– Андрей, ты представляешь... В Москве сейчас +35! – Марина поставила две чашки кофе на столик веранды и блаженно потянулась. – А у нас такой бриз... Господи, как же хорошо!
Муж оторвался от ноутбука и улыбнулся. Загорелый, похудевший, он совсем не походил на того замотанного трудоголика, каким был еще полгода назад.
– А помнишь, как все крутили пальцем у виска? Мол, с ума сошли – бросить работу в столице, уехать в провинцию...
– Ага, особенно твой Вадик старался. "Андрюха, ты что, рехнулся? Какая кофейня? Какое море? У тебя же перспективы в компании!"
Марина фыркнула, передразнивая бывшего коллегу мужа. Вадим всегда был... расчетливым. Для него все измерялось исключительно количеством нулей в зарплате и квадратными метрами квартиры.
Солнце медленно опускалось к горизонту. По набережной неспешно прогуливались редкие туристы – сезон только начинался. Их кофейня "У маяка" работала второй месяц, и дела шли... ну, скажем так, стабильно. Не то чтобы они гребли деньги лопатой, но на жизнь хватало. А главное – впервые за много лет они оба чувствовали себя по-настоящему счастливыми.
– Слушай, может, окрошку на ужин? – Марина потянулась к мужу, чмокнула его в макушку. – У нас квас вчера как раз дошел...
Звонок в дверь прозвучал так неожиданно, что она вздрогнула. Странно, они никого не ждали.
– СЮРПРИИИИИЗ!!!
Марина застыла в дверях, не веря своим глазам. На пороге стояли Вадим и Лена – их московские друзья, которых они не видели больше полугода. А за ними...
– Господи, вы что, с детьми? – только и смогла выдавить она.
– И с Жоржиком! – радостно объявила Лена, подхватывая на руки запыхавшегося французского бульдога. – Мы проездом, букваааально на пару дней! Решили вот заскочить, вас проведать!
Вадим, не дожидаясь приглашения, затащил в прихожую два огромных чемодана. Следом ввалились их погодки – Кирилл и Алиса, с планшетами наперевес.
– Кир, Алис, поздоровайтесь с тетей Мариной! – крикнула Лена, но дети, не отрывая взгляда от экранов, что-то буркнули и моментально просочились в дом.
– А где же радостные крики? Где объятия? – Вадим раскинул руки. – Андрюха! Друг! Выходи встречать московский десант!
Марина бросила быстрый взгляд на мужа, застывшего в дверях веранды. По его лицу было видно, что он разделяет ее чувства – смесь шока, недоумения и нарастающей паники.
– Ой, а у вас тут так... мило! – Лена, цокая каблуками, прошлась по гостиной. – Прямо как в этих... журналах про жизнь в провинции! Только вот картины явно надо перевесить. И шторы эти... прямо привет из девяностых!
Жоржик, пыхтя, обследовал углы, а потом, с явным одобрением, задрал лапу на старинный комод.
– ЖОРЖИК! – взвизгнула Лена. – Ай-яй-яй! Мариш, извини, он просто маркирует территорию. Это от восторга!
"От восторга" хотелось взвыть самой Марине. Но десять лет работы в корпорации научили ее держать лицо в любой ситуации.
– Как неожиданно... – выдавила она улыбку. – А вы надолго?
– Да буквально на пару дней! – Вадим плюхнулся на диван, закинув ноги на журнальный столик. – Слушай, а Wi-Fi у вас какой? А то мне срочно надо пару зумов провести...
Телефон в его руке разразился какой-то попсовой мелодией.
– О, Серега! Да, братан! Представляешь, я у Андрюхи, помнишь его? Который в деревню свалил... Что? А ты где сейчас? В трех часах езды?! ОФИГЕТЬ! Слушай, давай к нам, а?! Тут место – валом!
Марина переглянулась с мужем. В его глазах читалось то же, что чувствовала она: это будет очень, очень долгая "пара дней"...
Первый звоночек прозвенел уже за ужином. Вернее, за тем, что должно было быть уютным ужином вдвоем, а превратилось в балаган.
– Мариночка, а что у нас на ужин? – Лена по-хозяйски заглянула в холодильник. – Окрошка? Серьезно? Нет-нет, детям нельзя окрошку на ночь. У них может быть несварение. Кирюша у нас вообще очень чувствительный... Может, пиццу закажем?
