На Форуме "Масштабирование. Предпринимательство. Инвестиции" проходил конкурс франшиз, в котором, помимо трех мест победителей, вручались специальные номинации. Адресная награда от АНО "ЭРФИП" была вручена Патронажной службе "Открытая дверь" как выдающейся социальной франшизе.
В России частные патронажные службы только начали развиваться, и только в крупных городах, где они предлагают дополнительные услуги: от ухода за пожилыми людьми до помощи людям с хроническими заболеваниями. Эти службы часто используют коммерческий подход и могут работать на благотворительной основе, привлекая высококвалифицированных сотрудников. Их вклад в социальное обслуживание населения набирает обороты. FranchCamp взял интервью у сооснователя франшизы "Открытая дверь", Бориса Миртова.
— Как появилась идея вашего бизнеса, какая у него предыстория? Почему вы этим занимаетесь?
— В 2015 году ВТБ поглотил компанию, где работала Светлана Миртова, ныне генеральный директор патронажной службы “Открытая дверь”. Устроиться вновь на позицию топ-менеджера было сложно, возраст кандидата - 45 лет - несмотря на наличие компетенций, воспринимался работодателями как критический. Например, одна из частых причин отказа звучала как “вы не сможете освоить технологии”. Зарплаты предлагали в три раза ниже прежней.
24-25 октября прошла первая конференция франчайзи, мы собрали представителей из 10 городов, подвели итоги, обменялись опытом, провели тренинги и мастер-классы, получили позитивные эмоции общения и единения в одну команду.
— Расскажите о вашей команде. Есть ли у вас корпоративная культура? В чем она состоит?
— На сегодня команда управляющей компании состоит из 19 человек. Работают отдел патронажа, отдел франшизы, отдел маркетинга, бухгалтерия, программисты, выездная медицинская служба.
Корпоративная культура у нас состоит из традиций:
- особенного бережного отношения к персоналу
- системного обучения менеджеров и помощников по уходу (сиделок)
- работе с выгоранием
- корпоративного приветствия в телефонном звонке
- наличие корпоративных скриптов
- корпоративные инструменты - почта, телефон, СРМ
- выпуск корпоративной атрибутики календари, визитки, пакеты
— Многие эксперты говорят о кадровом голоде. Наблюдаете ли вы его? Как подбираете персонал?
— Кадровый голод, конечно, и нас касается. Используем систему многоканальности и многолетний опыт в рекрутинге. У нас своя многоступенчатая система отбора помощников по уходу, которая успешно работает. В основном есть сложности с подбором новых менеджеров. Решаем их, изучая передовой опыт и современные технологии эйчар-специалистов, выезжаем на форумы, знакомимся и перенимаем опыт.
— Каким видом договора пользуетесь, почему именно этим видом?
—Используем классический договор коммерческой концессии как проверенный и наиболее понятный для сторон инструмент.
— Социальный бизнес - для многих непонятное словосочетание. Действительно ли можно зарабатывать, делая благие дела?
— Мы не разделяем для себя понятия бизнеса и социального бизнеса. Считаем, что ведем бизнес, отлаживаем бизнес-процессы, считаем рентабельность всех процессов.
Мы считаем, что делать добрые дела с деньгами проще, значительнее и успешнее.
И зарабатывать, делая благие дела, вполне можно и нужно!
— Поделитесь цифрами управляющей компании.
— Наша особенность - учет только маржинальной прибыли. В 2024 году работали 19 точек по франшизе, 4 закрылись. В каждой точке в среднем работают 2-3 человека менеджеров и от 50 до 1000 помощников по уходу (сиделок). Оборот по сети управляющей компании составляет на 2024 год около 50 млн. руб.Фото: Борис Миртов
Жизнь сложилась так, что в ходе поиска, где можно было бы применить свои компетенции руководителя и рекрутера для больших сетей, пришлось взять на себя уход за близким родственником после инсульта. Нужна была помощь, и поле изучения рынка патронажных служб стало понятно, что рынок… пуст. При этом спрос огромный! Так пришло решение открыть патронажную службу.
— Как оцениваете ситуацию рынка России в вашей отрасли? В мире?
— Наша отрасль имеет большие перспективы развития и в России, и в мире. Имеет место большой спрос на наши услуги при отсутствии системных игроков. Государственная социальная защита не закрывает потребностей жителей. Рынок движется в формировании частного рынка патронажа.
— Какие перспективы в этом направлении бизнеса видите?
— Рынок велик. На сегодня частный патронаж занимает менее 1% от потребностей потребителей. Мы планируем охватить не менее 10% рынка России в ближайшие 3 года. Если говорить про конкретные цифры: открыть порядка 100 точек по франшизе, и 10 своих филиалов.
— На каком этапе вы решили масштабироваться по франчайзингу? Почему выбрали именно этот способ?
— Вопрос масштабирования по франшизе возник уже на второй год, Мы были на социальном форуме и попали на выступление Василя Газизулина, основателя каталога Топфранчайз: “100 франшиз за 3 года - реальность”. Загорелись этой идеей, поскольку открывать свои точки - дорогое мероприятие, хотя и более прибыльное. Но к практической реализации проекта франшизы мы пришли, обкатав модель на еще двух своих точках в других городах.
— Сколько у вас сейчас партнеров-франчайзи?
— На сегодня у нас 15 действующих партнеров-франчайзи.
— Как вы с ними взаимодействуете?
— Мы постоянно взаимодействуем. Есть несколько мест для встреч:
- Общие чаты для директоров и менеджеров
- Проходят ежемесячные совещание по видеоконференцсвязи
- Два-три раза в месяц проходит обучение для менеджеров с привлечение специалистов по уходу, паллиативной медицине, реабилитации
- Проходят тренинги по увеличению конверсии продаж и рекрутинга и пр.
Полный тест читайте в нашем блоге на сайте.