Здесь я пишу не только о детском здоровье и развитии, но и детской психологии, а так же делюсь интересными экспериментами.
Дети находятся в том же информационном поле, иногда у них могут возникнуть недетские вопросы. Хотим рассказать об эксперименте. Джейн Эллиотт - учительница младших классов. Она решила провести эксперимент, чтобы продемонстрировать детям, что такое предрассудки и дискриминация. Для этого она разделила всех детей в классе на голубоглазых и кареглазых. Голубоглазым детям был условно присвоен высокий статус, а кареглазые были объявлены «представителями низшей расы», не заслуживающими уважения.
Джейн выделила голубоглазых учеников и сообщила всем, что эти дети лучше, «чище», умнее других, к тому же, у нее самой глаза того же цвета.
Статус голубоглазых давал им определенные привилегии:
- они могли получить в столовой вторую порцию еды (чего не позволялось их кареглазым одноклассникам);
- им разрешалось играть в новом спортивном зале, перемена для них увеличивалась на 5 минут.
На кареглазых же накладывались ограничения:
- им нельзя было пить из общего фонтанчика: теперь они должны были пользоваться бумажными стаканчиками, так, будто они являются «грязными»;
- их перемена заканчивалась на 5 минут раньше;
- они не могли играть в новом спортивном зале вместе с голубоглазыми детьми, так как «были не так хороши, как они»;
- все кареглазые дети обязаны были носить специальный «черный воротничок», который был виден издалека, не позволяя усомниться в статусе.
Кроме того, учительница то и дело подчеркивала, что кареглазые дети глупее, хуже голубоглазых, постоянно доставляют проблемы. Это было достаточно убедительно, чтобы дети в это поверили.
Оказавшись в таком «привилегированном» положении, голубоглазые дети тут же начинали вести себя высокомерно по отношению к кареглазым, демонстрировали доминантное поведение, даже оскорбляли одноклассников и применяли к ним различные физические воздействия.
Эллиотт писала, что детям понадобилось всего 15 минут, чтобы превратиться «из разумных, хороших детей в мерзких злобных шовинистов».
Кроме того, у высокого статуса было и еще одно интересное последствие. Успеваемость голубоглазых детей значительно улучшилась, что подтверждают собранные Эллиотт статистически значимые данные.
Примерно настолько же ухудшилась успеваемость кареглазых ребят, и это также подтверждено статистикой. Сами дети утверждали, что учились лучше, потому что были «избранными», и хуже, если были «изгоями».
Логически это несложно объяснить. «Угнетенные» школьники у доски терялись и нервничали, многие пребывали в сильном стрессе, который мешал эффективно усваивать знания.
Эксперимент длился два дня. На следующий день Эллиотт решила продолжить эксперимент, и теперь группы учеников поменялись ролями.
Она объявила, что «ошиблась», и на самом деле кареглазые дети чище, умнее и лучше голубоглазых. Кроме того, учительница обосновала превосходство кареглазых действием пигмента меланина, который якобы делает их умнее.
Теперь голубоглазые дети оказались в угнетенном положении. Кареглазые могли бы быть снисходительными к ним, ведь они знали, что те испытывают. Но дети не захотели проявить милосердие и отплатили той же монетой.
От себя хочется добавить: «Чтобы сделать мир лучше, начните с себя!»
Разговаривайте с детьми, объясняйте им сложные вещи, прививайте интерес к сложным книгам и фильмам. Будьте примером для своих детей. Спрашивайте себя чаще: "Я сейчас подаю хороший пример?"