– У нас в городке нет доставки пиццы, – начала Марина, но Вадим уже строчил что-то в телефоне.
– Как это нет? А, точно... Слушай, Андрюх, а на машине до ближайшего нормального города далеко? Там наверняка есть какой-нибудь ресторан... Дети голодные, а после дороги хочется чего-нибудь существенного.
"Существенного" хотелось и самой Марине. Например, существенно врезать по самодовольной физиономии бывшего коллеги. Но она только улыбнулась:
– В холодильнике есть курица, могу пожарить...
– А она фермерская? – оживилась Лена. – Мы только фермерскую едим. И желательно с сертификатом. У детей аллергия на все эти антибиотики...
Пока Марина судорожно соображала, где в их городке достать курицу с родословной и рекомендательными письмами, из гостиной донесся грохот.
– Ой, это Алисонька... она немного неусидчивая, – махнула рукой Лена. – Кстати, надеюсь, у вас тут все застраховано?
Вечер превратился в бесконечный марафон "найди и предотврати". Найди детей, пока они не разбили что-нибудь ценное. Предотврати Жоржика от попыток сожрать любимые тапки Андрея. Найди в себе силы улыбаться, слушая бесконечные рассказы Вадима о его успехах в бизнесе. Предотврати попытки Лены "немного освежить интерьер".
К ночи выяснилось, что Кирюша может спать только в полной тишине, Алиса боится темноты, а Жоржик храпит так, что его слышно даже на соседней улице.
– Мариш, вы же не против, если мы ляжем в вашей спальне? – Лена уже раскладывала какие-то баночки на туалетном столике. – Детям нужен комфорт, они привыкли к большой кровати...
Марина стояла у окна на веранде, сжимая в руках чашку с остывшим чаем. Где-то там, за темной линией горизонта, плескалось море. Еще утром такое ласковое и приветливое, сейчас оно казалось единственным возможным путем к спасению.
– Может, уплывем? – Андрей обнял ее сзади за плечи. – Есть у меня знакомый рыбак, одолжит лодку...
– Поздно, – вздохнула она. – Они уже разложили вещи...
Утро началось с крика. Вернее, с целой серии криков разной тональности и громкости.
– КИРЮША, НЕМЕДЛЕННО СЛЕЗЬ С ПОДОКОННИКА!
– МАМ, А ТУТ ВАЙФАЙ ТОРМОЗИТ!
– ЖОРЖИК, ФУ! ПЛОХОЙ МАЛЬЧИК!
– ЭЙ, КТО-НИБУДЬ, ГДЕ ТУТ У ВАС КОФЕ?!
Марина, не выспавшаяся после ночи на неудобном диване, поплелась на кухню. Там ее ждала картина маслом: Лена в шелковом халате извлекала из недр холодильника все содержимое.
– Мариночка, доброе утро! – защебетала она. – Слушай, а у вас что, нет безлактозного молока? И соевого тоже нет? А киноа? Как же завтрак?
– Могу сделать омлет... – начала Марина, но ее перебил грохот из гостиной.
– МАМА! АЛИСА РАЗБИЛА КАКУЮ-ТО СТРАШНУЮ ВАЗУ!
"Страшной вазой" оказалась антикварная китайская вещица, которую они с Андреем купили на блошином рынке в первый день после переезда. Осколки печально поблескивали на полу.
– Ой, да ладно тебе! – Лена похлопала застывшую Марину по плечу. – Это даже к лучшему. Она совершенно не вписывалась в интерьер. Вот смотри, я на днях видела в интернете потрясающие вазы из переработанного пластика...
На веранде тем временем разворачивалась своя драма. Вадим, окруженный ноутбуком, планшетом и тремя телефонами, орал в гарнитуру:
– Нет, ты не понял! Я сказал – ПРОДАВАЙ! Да, прямо сейчас! Что значит – рынок закрыт?! У меня тут может тоже часовые пояса, я в самой заднице мира, но я же работаю!
Андрей, пытавшийся позавтракать на собственной веранде, молча взял свою чашку кофе и ушел в сад. Там его встретил сюрприз в виде маленьких холмиков, щедро разбросанных по клумбе с любимыми розами Марины.
