В прошлом году эвенкийка Ксения Кручинина, более известная под творческим псевдонимом AINA, выпустила свой дебютный альбом с лаконичным названием «Northstar». Помимо высокой оценки аудитории пластинка получила признание и от музыкальных экспертов, об этом говорит, например, награда «Лучший этно-альбом по версии «Russian World Music Chart 2023»».
Совсем недавно у AIN'ы вышел новый полноформатник «Ekonda». Мы пообщались с создателями пластинки и узнали, каково это - делать музыку на эвенкийском языке в 2024 году и в чем заключается интерес работы с этническим контекстом.
Ксения - вокалистка проекта AINA
П.: «Как долго создавался альбом (сколько по времени сочинялись композиции)?»
К.: «Создание альбома заняло около года. Композиции сочинялись постепенно, некоторые из них начали складываться еще до начала активной работы над альбомом, другие же были написаны уже в процессе записи»
П.: «Твоя любимая песня с альбома?»
К.: «Из альбома я бы особо выделила песню «Кумалан» — она моя любимая, вечно дорогая моему сердцу с самого детства и до сих пор. Это не просто песня, это чувство, которое я проношу через годы. Ее текст принадлежит поэтессе Евгении Курейской»
П.: «Примесь русской речи с эвенкийской в треках - вынужденная мера или осознанный серьезный шаг?»
К.: «Это осознанный шаг. Мы хотим показать, что наша культура не изолирована, она взаимодействует с другими культурами. Русский язык для многих из нас — часть повседневной жизни, и его сочетание с эвенкийским языком отражает нашу реальность»
Артемий - саундпродюсер, композитор и звукорежиссер проекта AINA
П.: «В чем нюансы работы с этно-вокалом и этно-звучанием?»
А.: «Все мы знаем, как написать рок, хаус или поп-композицию – примеров и референсов море. А как должна звучать современная этно-музыка? Представим, что мы художники и перед нами чистый холст, с которым мы можем делать все, что нам вздумается. Главная сложность в работе с этно-музыкой – создать сбалансированное гармоничное звучание. Как художник выстраивает композицию, так же мы продумываем каждую песню и каждый звук в ней, чтобы магия случилась»
«Технически более сложными, по сравнению с первым альбом «Northstar», были этапы сведения и мастеринга, которые я выполнил. На то, чтобы гармонично соединить вместе все разнообразие живых и электронных инструментов, чтобы при этом сохранялось единое монолитное звучание альбома, ушло много сил и бессонных ночей. Зато, на сегодняшний день я считаю альбом «Ekonda» своей лучшей работой как аранжировщика и звукорежиссера»
П.: «Каких этнических музыкантов слушаешь, на кого опираешься, кто вдохновляет?»
А.: «Мне нравится скандинавская сцена – Wardruna, Heilung, Aurora. У этих музыкантов серьезный уровень подготовки и высокое качество музыки. Я люблю исполнителей из Тувы и Монголии – The Hu, Huun-Huur-Tu, Yat-Kha – яркий пример того, что народная культура способна найти ценителей в самых разных частях света. Поэтому музыка «с корнями» зовется World Music – то есть, музыка мира»
П.: «Много ли саунд-находок и экспериментов было на данном альбоме от тебя?»
А.: «Моей главной целью при написании альбома «Ekonda» было создание не просто аранжировок, а цельного звукового полотна, узнаваемого и современного. Поэтому, для исполнения партий я выбирал самые разнообразные редкие инструменты – ханг, джембе, дарбуку, различную перкуссию из Тибета, копыта оленя, флейты сякухати и бансури, поющие чаши, разные виды гитар, варган в исполнении Айны. Тщательно подбирался каждый звук синтезаторов и электронной перкуссии – всё для создания уникального аутентичного звучания. Для записи моринхура мы специально пригласили Алаша Топчина, ранее участвовавшего в группе Altai Kai. Душевно благодарим Алаша за отзывчивость и мастерский подход к делу!»
П.: «Чем тебя привлекают этно-проекты?»
А.: «Я родился в Сибири, поэтому с детства знакомился с такими уникальными явлениями, как горловое пение и народные инструменты коренных народов Сибири. Меня всегда привлекало это, потому что я видел в таких вещах что-то древнее, уникальное, «от природы». Когда я познакомился с Айной, она открыла для меня совсем неизведанный мир эвенкийского фольклора, с богатой мифологией, легендами и, конечно же, песнями. Для меня показалось странным, что так мало людей знают о таком сокровище, хотя оно находится совсем рядом, на севере Сибири. Я понял, что эту древнюю культуру нужно хранить, оберегать и продолжать традицию. Так я проникся любовью к музыке народов Сибири и без этого уже вряд ли смогу»
Элина - исполнительный продюсер и менеджер проекта AINA
П.: «Есть ли сложность продвижения этно-альбома в 2024 году?»
Э.: «Да, сложности есть. Рынок музыкальной индустрии часто ориентирован на мейнстрим, и этническая музыка может быть воспринята как нишевый продукт. Однако, с растущим интересом к мировой культуре, это также представляет собой возможность»
П.: «Какими инструментами продвижения пользуешься?»
Э.: «Мы используем сочетание традиционных и цифровых маркетинговых инструментов: пресс-релизы, участие в музыкальных фестивалях, активное присутствие в социальных сетях, стриминговые платформы, видеоконтент на YouTube, сотрудничество с блогерами и музыкантами»
«Скоро наши слушатели увидят клип на песню Kumalan с нового альбома. Клип мы сняли с друзьями-сибиряками, в степях Хакасии во время поездки на фестивали «Усту-Хурээ» и «Мир Сибири» – вышла серьезная и очень красивая работа. Она о любви к родному дому, к той земле, которая питает, согревает и вдохновляет»
««Чунгтур чунгтур, чунгтуркэллу…». В языке коренных народов слово «Чунгтур» означает и «тайга», и «дом»»
««Кумалан» - национальный ковер эвенков, сшитый из оленьих шкур с чередованием темных и светлых фрагментов. Он напоминает Сибирь с высоты птичьего полета: чередование тайги, тундры, степей, рек и озер — все это сплетается в один ценный и уникальный узор, узор, который для каждого из нас значит «дом»»
П.: «Какие фишки присутствуют на альбоме, которые заставят влюбиться в него и слушателей, далеких от этнозвучания?»
Э.: «Стоит обратить внимание на песни «Кумалан», «Шаманка», «Eni Buga» – я не встречала ничего подобного в современной этно-сцене, что как раз может заинтересовать людей далеких от этнозвучания»
© Проект «МОХ»
#медиамох #мохстатьи #мохновости #мохинтервью #aina