Найти в Дзене
Konnichiwa Club | Всё о Японии

Как сямисэн покорил Японию и весь мир

Оглавление

Традиционная японская музыка – дело отнюдь не прошлых лет. Она до сих пор находит своих поклонников не только в Японии, но и по всему миру. И сямисэн – один из самых популярных традиционных инструментов – играет в этой популярности немалую роль.

История сямисэна

Среди японских традиционных инструментов сямисэн считается одним из самых молодых. В XIV веке на острова Рюкю попал китайский щипковый инструмент саньсянь, название которого записывается как 三弦, буквально «три струны». На Рюкю он стал известен под названием сансин (三線, также «три струны»), и лишь потом, XVI веке, он приехал в Японию, став там сямисэном.

Считается, что большую роль в превращении сансина в сямисэн сыграли странствующие монахи-сказители бива-хоси, а также члены Гильдии слепых Тододза – именно они первыми взяли в руки новый инструмент. Они добавили выразительность и глубину звука бивы (распространённого струнного инструмента, на котором и играли бива-хоси) к сямисэну, и он стал так популярен в городской среде, что быстро вытеснил даже саму биву.

Благодаря тому, что с его помощью можно было выразить широкий спектр эмоций, сямисэн легко вошёл во множество музыкальных жанров. Его использовали в кабуки и народных песнях, а также он стал неотъемлемым атрибутом гейш. Он также вошёл в санкёку – ансамбль из кото, сямисэна и кокю (а в эпоху Мэйдзи к нему прибавился и сякухати).

-2

Из-за прочных ассоциаций со странствующими музыкантами, гейшами и торговцами музыка для сямисэна считалась «низкой» и «распутной». Впрочем, это никак не сказалось на её популярности – простые горожане явно были от неё без ума. Наравне с флейтой, барабанами тайко и колокольчиками сямисэн был одним из музыкальных инструментов, легко доступных простому народу. В годы Бунсэй (1818–1830 гг.) директор голландского торгового дома писал, что среди всех традиционных инструментов сямисэн – самый распространённый.

-3

Устройство

Сямисэн – трёхструнный щипковый инструмент. Струны делаются из шёлка или нейлона, а на грифе нет ладов, поэтому считается, что музыкант должен обладать хорошим слухом, чтобы воспроизводить нужные ноты. Играют на сямисэне обычно с помощью специального плектра (или медиатора), который исторически достался ему от бивы.

Плектр для сямисэна
Плектр для сямисэна

Деревянный корпус предков сямисэна – саньсяня и сансина – обтягивали змеиной кожей, однако в Японии не водилось таких крупных змей, чья кожа подошла бы для инструментов. Поэтому местные мастера нашли более распространённый и доступный материал – кошачью кожу. Она и сегодня считается самой подходящей для сямисэнов, так как благодаря её тонкости звук получается лучше.

Кот, играющий на сямисэне, на гравюре Утагавы Куниёси
Кот, играющий на сямисэне, на гравюре Утагавы Куниёси

Также используют собачью кожу, хотя и отмечают, что звук из-за неё получается более грубым. В настоящее время кожа животных в основном импортируется из-за границы, и цена на неё немаленькая. Также используют кожу овец и даже кенгуру. Существуют и искусственные аналоги, однако их используют нечасто, опять же, из-за того, что они портят звук. Кроме того, они довольно уязвимы к теплу по сравнению с натуральной кожей и быстрее приходят в негодность, да и стоят дороже, чем собачья кожа.

В разных жанрах также используются разные виды сямисэна. Чаще всего они отличаются толщиной грифа, однако разница может состоять также в толщине струн, величине корпуса и других параметрах.

Одним из самых популярных видов сямисэна является цугару-сямисэн, названный так в честь региона Цугару на севере острова Хонсю, где он и появился. На цугару-сямисэне исполняют популярную музыку, для которой характерны высокий темп и импровизация.

Сямисэн сегодня

После Второй мировой войны сямисэн потерял статус «низкого» инструмента, и выросло количество музыкантов, играющих на нём. Японцы вновь принялись экспериментировать с сямисэном, смешивая традиционную музыку с западной. Один из самых известных примеров – современная группа Wagakki Band, которая сочетает традиционные японские инструменты с западными электронными. Сямисэн, конечно же, занимает не последнее место в творчестве музыкантов.

На сямисэне сегодня вообще можно играть буквально что угодно. Это доказывают и многочисленные каверы на современные песни и даже опенинги аниме. И, конечно же, инструмент активно распространяется по миру: японские музыканты ездят по другим странам, демонстрируя своё мастерство, и иностранные музыканты тоже не остаются равнодушны к сямисэну.