– Это Жоржик, – пояснила Алиса, не отрываясь от планшета. – Он всегда так делает. Мама говорит, что это удобрение.
К обеду стало ясно, что "пара дней" грозит растянуться на неопределенный срок. Лена распаковала чемоданы и методично заполняла шкафы своими вещами. На недоуменный взгляд Марины она отмахнулась:
– Ой, да что там эти два дня! Мы тут подумали – может, останемся подольше? Детям так полезен морской воздух! И вообще, друзья должны чаще видеться!
Вечером, когда Марина вернулась из кофейни, ее встретил новый сюрприз. Лена, вооружившись шваброй и какими-то баллончиками, проводила тотальную зачистку дома.
– Господи, как вы тут живете?! – она потрясала шваброй, как копьем. – Я нашла ПЫЛЬ под диваном! А эти портьеры... Ты в курсе, что их надо стирать хотя бы раз в месяц?
– Они винтажные... – слабо возразила Марина. – Их нельзя стирать...
– Вот именно! – торжествующе воскликнула Лена. – Я их уже выбросила. Закажем новые, из экологичных материалов. Кстати, я тут перебрала твой гардероб...
Марина похолодела. Ее гардероб был предметом особой гордости – годами собранная коллекция винтажных платьев и аксессуаров.
– Не волнуйся, я все ненужное уже отдала в благотворительный магазин! – Лена просияла. – Представляешь, у вас тут есть благотворительный магазин! Такой... аутентичный! Прямо как в этих фильмах про провинцию!
В этот момент с веранды донесся голос Вадима:
– Народ! Я тут набрал ребят на барбекю! Сейчас подъедут, человек десять, не больше. Андрюха, у тебя же есть мясо? Нет? Ну, сгоняй в магазин! И вино не забудь! Много вина!
Марина посмотрела на мужа. Тот сидел в кресле, с таким выражением лица, будто мысленно прикидывал, сколько лет дадут за предумышленное убийство.
К вечеру дом напоминал филиал ада. Незнакомые люди в пляжных костюмах заполонили все пространство. Кто-то притащил караоке-машину, и теперь воздух сотрясался от душераздирающего исполнения шансона. Дети носились как угорелые, опрокидывая все на своем пути. Жоржик, возбужденный всеобщим весельем, методично метил все углы.
– А теперь... – Вадим покачнулся с бокалом в руке, – теперь я хочу сказать тост! За наших прекрасных хозяев, которые так... так радушно нас принимают! За старых друзей!
Марина стояла у окна, наблюдая, как очередной незнакомый гость откупоривает бутылку коллекционного вина, которое они с Андреем берегли для особого случая.
– Знаешь, – прошептал ей на ухо муж, – я тут подумал...
– О том, как спрятать тела? – мрачно усмехнулась она.
– Нет. О том, что у нас завтра плановое отключение воды и света. На профилактику. Дня на три-четыре...
Марина медленно повернулась к нему. В глазах мужа плясали черти.
– Правда? – она не смогла сдержать улыбку.
– Ага. И интернета тоже не будет. Совсем. А мобильная связь у нас, сама знаешь, только на набережной ловит...
Следующее утро выдалось на редкость солнечным и безмятежным. Марина стояла на кухне, насвистывая какой-то легкомысленный мотивчик и готовя кофе. В доме было подозрительно тихо.
– Доброе утро! – прощебетала она, когда заспанная Лена появилась на пороге. – Кофе?
– Что с водой? – вместо приветствия спросила та. – Я хотела принять душ, а там...
– А! – Марина всплеснула руками. – Совсем забыла предупредить! У нас плановое отключение. Профилактика, все дела... Дня на три-четыре.
– ЧТО?! – Лена застыла с открытым ртом. – То есть как... без воды?
– Ну да, – безмятежно пожала плечами Марина. – А через час и свет отключат. И интернет. Местная специфика, ничего не поделаешь!
С веранды донесся панический вопль Вадима:
– КАК ЭТО – НЕТ ИНТЕРНЕТА?! У меня сделка на миллион! Совещание в зуме! Что значит – спецификааааа?!
Через полтора часа все электричество в доме действительно отключилось. Вадим метался по веранде как раненый тигр, поднимая телефон все выше и выше в бесплодных поисках сигнала.
