Найти в Дзене
Записки с тёмной стороны

Я в стыде или стыд во мне

А это мысли вслух по мотивам группы про стыд. Опять да.

На стыд можно посмотреть по-разному. Например, я могу его разделить на две разновидности:

  • - в первом варианте стыд управляет человеком. Человек охвачен стыдом. Он в стыде. Он остановлен стыдом;
  • - во втором варианте человек управляет своим стыдом. Стыд внутри человека. Человек использует стыд для того, чтобы остановить внутри себя ситуативно' те или иные импульсы.

Как эти два варианта различаются?

В первом варианте, встречаясь с другим, кто делает то, что человеку самому делать стыдно, предъявляется как-то так, как человеку предъявляться стыдно, человек будет чувствовать зависть, удовольствие, восхищение, что-то из такого спектра. Возможно, ещё сожаление о том, что сам так не умеет, или вину, или стыд за это.

Во втором варианте, человек, встречаясь с другим, кто делает то, что человеку самому делать стыдно, предъявляется как-то так, как человеку предъявляться стыдно, будет чувствовать стыд, злость, внутри будет желание осудить другого, остановить, возможно, держаться от этого другого подальше.

В первом случае это история примерно о том, что ты маленький что-то делаешь хорошее-приятное, тебе хорошо, но тут приходит кто-то большой и более сильный, кто мой кайфовый процесс останавливает, называет плохим, неправильным, говорит своё «фу», нельзя, стыдно, что-то ещё в этом роде. В худшем случае, большой и сильный, в принципе, хочет, чтобы тебя не было, ты никак не был проявлен или проявлялся только так, как в данный момент нужно ему. Что в этот момент происходит с тобой, который меньше и слабее? Тебе приходится проглотить оценку тебя, оценку твоего процесса. Либо потому проглотить, что ты ещё, в принципе, не умеешь выбирать, «съедать» ли всё, что в тебя помещают, в том числе и оценки, либо потому, что в реальности или в твоей фантазии есть угроза — ты ожидаешь, что попытка не принять оценку или требование другого прекратить процесс, повлечёт наказание. В худшем случае другой останавливает тебя не словесно или не только словесно, но и физически — посредством физического насилия, удерживания.

В теле и в способе рационально оценивать себя у тебя остаётся соответствующий опыт. Дальше похожие импульсы автоматически останавливаются. Как бы сами. Это история о том, что внутри тебя поселяется твой персональный мучитель. В таком варианте стыдно может быть за всё, что угодно, иногда за совершенно противоположные проявления себя (например, стыдно быть умным, но также стыдно быть глупым, стыдно быть тихим, но также стыдно быть громким). В худшем варианте стыдно, в принципе, быть.

Во втором варианте это история больше про сообщение от другого большого и важного, в котором ты нуждаешься, о том, что в такой-то сборке в таком-то контексте ты неуместен. Ключевая разница при этом заключается в том, что ты уже умеешь и успеваешь выбирать, соглашаться ли с тем, что тебе дают, с ролью, которую тебе навязывают, с тем, что тебе пытаются «скормить». Ты понимаешь, что если не остановишь свой процесс, окажешься отвергнут значимым человеком или средой, окажешься в опасности, приблизишься к кому-то или к чему-то прежде, чем успеешь оценить, насколько это безопасно, желанно, целесообразно. Это история про ценностные ориентиры, про границы интимности, про скорость сближения с другими. Истрия о том, чтобы останавливать внутри себя импульсы, которые здесь и сейчас неуместны, до тех пор, пока не попадешь в более подходящие условия, не убедишься в целесообразности реализации этих импульсов именно в какой-то конкретной форме, не найдёшь наиболее подходящую форму. В таком варианте это история о том, чтобы не опорожнять мочевой пузырь посреди чужой гостинной, а поискать уборную, о том, чтобы не рассказывать все свои тайны первому встречному, не раздеваться перед каждым вне пляжа или бассейна, если вы недостаточно хорошо друг друга знаете, не переходить дорогу на красный сигнал светофора для пешеходов, а если что-то такое сделал — появляется стыд, страх отвержения средой.

Что делать, если стыд похож на тот, что в первом варианте? Замечать своё желание в остановленном стыдом импульсе. Замечать, чего вы хотите, и по-возможности замечать, как происходит остановка. Искать своё отвращение к тому, что вам пришлось «проглотить». Искать свою злость на тех, кто это «проглотить» заставить. По-возможности — возвращать себя в настоящее, где вы сильнее, больше, можете выбирать, примерять на себя все оценки и требования, подходят ли. Искать к себе тому, который не может не останавливать себя на автопилоте, сочувствие. На мой вкус, замечать желание и находить сочувствие — достаточно.

Во втором варианте имеет смысл периодически примерять на себя установки, которым вы следуете, и задаваться вопросом: «Я, действительно, сейчас выбираю следовать этому правилу?» А ещё задавать себе вопрос: «Я действительно, хочу быть принятым именно этой средой, в которой важно следовать именно этим правилам?»