз, когда при очередном выезде мы пакуем целую сумку исключительно со съемочным оборудованием, возникает немой вопрос: «А как мы до этого докатились?». С одной стороны, всё это отнимает кучу денег, времени и сбивает темп путешествия. С другой — даёт возможность жить вашему впечатлению после трипа и вновь разжигает давно пережитые эмоции с новой силой.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, там мы делимся актуальной информацией в "режиме здесь и сейчас".

Дальше дисклеймер: мы ни разу не профессиональные видеографы, монтажёры или колористы. Всё, что мы умеем и о чём будем говорить дальше, — компиляция тонны совершенно разной информации из YouTube и личного опыта, основанного на бесчисленном количестве проб и ошибок.

Всё, ответственность с себя сняли, дальше будем умничать. Погнали!

Глобально всё, что мы используем, можно поделить на несколько подзаголовков:

• Основная камера

• Экшн-камера

• Воздушная съёмка

• Аксессуары

• Софт

По этому списку и пойдём.

Основная камера

Размышляя на тему: «А какая камера лучше всего подойдёт для съёмок путешествий?», ответ будет до банального прост: «Та, которая у тебя есть». Действительно, качественно снять можно и на iPhone, хоть это и будет требовать некоторых доработок и не даст таких широких возможностей постобработки, как хотя бы средняя камера. Но всё же. Нам в руки попадались и Panasonic, и Sony, и Blackmagic, поэтому смело можем сказать — выбор был осознанным.

-2

Есть ряд критериев, на которые тебе неплохо было бы обратить внимание при выборе девайса:

Форм-фактор. Камера должна быть максимально компактной, имея при этом весь необходимый набор функций. Так как мы путешествуем в основном на мотоциклах, размер имеет значение.

Цена. И здесь мы имеем в виду не только цену самой камеры, но и стоимость объективов. Поэтому наш выбор — не Full Frame матрицы… Так, чувствую, что необходимо пояснить, о чём это мы. Во многом на финальное качество картинки будет влиять размер матрицы твоей камеры. Здесь как с наследством — чем больше, тем лучше. Те, кто снимают профессионально, скажут, что это далеко не самый главный фактор и есть ещё значение пикселей, качество процессора и много ещё чего. Да, это так, но! Здесь всё же блог о путешествиях, а не о камерах, поэтому для среднего пользователя все эти нюансы опустим.

Глобально мы выбираем между матрицами полноразмерными (Full Frame), урезанными (Crop) и микро (Micro 4/3). Это влияет на то, с каким объёмом света будет работать камера, какого размера в итоге у тебя будет картинка, какие объективы ты сможешь использовать, насколько резким будет изображение, как хорошо камера будет отрабатывать в темноте… Полноразмерные здесь самые сильные, но и объективы для них на порядок дороже.

-3

И вот мы уже видим обратную корреляцию: чем меньше размер матрицы, тем дешевле объективы, в среднем по больнице. Здесь тебе необходимо спросить себя: «Сколько ты готов потратить на камеру?», «Как часто нужно будет снимать в условиях низкой освещённости?», «Сколько объектов ты готов с собой возить?». Всё это формирует итоговую стоимость этого удовольствия. Учитывай, что в путешествиях, в особенности экстремальных, камера будет царапаться, у неё будут появляться сколы… Тебе будет её жалко. И есть огромная разница между жалостью к сету за 100к и за 350к, согласен? Отлично, едем дальше.

Функционал. Тут всё про начинку. Во-первых, поворотный дисплей. Иногда (часто) есть момент, когда ты хочешь проронить крупицу мудрости, глядя в объектив и видя себя в дисплее, — очень приятный бонус. Автофокус! Очень важная функция при одиночной съёмке себя любимого. Да, руками тоже можно, но иметь возможность переключаться на автофокусировку — вообще не лишняя опция.

Ещё мы любим поснимать в драматичном слоу-мо а-ля Зак Снайдер, накидать спидрампов и трогательной музыки на посте, поэтому камера должна уметь снимать в 120 FPS и выше. В путешествиях мы стараемся быть максимально мобильными и лишнего с собой не брать. По этой причине стабилизаторы с нами не ездят. Камера должна обладать матричной стабилизацией.

Ну и главное — цветовые диапазоны и пространства: мы любим красить свои ролики и задавать этим своё настроение. Камера должна уметь снимать в логарифмическом формате в 10 бит и выше.

Так. Снова чувствую, что накидал терминологии. Извиняюсь, исправляюсь:

• FPS — количество кадров в секунду. Глаз человека видит 24 кадра в секунду, поэтому, чтобы замедлять картинку плавно, нам необходимо выставлять значение, кратное этому числу. И выходит: чтобы замедлить картинку в 2 раза, выставляй 50 кадров в секунду, в 4 — 120, в 8 — 240… ну дальше ты понял. Хорошее слоу-мо начинается от замедления в 4 раза, а всё, что меньше 50 FPS, замедлять нельзя.

• Стабилизация — тут понятно, влияет на тряску изображения при съёмке с рук.

-5

Про диапазоны не будем. Тема длинная и сложная. Можно снимать сразу готовую картинку, и тогда никакие логарифмические форматы не будут нужны. Это необходимо только в случае, если впоследствии видео красить хочется самому и получать какой-то уникальный результат.

Объективы. В этой части хочется напомнить, что вы всё ещё читаете блог о путешествиях. Объективы бывают фиксированные и с возможностью зума. Нет, не так.

У объектива есть ряд важных параметров:

Светосила (она же диафрагма) — влияет на то, сколько света через линзу дойдёт до матрицы, насколько резкой будет итоговая картинка и будет ли она иметь приятное кинематографичное размытие фона. Измеряется она в показателях F (для исключительно видеообъективов — T). Чем ближе цифра к значению 0, тем выше его способность пропускать свет, размывать фон и всё вышеперечисленное. Условно F1.4 будет иметь большую светосилу, нежели F2.8. Также светосильные объективы (очевидно) лучше снимают в условиях недостаточной освещённости.

Фокусное расстояние — ещё один важнейший параметр (вы всё ещё хотите снимать ваши путешествия?). Измеряется в миллиметрах от матрицы до стекла объектива. Бывают:

• сверхширокоугольные (а-ля фишай),

• широкие (как на iPhone x0,5 и x1,0),

• средние,

• длиннофокусные (он же телевик),

• сверхдлиннофокусные.

Здесь важно знать, что если мы хотим получить картинку без искажений по пропорциям, то выбирать нужно 50 мм — это соответствует тому, как видит человеческий глаз. Чем цифра ниже (ближе к значению 1), тем шире становится изображение, но и искажается всё куда сильнее.

На вашем объективе всегда указано фокусное расстояние для Full Frame матриц. Если вы выбрали камеру с урезанной или микро матрицей, нужно будет произвести несложный математический расчёт (если из статьи будет не понятно, какой именно, — напишите в комментариях).

-6

И да, бывают объективы с фиксированным фокусным расстоянием и зумы. Фиксированные имеют только одно расстояние, условно 50 мм, а зум может иметь более широкий диапазон — 30-120 мм. Обычно в видео зумы используются крайне редко, так как имеют:

• меньшую резкость,

• больший размер и вес,

• более высокую цену,

• проблему с фокусировкой и ещё ряд проблем.

Однако снимают и на них, и тоже хорошо получается.

Фух, вроде бы разобрались.

А на что снимаем мы?

Рады, что вы спросили!

Наш выбор — Fujifilm XT-4. Это камера с кроп-матрицей (ну теперь вы знаете, что это такое, ведь да?), с возможностью снимать в 10 бит и логарифмическом формате. Поворотный дисплей, удобные настройки абсолютно всего, слоу-мо… в общем, всё, о чём мы писали выше, здесь есть. В комплекте с ней работает объектив Fujinon с фокусным расстоянием 35 мм и диафрагмой 1.4, а также советский Гелиос 44 мм, F2.

-7

Так, теперь ещё чуть-чуть технической информации. Если у вас не полноразмерная матрица, то числа фокусного расстояния для вашей камеры будут неверными, и необходимо их умножать на фактор урезанности вашей матрицы (кроп-фактор). Например, кроп-фактор нашего Fujifilm XT-4 равен 1.5 (это можно узнать в инструкции к камере). Это означает, что фокусное расстояние объектива (в нашем случае 35 мм) нужно умножить на 1.5, что равняется 52.5 мм — то самое среднее расстояние без искажений.

Эта камера имеет невероятную мягкую, ламповую картинку, а на случай, если вы не хотите сильно мучиться в покрасках, — имеет предустановленные имитации плёнок Fujifilm. То есть включил и снимай.

Это не лучшее решение по автофокусу и съёмке ночью, и по резкости также не дотягивает до Sony A7 III, но во всём этом нет какой-то драматической разницы. Однако комбинация возможностей, получаемой картинки, количества оптики и цены — не оставили нам выбора.

Кстати о цене:

Мы очень не рекомендуем смотреть в сторону официальных магазинов в 2024 году. Лучший вариант — привезти за вменяемый прайс самому или воспользоваться услугами байеров, в конце концов. И объектив, и камера сейчас стоят каких-то немыслимых денег (около 220 тысяч за комплект).

Мы покупали её в период доллара по 54 ₽, и вышла она около 80 тысяч.

Объектив Fujinon был куплен на Авито за 30 тысяч.

Гелиос — 2 тысячи рублей.

Про него стоит рассказать отдельно. Это советский объектив, не имеющий никаких автоматических функций. Картинка получается с некоторыми дефектами, которые при определённой творческой задумке можно использовать как преимущества. Нам очень нравится то, что получается при работе с этой линзой, и он всегда ездит с нами в качестве второго.

Отдельно про iPhone.

Так как мы теперь тут все люди учёные, можем говорить о высоких материях. Конечно же, размер телефона не позволяет установить там хоть какое-то конкурентное подобие нормальным матрицам. Всё, что iPhone показывает, — это программные фильтры. Все размытия, резкости, зумы… всё это работа процессора и набора умных пресетов. Однако выход есть.

-8

Есть такие компании: Moment и Sirui.

Эти ребята делают всё для мобильной съёмки, но главное, что можно у них приобрести, — объективы для телефона.

Работает это очень здорово. Специальный чехол, на который накручиваются сменные линзы любым фокусным расстоянием. И вот с этим можно получать очень недурные результаты. В комплект ко всему этому можно приобрести ещё мобильный стабилизатор, который сильно повысит качество съёмки. В общем, выглядит как полноценное решение. Ах да, ещё нужен будет софт. Приложение на телефон для съёмки с полным управлением параметрами, которое тоже стоит каких-то денег, но! За 25 тысяч рублей можно собрать неплохой такой кит. Есть о чём подумать.

На этом первая часть официально закончена.

Дальше про экшн-камеры и квадрокоптеры.

Спасибо. Пока!