– А можно хотя бы телевизор включить? – жалобно протянул Кирилл, впервые за все время оторвавшись от планшета (который, к слову, уже разрядился).
– Телевизор? – переспросила Марина. – Без электричества? Ну ты даешь! Зато можно поиграть в слова! Или почитать книжку...
– КНИЖКУ?! – в ужасе переспросила Алиса, будто речь шла о какой-то пытке.
К обеду градус паники достиг апогея. Жоржик, не привыкший к "деревенским" условиям, отказывался выходить в сад по естественной нужде. Дети ныли от скуки. Лена, с нечесаной головой и без макияжа, бродила по дому как призрак.
– Послушайте, – решительно сказал Вадим, – это все, конечно, очень аутентично и все такое... Но, может, поедем в нормальный город? Тут, вы говорили, три часа до цивилизации? Переждем эту... профилактику в отеле.
– Конечно! – с преувеличенным энтузиазмом воскликнула Марина. – Отличная идея! Я вам и отель порекомендую – "Марина Палас", прямо на берегу...
Сборы были стремительными. Чемоданы пакавались с такой скоростью, будто в доме объявили эвакуацию. Лена металась по комнатам, собирая разбросанные вещи детей. Жоржик, чувствуя всеобщее возбуждение, носился кругами, путаясь под ногами.
– Вы уверены, что не хотите с нами? – спросила Лена уже в дверях. – Все-таки три дня без удобств...
– Ой, что вы! – замахала руками Марина. – Мы привычные. Да и кофейню нельзя оставить...
Когда машина скрылась за поворотом, Андрей достал из кармана небольшой пульт и что-то нажал. В доме моргнул и загорелся свет, зашумел холодильник, на столе тихо звякнул уведомлением ноутбук.
– Умный дом – великая вещь, – подмигнул он жене. – Особенно когда умеешь им правильно пользоваться.
Марина рассмеялась и обняла мужа:
– Знаешь, а ведь они могли просто попросить. Позвонить заранее, предупредить...
– Ага. И мы бы подготовились. Организовали им нормальный отдых...
– Показали город, местные достопримечательности...
– Но нет, надо было устроить это реалити-шоу!
Они сидели на веранде, потягивая любимое вино (чудом уцелевшая бутылка нашлась в дальнем углу подвала). Море внизу лениво накатывало волны на берег. Вечерело.
– Слушай, – вдруг сказала Марина, – а ведь они могут вернуться. В следующем году.
– Угу. И тёщу привезти, – Андрей поморщился.
– Значит, надо подготовиться, – она хитро прищурилась. – Как думаешь, сколько стоит хороший забор? Электрический?
– И камеры видеонаблюдения, – подхватил муж. – И сигнализация. И может быть, пару доберманов?
– И табличку: "Осторожно, злые хозяева"!
Они расхохотались. Над морем медленно поднималась луна, а с набережной доносились приглушенные голоса гуляющих. Их маленький городок засыпал, убаюканный шумом прибоя.
Через неделю они установили видеодомофон последней модели. А в прихожей, на самом видном месте, появилась табличка:
"ПРАВИЛА ДОМА:
- Гости без предварительной договоренности считаются мошенниками. О них сообщается в полицию.
- Французские бульдоги к проживанию не допускаются.
- Незапланированные вечеринки караются немедленным отключением всех коммуникаций.
- Уборка и перестановка мебели без согласования с хозяевами приравнивается к вандализму.
- Свято место пусто не бывает, но иногда очень хочется!"
А еще через месяц Марина завела в кофейне специальную книгу отзывов. На первой странице появилась загадочная запись: "Самое тихое место на побережье. Идеально для спокойного отдыха. Wi-Fi не работает, свет отключают, вода только по четным числам. Не рекомендуем."
Подпись была размашистая: "Семья из Москвы".
Марина каждый вечер перечитывала этот отзыв и улыбалась. Иногда лучшая защита – это нападение. А лучшая реклама – та, которая отпугивает ненужных гостей.
Только вот незадача – на следующий год они все-таки приехали. С тёщей. Но это уже совсем другая история...
Уважаемые читатели, а как вы относитесь к таким вот сюрпризам? А сами сможете поехать в гости к друзьям в другой город без предупреждения?
Интересные рассказы: